Введение 3
1 Стратегическое планирование как инструмент развития социума ... 7
1.1 Инновационные подходы к развитию российской
экономики 7
1.2 Государственная поддержка ЗАТО 18
2 Проблемы и перспективы развития
ЗАТО 29
2.1 Особенности ЗАТО города Заречный 29
2.2 Деятельность администрации по городскому развитию
Заречного 42
3 Пути повышения результативности развития города
Заречный 54
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения
Актуальность темы определяется, прежде всего, тем, что в XXI веке в процессе модернизации России идет формирование системы государственного стратегического управления как основного инструмента государственного регулирования. В настоящее время идет активная конкуренция между странами на мировом рынке и занимать сильные позиции невозможно без инновационного развития. Через стратегическое планирование идет формирование целей и задач государства, что в свою очередь ведет к их реализации через государственные программы.
Муниципальное образование является особым уровнем управления, который несет основную функциональную нагрузку по формированию социальной инфраструктуры и предпосылок экономического развития территории. От стабильности развития муниципальных образований зависит устойчивое позитивное развитие региональной и государственной экономики.
Социально-экономическое развитие муниципальных образований играет особую роль в системе муниципального управления, что в свою очередь оказывает огромное влияние на развитие региона и государства в целом. Именно поэтому в последнее время существенно возросла актуальность комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований. Этому способствовал ряд обстоятельств, из которых к наиболее значимым следует отнести:
- вступление в силу 1 января 2009 года в полном объеме Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепившего за органами местного самоуправления полномочии по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;
- подготовка федеральными органами исполнительной власти
концептуальной основы региональной политики Российской Федерации как составляющей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
- выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации 8 февраля 2008 года «О стратегии развития России до 2020 года», придавшего импульс к переходу на всех уровнях власти к стратегическому планированию и ставшего основанием для формирования новой идеологии стратегического планирования на всех уровнях власти.
Особое значение в дальнейшем улучшении и укреплении позиций Российской Федерации на мировом рынке имеют закрытые административно-территориальные образования. Важно подчеркнуть, что большинство исследователей оставляют вне поля своей деятельности изучение стратегического планирования и развития закрытых административно-территориальных образований. Актуальность указанных выше проблем определила содержание и направленность данного исследования.
Научная новизна обусловлена тем, что в работе были проанализированы мероприятия, проводимые в г. Заречном Пензенской области и на основе анализа были даны рекомендации по улучшению результативности городского развития.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды современных отечественных и зарубежных ученых по проблемам системы стратегического планирования, развития закрытых административно¬территориальных образований и перехода к инновационной экономике.
Пути перехода к инновационной экономике и ее дальнейшее становление описано в трудахВ.Л. Абашкина, Г.Л. Азоева, Н. Антюшиной, М.А. Гайворонской, Н.А. Ганькина, М.Ю. Голанда, Л.М. Гохберга, С.С. Гулямова, Е.А. Дынникова, Е.Н. Захаровой, В.В. Прохоровой и др. Анализумеханизмов перехода государственной экономики к инновационной посвящены работы А.В. Кашина, В.Г. Ларионова, О.Н. Мельникова, Е.В. Никулиной, А.В. Орловой, Р. Флориды и др. Важно отметить, что в трудах вышеперечисленных авторов большое внимание уделяется кластерному развитию...
В ходе написания выпускной квалификационной работы, автор пришел к следующим выводам.
Формирующаяся в Российской Федерации инновационная экономика требует реализации определенных действий, а именно необходимо:
- реализовать создание и укрепление новых кластеров, обеспечить их дальнейшее развитие;
- привлекать иностранные инвестиции, с целью вовлечения в процесс социально-экономического развития страны международного опыта и иностранных специалистов;
- увеличивать интеллектуальный потенциал детей и молодежи.
Реализация описанных выше действий невозможна без стратегического планирования. Необходима точная формулировка долгосрочных целей и задач и инструментов их достижения.
Также необходимо отметить, что важную роль в улучшении социально-экономических показателей страны играют закрытые административно-территориальные образования, имеющие ряд присущих только им черт. На территории ЗАТО проводится научная и производственная деятельность, непосредственно связанная с обороной страны. Учитывая научно-техническую базу, накопленную ЗАТО еще со времен Советского Союза, создание научно¬технологических кластеров на территории закрытых городов обеспечит ускоренный рост социально-экономических показателей. Также нельзя не упомянуть о взаимодействии кластеров с госкорпорациями, что в свою очередь тоже ведет к росту показателей.
В связи с особым характером и опасностью деятельности объектов на территории закрытых административно-территориальных образований они являются объектами федеральной государственной собственности, из чего вытекает необходимость передачи ряда полномочий субъектов Российской Федерации, которыми они обладают в отношении обычных муниципальных образований, а также полномочий самих муниципальных образований в компетенцию Российской Федерации. При этом трехуровневая система организации государственной и местной власти, разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями не нарушается, а лишь уточняется в соответствии с Конституцией Российской Федерации...
1. О закрытом административно-территориальном образовании: Закон
Российской федерации от 14.07.1992. № 3297-1// [Электронный ресурс] Дата обновления: 24.04.2018. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2018
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ //
[Электронный ресурс] Дата обновления: 25.04.2018.Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
3. Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов: Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 №508 [Электронный ресурс] Дата обновления: 11.04.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р [Электронный ресурс] Дата обновления: 12.04.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
5. Стратегия социально-экономического развития ЗАТО г. Заречный Пензенской области на период до 2020 года // Официальный сайт Администрации ЗАТО города Заречный Пензенской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://adm.zato.ru/city-development-strategy/
6. Абашкин В.Л., Голанд М.Ю., Гохберг Л.М. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - 250 с.
7. Азоев Г.Л. Инновационные кластеры наноиндустрии М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 296 с.
8. Андреева Д. А. Анализ ключевых показателей результативности при оценке эффективности деятельности государственных гражданских служащих // Проблемы современной экономики. - 2014. - №3. - С. 51-52.
9. Анимица Е.Г., Власова Н.Ю., Дворядкина Е.Б. Закрытые атомные города России (особенности развития и управления) Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2002. - 189 с.
10. Антюшина Н. Значение опыта североевропейских стран для экономической теории и политики // Экономика. - 2015. - № 8. - С. 51-59.
11. Верховодов В.А. О статусе закрытых военных городков и ЗАТО // Право в Вооруженных Силах. - 2001. - №7. - С. 27-34.
12. Власенко А.А. О совершенствовании правового статуса закрытых административно-территориальных образований // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 18. - С.29-31.
13. Гайворонская М.А., Дынников Е.А., Никулина Е.В., Орлова А.В. Выявление «точек роста» региона как основы экономической безопасности и устойчивого инвестиционного развития // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 12. - С. 390- 395.
14. Ганькин Н.А., Ларионов В.Г., Мельников О.Н., Зоны ответственности концептуального развития «креативной экономики» и «творческих индустрий» // Креативная экономика. - 2015. - № 3. - С. 265-278.
15. Грищенко А.И. Государственное регулирование атомной энергетикой: правовые проблемы // Энергетическое право. - 2006. - № 1. - С.26-33...38