ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие фонетико-фонематического компонента речи детей в
раннем и младшем дошкольном возрасте 8
1.2. Взаимосвязь развития речевых и двигательных функций в
онтогенезе и особенности их формирования в условиях дизонтогенеза у детей младшего дошкольного возраста 13
1.3. Логопедическая ритмика как коррекционно-развивающая
технология, направленная на стимуляцию фонетико-фонематических умений у детей 16
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОНЕТИЧЕСКОГО И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 22
2.2. Анализ и обобщение результатов экспериментального
исследования 33
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
3.1. Организация, структура и содержание коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей 4-го
года жизни с различными вариантами речевого недоразвития 39
3.2. Результаты контрольного эксперимента 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Раннее и младшее дошкольное детство - важный и очень своеобразный период развития малыша. Этот период очень сензитивен в плане усвоения различных умений: познавательных, коммуникативных (в том числе речевых), двигательных, социальных. При этом 4-й год жизни является очень тревожным и нестабильным периодом в связи с тем, что его рассматривают как возрастной кризис развития. С одной стороны, это критический психологический период в становлении личностных и социальных аспектов ребенка, когда он пытается доказать свою «самость» в окружающем мире взрослых, самостоятельность - «я сам». С другой стороны, это критический период в развитии речевой функции, когда речеязыковые средства общения становятся ведущими в системе коммуникативного взаимодействия ребенка с окружающими людьми, при этом любой негативный фактор может отрицательно сказаться на формировании организма малыша в целом и речевом развитии в частности.
Именно 4-й год жизни является показательным с точки зрения проявлений уже не задержек, а нарушений развития различных линий, когда явно просматриваются варианты синдрома двигательных расстройств, задержки психического развития или нарушения интеллекта, аффективных расстройств, тяжелой речевой патологии.
По мнению различных исследователей медицинского,
психологического и педагогического профиля таких как О.Г. Приходько, К.А. Семенова, Л.О. Бадалян, Е.М. Мастюкова И.А. Выродова, Н.Н. Малофеев, С.Б. Лазуренко, Ю.А. Разенкова, Н.Д. Шматко и др. от 83% до 92% детей в популяции имеют негативный анамнез вследствие перинатальной патологии центральной нервной системы (ПП ЦНС). Проблемы наблюдаются в период вынашивания плода, при неправильном родовспоможении, в первые дни и месяцы жизни (при возможных травмах, инфекциях и т.п.). В различные годы наблюдаются всплески увеличения числа детей с последствиями ПП ЦНС и другими проблемами соматического спектра.
Последствия негативных воздействий, как и последствия перинатальной патологии ЦНС, в большинстве случаев приводят к различным отклонениям, а затем и нарушениям развития на более поздних этапах. Даже если отклонения у ребенка не так явны, он попадает в «группу риска» по их возможным проявлениям.
Переход в младший дошкольный возраст позволяет определить ранее имевшиеся задержки развития как уже проявившиеся нарушения, которые еще можно максимально нивелировать, а в ряде случаев практически преодолеть.
Начиная работу с детьми младшего дошкольного возраста в инклюзивной группе (в которую были включены дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), для нас было важно выявить всех детей, нуждающихся в логопедической помощи, в том числе и с нерезко выраженной речеязыковой недостаточностью, проявляющейся в виде фонетико-фонематического недоразвития при достаточной
сформированности лексических и грамматических средств, а также наличии развернутой фразы и начатков связного высказывания.
Еще одним важным аспектом, повлиявшим на выбор нами темы нашей работы, было то, что при организации логопедической работы с детьми инклюзивной группы, логопеды проводили индивидуальную и фронтальную работу, направленную преимущественно на формирование лексических и грамматических компетенций детей, опуская и отодвигая проблемы развития правильной звуковой культуры речи и фонематического слуха детей.
В связи с этим для нас было принципиальным подобрать такую технологию коррекционно-развивающего воздействия, которая могла бы помочь как в стимуляции и совершенствовании фонетико-фонематических навыков у детей с условно нормативным развитием, так и детям, имеющим различные по степени выраженности и качественным проявлениям отклонения в речеязыковом развитии.
Такой технологией, на наш взгляд, является логопедическая ритмика. В общеобразовательных дошкольных организациях данная технология отнесена в ранг здоровьесберегащих, так как благодаря ей активизируются компоненты двигательной сферы, осуществляется профилактика гиподинамии, нарушений осанки, плоскостопия. В специализированных группах (коррекционной направленности и инклюзивных) данную технологию используют в групповой работе для формирования компонентов произносительной стороны речи, фонематического слуха и речевой моторики, а также коррекции их нарушений.
Но в логоритмической работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, как показывает практика, часто возникают сложности из-за возрастного аспекта и специфики отклонений или нарушений развития.
Так же следует отметить, что при значительном интересе к развитию речеязыковой деятельности у детей раннего и младшего дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии, проявленном в исследованиях и методических разработках Е.Ф. Архиповой, О.А. Безруковой, Л.Н. Галигузовой, Н.Ю. Григоренко, О.Е. Громовой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Г.А. Мишиной, Е.А. Стребелевой, Ю.А. Разенковой, О.Г. Приходько, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др., технологии логопедической ритмики в работе с детьми младшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии уделено недостаточно внимания. Имеются отдельные методические разработки Н.Ю. Григоренко, М.Ю. Картушиной, Е.В. Кузнецовой, Н.В. Микляевой, О.А. Новиковской, Г.Р. Шашкиной и др.
Учитывая все вышеизложенное, тема нашего выпускного квалификационного исследования представляется актуальной для логопедической практики с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель нашего исследования - выявить нарушения фонетического и фонематического компонентов речи, а также артикуляционной моторики у младших дошкольников и провести коррекционную работу с использованием логопедической ритмики для преодоления данных нарушений...
Подводя общие итоги осуществленной нами работы, необходимо отметить следующее.
1. Среди детей 4-ого года жизни, посещающих инклюзивную группу, помимо воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, которых включают в среду сверстников с более успешным коммуникативным развитием, выделяется группа младших дошкольников, имеющих разновариативные фонетические и фонематические нарушения, обусловливающие необходимость оказания таким детям логопедической помощи.
2. Констатирующий эксперимент, основывавшийся на первичном логопедическом обследовании логопеда образовательной организации и нашей подробной диагностике звукопроизношения, артикуляционных возможностей и фонематического восприятия, позволил выделить 3 детей с уже определенным патологическим речевым статусом - тяжелые нарушения речи, 12 человек имели недостатки фонетико-фонематического компонента речи с сохранностью структурно-семантического оформления высказывания и 4 ребенка с общим недоразвитием речи, III-м уровнем речевого развития, нуждавшихся в формировании всех компонентов речеязыковой системы.
3. Индивидуальные логопедические занятия проводились только с 3 детьми с ТНР в соответствии адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с данной нозологией. Для остальных детей с различными вариантами речевого недоразвития были возможны подгрупповые коррекционные занятия, для которых мы выбрали методику логопедической и фонетической ритмики...
1. Аванесов, Р.И. Фонетика современного русского языка /
Р.И. Аванесов. [Электронный ресурс]: - М., 1956. - Режим доступа:
http://dazor.narod.ru/books/avanesov-fonetika/avanesov-fonetika.htm
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
3. Безбородова, М.А. Методики диагностики психомоторного развития школьников и дошкольников / М.А. Безбородова. - М.: МШ'У, 2019. - 80 с.
4. Безрукова, О.А. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова, О.Г. Приходько. - М.: Русская Речь, 2016. - 110 с.
5. Безрукова, О.А. Картинки для фонетических упражнений / О.А. Безрукова, Н.Ю. Григоренко. - М.: Русская Речь, 2011. - С. 48-67.
6. Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Русская Речь, 2015. - 70 с.
7. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков.
[Электронный ресурс]: - М., 1964. - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/5/0079/5 0079-29.shtml
8. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. - 165 с.
9. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 240 с.
10. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 352 с.
11. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для вузов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, А.М. Мастюкова. - М., 1989. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/2/0049/2 0049-2.shtml
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]: - М., 1999. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0162/index.shtml
13. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка
/ А.Н. Гвоздев. [Электронный ресурс]: - Л., 1948. - Режим доступа:
https://vk.com/wall-131112168 384
14. Григоренко, Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков письма и чтения у детей с речевыми нарушениями: Конспекты занятий / Н.Ю. Григоренко. - М.: Книголюб, 2005. - 72 с.
15. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие / Н.В. Дурова. - М.: Мозаика- Синтез, 2002. - 112 с...53