Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические характеристики подростков, предпочитающих гомосоциальное общение

Работа №158821

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ научных источников по проблеме общения в подростковом возрасте
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 7
1.2. Категория общения в психологии 15
1.3. Особенности общения в подростковом возрасте 21
Глава 2. Изучение различий в психологических характеристиках подростков, предпочитающих гомосоциальное и гетеросоциальное общение
2.1. Описание процедуры и методов исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 45
Выводы 57
Заключение 59
Список используемых источников 61
Приложение 66

Проблема психологических особенностей общения у подростков имеет особую актуальность в связи с тем, что именно этот вид деятельности является ведущим на данном этапе развития в онтогенезе. Родители и педагоги подростков всегда озадачены вопросом эффективного управления взаимодействием с ними. Это предполагает знание возрастных
закономерностей развития подростка. В решении задач воспитания подростков значительная роль принадлежит изучению психологических особенностей общения в этом возрасте.
Л.С. Выготский отводил общению значительное место в ходе развития и выделил его как фактор психического развития и условие саморегуляции личности [14].
Одна из главных тенденций подросткового возраста - переориентация общения с родителями, учителями, вообще со старшими, на общение с равными по положению, на общение со сверстниками.
Общение со сверстниками возникает уже в раннем детстве и с возрастом усиливается. Уже в дошкольном возрасте отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии личности ребенка, препятствует развитию коммуникативных способностей и самопознания. Развитие подростков во многом определяется характером общения со сверстниками, а их поведение по самой сути своей является коллективно- групповым [31].
Общение со сверстниками является в этом возрасте важнейшим каналом информации, как о других, так и о себе. Получая информацию от другого, перерабатывая её, подросток уточняет знание о себе. Это и специфический вид межличностных отношений, в котором вырабатываются необходимые навыки как воздействия на других, так и умение подчиниться коллективным правилам и нормам. Без общения со сверстниками подросток не может выработать необходимые личности коммуникативные качества.
Это также вид эмоционального контакта. Переживание принадлежности к группе сверстников, чувства включенности в неё дает подростку ощущение эмоционального благополучия и устойчивости. По мнению А.В. Мудрика, общение - важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей [31].
Для подростка важно не просто быть в группе, но и занимать в ней удовлетворяющее его положение. Некоторые из них нацелены на позицию лидера, для других важно быть признанным, принимаемы, третьи ищут в группе авторитетного, значимого для себя человека. В любом случае, общение является ведущим мотивом поведения подростков. Напряженная потребность в общении является ведущей деятельностью подростков и нередко превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство; они не могут и часа пробыть вне компании сверстников. Особенно сильна такая потребность у мальчиков [22].
В начале подросткового периода общение имеет в основном гомосоциальный характер, т.е. дети предпочитают общество сверстников того же пола. Позднее, вместе с процессом полового созревания, общение все больше приобретает гетеросоциальный уклон, при котором возникает потребность в общении с представителями обоих полов [43, с. 346].
Термин «гомосоциальность» появился в психологии достаточно давно. Гомосоциальность означает общение с себе подобными, без всяких сексуально-эротических коннотаций.
Г етеро / гомосоциальность - ориентация на общение с лицами противоположного или собственного пола; она измеряется тем, с кем человек предпочитает вместе работать, проводить свободное время, развлекаться и т.д. Ее главный объективный показатель - круг социального общения индивида [15].
Г омосоциальность - прежде всего возрастной феномен, когда общение, включая сексуально-эротические интересы, мальчиков и девочек локализовано среди сверстников собственного пола.
Г етеро / гомосоциальность указывает на кого человек ориентируется, какова его референтная группа. Гомосоциальность рассматривается как тенденция некоторых лиц общаться преимущественно с людьми собственного пола, как гендерная сегрегация [15].
Усиление тенденции гетеросоциального общения к концу подросткового возраста относится к возрастным закономерностям. Однако, гетерохронность процесса развития в некоторых случаях обнаруживается в сохранении склонности к гомосоциальному общению у некоторых старших подростков.
На наш взгляд, исследований по вопросам гендерных предпочтений в общении подростков явно недостаточно. В то время, как ряд исследований доказывает, что привязанность к сообществу людей собственного пола / гендера влияет и на сексуально-эротические чувства и отношения. Не случайно, среди мужчин, у которых уровень гомосоциальности значительно выше, чем среди женщин, гораздо чаще встречается и гомосексуальное поведение, даже если культура его запрещает. В известном смысле, гомосоциальность исторически предшествует гомоэротизму и отчасти предрасполагает к нему [15].
Малое количество исследований по проблеме причин, факторов и особенностей гомосоциального общения и определил наш исследовательский интерес к данной теме.
Целью исследования стало изучение психологических характеристик подростков, предпочитающих гомосоциальное общение, для использования диагностических данных в консультативной работе педагога-психолога с подростками, их педагогами и родителями...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Гетеро/гомосоциальность - ориентация на общение с лицами противоположного или собственного пола; она измеряется тем, с кем человек предпочитает вместе работать, проводить свободное время, устраивать свой досуг и т.д. Ее главный объективный показатель - круг социального общения индивида [15].
Одна из главных тенденций подросткового возраста - переориентация общения со взрослыми - родителями, учителями - на общение со сверстниками.
Общение со сверстниками является для подростка важнейшим каналом информации, как о других, так и о себе. Это также вид эмоционального контакта. Переживание принадлежности к группе сверстников, чувства включенности в неё дает подростку ощущение эмоционального благополучия и устойчивости.
В начале подросткового периода общение имеет в основном гомосоциальный характер. Позднее, вместе с процессом полового созревания, общение все больше приобретает гетеросоциальный уклон, при котором возникает потребность в общении с представителями обоих полов.
Гомосоциальная направленность общения в соответствии с закономерностями развития является нормой для младших подростков. Сохранение этой направленности к концу подросткового возраста может быть следствием недостаточной сформированности средств и навыков общения; низкой коммуникативной компетентности, заниженной самооценки, отставанием формирования психологических новообразований в мотивационно-потребностной сфере и т.д.
Результаты проведенного нами исследования показали, что юноши- подростки с гомосоциальной направленностью общения и подростки, ориентированные на гетеросоциальное общение, имеют разную потребность в одобрении; разные типы рефлексии и различаются по таким базисным установкам, как доверие к миру и убеждение относительно собственной ценности. Все показатели, за исключением потребности в одобрении ниже у подростков, предпочитающих общение с представителями своего пола...



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический проект, 2007. - 704 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков Учёб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
3. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы / Б.С. Алякринский. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 198 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер. 2001. - 288 с.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. шк. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 375 с.
7. Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение.- М.: Институт психологии РАН, 2004. - 480 с.
8. Биксантеева В.А. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений старших подростков с нарушенной самооценкой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 141-145. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95072.htm
9. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.:
Международная педагогическая академия, 2002. - 320 с.
10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - С.Пб.: Питер, 2008. - 400 с.
11. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство: Часть 2. - М.: Генезис , 2007 - 4-е изд. - 128 с.
12. Волков Б.С. Психология подростка - М.:, 2002. - 150 с.
13. Воронцов Д.В. Гендерная психология общения / Д.В. Воронцов. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. - 208 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Собр. соч.: в 6т / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2004. - Т. 4. - С. 243-385.
15. Гомосоциальность и гомосексуальность
http://www.pseudology.org/kon/Articles/HomosocialnostHomosex.htm...56



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ