ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Концепция формирования универсальных учебных действий... .7
1.2. Значение и особенности коммуникативных универсальных
учебных действий в системе основного образования 10
1.3. Развитие коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС
основных образовательных программ 19
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 27
2.1 Методические средства и условия эффективного формирования
коммуникативных универсальных учебных действий 27
2.2 Разработка и реализация комплекса уроков по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Разработанная концепция развития УУД для системы общего образования, удовлетворит новые социальные запросы, отражающие переход нашей страны от индустриального к информационному обществу, которому нужны не только знания на знаниях, а так же способности добывать и использовать нужную информацию.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться [3, 19, 20].
Актуализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования содержит комплекс главных идей науки и культуры, и конечно концепцию развития УУД.
Исходя из того, что главным путём для новых образовательных стандартов становится внедрение развивающего потенциала общего среднего образования, главной задачей является обеспечение развития УУД, как одной из психологических составляющих центрального ядра образования совместно с традиционным преподаванием предметного содержания школьных дисциплин.
Основной задачей современной системы образования стало формирование УУД, дающих возможность ученикам умение учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Все это может быть достигнуто путем сознательного, непрерывного усвоения учащимися социального опыта. Следовательно, знания, умения и навыки (ЗУН) являются производными от определённых видов целенаправленных действий, то есть они сформировываются, применяются и совершенствуются в совокупности с активной деятельностью обучающихся. Определением компетентности УУД, определяется качеством приобретённых знаний. Неотъемлемость концепции развития УУД для образования выражено следующими факторами:
-важностью скорейшего усовершенствования образовательного пространства в целях повышения общекультурного, личностного и познавательного развития школьников, совершенствование возможностей для создания ситуации успеха у всех обучающихся. - задачами создания общекультурной и гражданской позиции личности, создающих социальное объединение в условиях культурного, этнического и религиозного многообразия нашего общества. К концу дошкольного возраста ребенок социализируется, складываются представления о моральных нормах и правилах поведения, дающих возможность регуляции морального поведения и формирования отношений между людьми, появляется Я-концепция, культурное и этническое самоопределение. Целенаправленное формирование гражданской и общекультурной самоопределённой личности остаётся главной задачей воспитания школьника уже с первых шагов его внедрения в социальные институты:
- формирования единого образовательного пространства, сукцессии ступеней образовательной системы. Проблема непрерывности школьного образования определяется нарастанием процессов школьной идиоадаптации, причиной этого явления становится не высокий уровень школьной зрелости, неполноценной психологической готовностью детей к обучению в школе, недостаточным социальным и государственным контролем за формированием психологического развития учеников. Из за стихийного развития и слабого прогноза результатов развития школьников, всё острее возрастает задача целенаправленного управляемого развития системы УУД, обеспечивающих умение учиться;
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и терпимости членов социокультурного общества, важности ответственности и свободе выбора личности.
Слабый уровень коммуникативной компетентности нашёл отражение в росте числа детей с большой общественной и личной тревожностью. Приходится сталкиваться со случаями неприязни или травли детей одноклассниками, испытанием чувства одиночества, проявления враждебной агрессии в отношении к сверстников. Всё это актуально при воспитании умения сотрудничества для работы в группе, толерантным отношениям к мнениям других, умении слушать и слышать партнера, напрямую, четко и ясно выражать свою точку зрения на проблему.
Возникновение готовности и способности обучающихся применять УУД приведут к повышению уровня эффективности учебно-воспитательного процесса в образовании. Разработанные рекомендации и положения станут догмой для мониторинга оценки успешности личностного и познавательного формирования учащихся, а следовательно будут использоваться авторами образовательных программ, учебно-методических материалов и учебников.
Расхождение требований к результатам образования с истинными результатами, достигнутыми в школе, направляет на поиск новых путей решения образовательных и воспитательных задач.
При введении ФГОС основной задачей школы становится развитие УУД у учеников. Актуальность этой темы, становится важной задачей для определения места и роли универсальных учебных действий в формировании значимой цели в образовании заинтересованности в обучении, познании и творчестве, так и через формирование универсальных учебных действий можно достичь положительного отношения к обучению и формированию знаний, умений и навыков.
Цель исследования: разработать программу формирования коммуникативных УУД школьников на уроках биологии.
Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные действия.
Предмет исследования: формирование коммуникативных УУД учащихся при обучении биологии.
Задачи исследования:
1.Определить сущность, особенности, значение коммуникативных УУД учащихся основной школы.
2. Выявить способы формирования коммуникативных УУД школьников.
3. Разработать комплекс уроков биологии для формирования коммуникативных УУД обучающихся.
4. Изучить сформированность коммуникативных УУД при обучении биологии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; методический анализ Образовательного стандарта, программ, учебных текстов. Экспериментальные: педагогические наблюдения за деятельностью учителей, анализ уроков, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных, методическая интерпретация результатов.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные данные могут быть полезны в практической деятельности учителей-предметников для организации работы по формированию коммуникативных УУД при обучении биологии.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось - в Правдинской основной общеобразовательной школе Ртищевского района Саратовской области;
- выступление на районном семинаре учителей биологии.
Формирование УУД второй ступени обучения - является очень сложным и необходимым процессом развития современного общества. Возможность работать в активно развивающейся информационно насыщенной среде, умение организации своей деятельности, и ценностно-смыслового ориентирования, коммуникативные умения играют теперь значимую роль и очень нужны современному обучающемуся любого образовательной организации.
При создании условий формирования и развития учебных универсальных действий в основной школе нужно учитывать следующие аспекты:
1. Опираться на компетентностный и системно-деятельностный подходы в образовании.
2. Использовать весь потенциал стандартов второго поколения и разработку типовых программ формирования учебных универсальных действий.
3. Учитывать особенности подросткового возраста.
4. Использовать интегрированный подход в обучении создавая полное представление о жизни и способствуя формированию метапредметных компетенций.
5. Реальная и последовательная реализация управленческого цикла (информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-целевая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная функции).
6. Необходимо как можно больше использовать творческий потенциал педагогического коллектива школы, для организации постоянно действующего педагогического семинара для формирования и развития учебных универсальных действий. В школе только начинают создаваться условия формирования учебных универсальных действий. Данный проект имеет цель; создание модели соответствующих условий (на уровне организации и проведения педагогических семинаров).
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2008.- 213 с.
2. Асмолов А.Г. Стратегия социо-культурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. - 2008. - №3.- С. 21-30
3. Беркалиев. Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. - Спб . :КАРО, 2007. - 144 с.
4. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - №4. - С. 11-17.
5. Бондаревская Е.В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе: Научно-методическая разработка. - Ростов н/Д: РГПИ, 1992. - 20 с.
6. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М. - Ростов н/Д, 1999. - 560 с.
7. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся. - М.: УЦ «Перспектива», 2011, - С. 102-106.
8. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1992¬1994.
9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М.: изд-во МГУ, 1995.-315с.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. -М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
11. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - М.: Издательство «Совершенство», 1998.-160.
12. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. (Стандарты второго поколения).
13. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М.: Издат. центр. «Академия», 2008. - 246 с.
14. Лернер Г.И. Роль учебно - методического комплекса в формировании универсальных учебных действий на уроках биологии. // Биология в школе. - 2010. - №8. - С.27-30.
15. Лернер Г.И. Стандарты нового поколения и формирование универсальных учебных действий. // Биологи в школе. - 2011. - №7. - С.25¬29. - 2013. - №2. - С.10-13. - 2013. - №4. - С.29 - 32.
16. Либеров А.Ю. Педагогическая технология формирования системы универсальных учебных действий. // Биология в школе. - 2010. - №9.-С.25- 27.
17. Разработка модели программы развития универсальных учебных действий. www.standart.edu.ru/attachment.aspx?id=126.
18. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М., 2006.
19. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. - М.: Издательский цент «Академия», 2008.- 214 с.
20. Татьянченко Д, Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. - 2003. - № 8. - с.115-126.
21. Универсальные учебные действия gcro.ru>index.php/fgosmetm/fgosuchnach/1312
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - http : // standart.edu.ru.
23. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение 2010. - 159 с.
24. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. -
268 с. 25. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. - 2003. №1. - С. 48-51.