Введение 3
Глава 1. Инклюзия и социальные стандарты современного общества 13
1.1 История становления и развития института инклюзии в контексте
формирования современного общества 13
1.2 Институт инклюзии и развитие социальных стандартов современного
общества 17
Глава 2. Инклюзия в России как элемент социальной системы общества 24
2.1 Проблема внедрения инклюзивной системы в Российской
Федерации 24
2.2 Государственная политика РФ в области защиты людей с
ОВЗ 31
2.3 Организации РФ, оказывающие помощь в адаптации личности с
ОВЗ 39
Глава 3. Методическая разработка воспитательного
мероприятия 46
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 67
Приложение 1
Выпускная квалификационная работа посвящена феномену инклюзии - её смыслу, особенностям и возможностям этого института социальной системы применительно к условиям России.
Актуальность темы исследования. Возможности современного общества наиболее наглядно проявляются в доступности окружающей среды, социальных лифтов, образования, в том числе и наиболее наглядно, для людей с ограниченными возможностями здоровья. Мир становится все более социально ориентированным и взаимосвязанным, а приоритеты в определении качества социальной жизни всё больше исходят из установки о том, что необходимо стремиться к созданию общества, открытого и гостеприимного для всех людей, независимо от их расы, пола, религии или любого другого фактора. Это знаменует создание общества, которое ценит разнообразие и уважает права всех людей.
В таком контексте проблема инклюзии одна из приоритетных, что подчёркивает актуальность выбранной темы.
Исходим мы в рамках нашей работы из того, что инклюзивное общество - это общество, в котором каждый человек имеет доступ к одинаковым возможностям и ресурсам, независимо от его происхождения или идентичности. Это включает доступ к образованию, занятости, здравоохранению, жилью и другим основным потребностям. Это также означает создание среды, в которой каждый чувствует себя в безопасности и уважается независимо от своих различий. Инклюзивное общество также работает над устранением дискриминации, основанной на любой форме идентичности или различий.
Параметры инклюзии необходимы для дальнейшего развития общественных и выстраивания экономического развития, ориентированного на социальные приоритеты. Считается, что, когда каждый имеет доступ к одинаковым возможностям и ресурсам, это создает более гуманное общество,
в котором каждый может процветать. Кроме того, такое инклюзивное общество способствует укреплению доверия между различными группами внутри социального агрегата, а также между различными общностями по всему миру. Это доверие должно способствовать сотрудничеству и кооперации, что может привести к инновациям и ускорению развития в целом.
Пространство инклюзии начало формироваться не так давно в России и в современном мире популяризируется дискуссия о расширении понимания инклюзивности. Так, в контексте данного термина следует говорить не только о людях с ограниченными возможностями здоровья, но и про национальные меньшинства, которые подвергаются дискриминации в обществе, когда речь идет о рассовом или этническом разнообразии и тд. Однако в нашей работе основной упор делается именно на включении людей, имеющих инвалидность, в жизнь общества.
Объект исследования. Объектом нашего исследования является социальная система общества в её социально значимом, инклюзивном аспекте.
Предмет исследования. Предметом исследования являются элементы инклюзии применительно к социальной прослойке людей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель работы - рассмотреть институт инклюзии в качестве одного из элементов социальной системы общества и оценить его возможности применительно к России...
До 1960-х годов люди с ограниченными возможностями воспринимались как жертвы несчастных обстоятельств, что вызывало только эффект сочувствия. Однако значительный сдвиг в мышлении произошел в 1960-х годах с появлением в США «движения за независимую жизнь». Это изменение в перспективе, известное как «социальная модель», признает, что решение проблемы инвалидности требует изменения общества и устранения барьеров. Цель заключается в устранении препятствий, формировании позитивного отношения и обеспечении того, чтобы законы и политика поддерживали полное участие и недискриминацию. Вместо того чтобы считать инвалидность ненормальной, этот подход принимает людей с ограниченными возможностями и стремится улучшить их жизнь. Он признает, что институциональная дискриминация, глубоко укоренившаяся в обществе, способствует возникновению индивидуальных и коллективных проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, подобно сексизму или расизму. Нынешнее исключение людей с нарушениями развития неприемлемо и требует реформы. Подобно тому, как нельзя научиться плавать, не поплавав, изменение дискриминационного мышления требует активного взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями.
Идея социальной интеграции предполагает проведение политических, экономических и социальных изменений для достижения равенства. Она признает, что ограничение возможностей - это не то же самое, что ограничение потребностей. Демократическое общество, которое ценит разнообразие как средство устойчивого социального прогресса, должно поддерживать принцип равных прав и свобод для всех граждан без исключения. Это основа «инклюзивного общества».
Сегодня институт инклюзии играет важнейшую роль в формировании современного общества. Он помогает создать более разнообразное и
толерантное сообщество, где каждый может процветать. Инклюзия способствует социальной сплоченности, объединяя людей разного происхождения и побуждая их работать над достижением общих целей. Кроме того, с экономической точки зрения инклюзия - одна из способностей, обеспечивающих выживание...
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. [Электронный ресурс] // Consultant.ru: информационно-правовой портал. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ec8354bcf00aac2d28 99fbf033c3ef963e91411e/ (дата обращения 07.02.2023).
2. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989. [Электронный ресурс] //
Consultant.ru: информационно-правовой портал. URL:
https: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9959/ (дата обращения 07.02.2023).
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей
ООН 10.12.1948). [Электронный ресурс] // Consultant.ru:
информационно-правовой портал. URL:
https: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 120805/(дата обращения
15.03.2023).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред.
от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023). [Электронный ресурс] // Consultant.ru: информационно-правовой портал. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683/(дата
обращения 15.03.2023).
5. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической
деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями от 1994 г. [Электронный ресурс] URL:
https://perspektiva-inva.ru/zakonodatelstvo/mezhdunarodnoe/salamankskaya-dekla racziya-o-princzipah-politike-i-prakticheskoj-deyatelnosti-v-sfere-obrazovaniya-lic z-s-osobymi-potrebnostyami/
6. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от
19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция). [Электронный ресурс] // Consultant.ru: информационно-правовой портал. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 60/ (дата обращения
10.04.2023).
7. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] // Consultant.ru: информационно-правовой портал. URL:
https: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8559/ (дата обращения 10.03.2023).
8. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от
03.05.2012 N 46-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] // Consultant.ru: информационно-правовой портал. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 129200/ (дата обращения
11. 03.2023).
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] // Consultant.ru: информационно-правовой портал. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения 10.03.2023).
II. Монографии и статьи
10. Алехина, С.В. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 26-28 июня 2013 г. / ред. С.В. Алехина. - М.: Буки Веди, 2013. - С. 32-40.
11. Артюшенко, Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук / Н. П. Артюшенко. - Томск, 2010. - С. 4-8.
12. Беличева, С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска / С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2005. - № 2. - С. 21-32.
13. Бикбулатова, А.А. Трудоустройство инвалидов: мировой опыт и современное состояние [Текст] / А. А. Бикбулатова, Е. А. Петрова, Р. В. Козьяков // ученые записки Рос. гос. социального ун-та. - 2016. - Том 15. - № 4(137). - С. 6-11.
14. Вакорина, Л.Ю. Инклюзивное образование в России: создание условий реализации // Теория и практика общественного развития. - 2018. - №5. - С. 34.
15. Волкова, И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.10 / И.П. Волкова // Рос. гос. пед. унт им. А.И. Г.рцена.- Санкт-Петербург, 2010. - С. 43...44