Введение 3
Глава 1. Теоретические основы реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку с использованием подкастов 6
1.1. Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам 6
1.2. Подкасты как средство обучения английскому языку 16
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Практические аспекты реализации коммуникативного подхода в старших классах посредством внедрения подкастов 31
2.1 Методика внедрения подкастов в процесс обучения английскому языку в 9
классе 31
2.2 Организация уроков по английскому языку в 9 классе с использованием
подкастов 37
Выводы по 2 главе 45
Заключение 46
Библиографический список 48
В связи с развитием технологий в настоящее время происходят значительные изменения в системе образования на международном уровне, внедряются инновационные подходы к обучению. В связи с этим существенные изменения затрагивают весь процесс обучения: разрабатываются новые учебные программы, применяются новые технологии, непосредственно корректируется сам процесс преподавания и взаимодействия педагога с учащимися. Одной из главных целей модернизации и развития современной отечественной образовательной системы является обеспечение возможности выпускникам школ продолжать свое образование, повышать квалификацию, осуществлять свою профессиональную деятельность, в том числе используя иноязычные источники и взаимодействуя с иноязычными коллегами.
Специалисты все чаще применяют аутентичные подкасты (podcasts) - распространяемые в сети Интернет аудио- или видеофайлы на английском языке, регулярно обновляемые и доступные для подписки, прослушивания онлайн и скачивания на любое устройство, обладающее необходимым техническим оснащением для последующего воспроизведения.
Подкасты имеют существенные преимущества перед иными аудио материалами и пользуются большой популярностью среди разных возрастных групп пользователей. Интерес к различным видам подкастов со стороны методистов, исследователей и практикующих педагогов ежегодно растет, ведущие университеты применяют их в стационарном и в дистанционном образовании, а сами обучающиеся используют подкасты в качестве развлечения (просмотр сериалов, программ), источника актуальной информации в мире (новости, обзорные программы) и средства обучения. Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью определения дидактического потенциала относительно нового явления в сфере образования - подкастов в целях его интеграции в обучающий процесс для развития умений говорения и аудирования в рамках современных образовательных тенденций информационного общества.
Объектом исследования является обучение иностранному языку в школе.
В качестве предмета исследования выступают возможности реализации коммуникативного подхода в обучении школьников английскому языку с использованием подкастов.
Цель исследования: исследование возможностей реализации коммуникативного подхода в обучении школьников английскому языку с использованием подкастов.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть коммуникативный подход в обучении иностранным языкам;
• Изучить подкасты как средство обучения английскому языку;
• Определить методику внедрения подкастов в процесс обучения английскому языку в 10 классе;
• Представить разработку уроков по английскому языку в 10 классе с использованием подкастов.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач в данной работе используются теоретические методы исследования:
- анализ методической отечественной и зарубежной литературы в области преподавания иностранных языков;
- анализ дидактических материалов для изучения иностранных языков;
- моделирование процесса обучения при разработке конспектов уроков.
Теоретическую базу исследования представляют научные работы в области:
• теории и методики преподавания иностранных языков (Э.Г. Азимов, М.Ю. Бухаркина, Т.А. Барановская, О.А. Долгина, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Л.А. Захарова, И.А. Зимняя, И.Л. Колесникова, Е.Н. Соловова, С.Г. Тер- Минасова, С.В. Титова, А.Н. Щукин, J.C. Richards, М. Rost);
• интеграции информационно-коммуникационных технологий в преподавание иностранных языков (А.П. Авраменко, Б.А. Бейсенбаева, В. А. Дугарцыренова, У.И. Копжасарова, Е.Д. Патаракин, Е.С. Полат, П.В. Сысоев, О. Ю. Самойленко, А.Г. Соломатина, С.В. Титова, Е.В. Хохлушина);
• внедрении подкастов в учебный процесс для обучения аудированию (А.П. Авраменко, Д.В. Дмитриев, А.С. Мещеряков, С.Л. Несветова, М.А. Одинокая, Н.Г. Протазанова, А.Г. Соломатина, П.В. Сысоев, С.В. Титова, Е.В. Хохлушина, U. Nurmukhamedov, R. Sadler, Paul Man-Man Sze);
• концепции смешанного обучения - сочетание онлайн и очно (Е.С. Полат, С.В. Титова);
• коммуникативного подхода к обучению - использование различных видов коммуникативной деятельности для изучения иностранного языка (Е.С. Полат, П.В. Сысоева).
Практическая значимость: исследования заключается в том, что созданный урок может использоваться учителями английского языка в качестве дополнительного образовательного ресурса для обучения школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Апробация результатов: научные и практические результаты были представлены на конференции...
В рамках представленной работы были решены следующие задачи.
Рассмотрен коммуникативный подход в обучении иностранным языкам. Было выявлено, что под коммуникативным подходом понимается инструмент педагогического воздействия, основу которого составляет речевая иноязычная деятельность, направленная на решение задач продуктивной деятельности в условиях коммуникативного пространства урока по иностранному языку. Под коммуникативным пространством урока иностранного языка следует понимать искусственно созданное окружение иноязычного общения, в котором происходит формирование основных коммуникативных навыков и умений учащихся.
Изучены подкасты как средство обучения английскому языку. Поскольку коммуникативный подход предполагает создание коммуникативных ситуаций, как для речевой продукции, так и речевой рецепции, эффективным средством для его реализации является использование подкастов. Подкасты представляют собой регулярные аудиовыпуски, посвящённые определённой тематике, где звучит, как правило, естественная речь носителей языка. В результате изучения теоретической литературы мы пришли к выводу о том, что подкасты и видеокасты имеют ряд преимуществ, демонстрируют мобильность современной системы образования в целом, а также могут служить эффективным инструментом в процессе обучения иностранному языку. В результате изучения теоретической литературы мы пришли к выводу о том, что подкасты и видеокасты имеют ряд преимуществ, демонстрируют мобильность современной системы образования в целом, а также могут служить эффективным инструментом в процессе обучения иностранному языку.
Определена методика внедрения подкастов в процесс обучения английскому языку в 9 классе. Анализ психологии раннего юношества позволяет заключить, что возрастные особенности старшеклассников делают использование подкастов в данной группе при изучении иностранного языка желательным. Именно использование подкастов способствует развитию у этой группы чувства взрослости, индивидуальности, позволяет им решать задачи социализации. Использование подкастов может сочетается с применением активных методов обучения.
Представлена разработка уроков по английскому языку в 9 классе с использованием подкастов. Была разработана система упражнений для развития коммуникативной компетенции с опорой на подкасты. Упражнения направлены на развитие навыка слушания и чтения, анализа речевой ситуации и её обсуждения. Задания представляют собой подкасты в различных жанрах (учебные, научные, публицистические). После прослушивания подкастов и прочтения транскриптов к ним выполняются различные упражнения.
1. Андреева А.Д. Реалии на уроках английского языка в школе и
их лексико-стилистическая характеристика // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГПУ им. Козьмы Минина,
2017. С. 18-22.
2. Баранова Ж.А. Развитие социокультурной компетенции
обучающихся 8-х классов на основе англоязычных видеоподкастов // Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в России: реалии и перспективы: Сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А.
Добролюбова, 2021. С. 24-27.
3. Бахун Т.П., Иваненко Г.Л. Метод "case-study"как метод интерактивного обучения // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: Материалы XIII Международной научной конференции. Минск: Белорусский государственный университет, 2019. С. 404-409.
4. Белинова Н.В., Сухарева А.С., Шевченко Н.В. Образовательная ценность подкастов: дидактические свойства и технология создания // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 24-28.
5. Борщева О.В. Подкасты ВВС в обучении иностранному языку студентов вузов // Вопросы педагогики. 2021. № 4-2. С. 47-52.
6. Буров В.А. Эдьютейнмент и геймификация в обучении иностранному языку: сходства и различия // Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. Т. 9. № 35. С. 8-17.
7. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2011. №2. С. 41-44.
8. Вельдина Ю.В. Использование подкастов при обучении аудированию (на примере немецкого языка) // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 87-5. С. 37-40.
9. Вишленкова С.Г. Использование ролевых игр проблемной
направленности при обучении диалогической речи на немецком языке обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы // Роль инноваций в трансформации и устойчивом развитии современной науки: сборник статей по итогам Международной научно¬
практической конференции. Стерлитамак: АМИ, 2021. С. 39-42.
10. Гальскова Н.Д. Методика обучения иностранным языкам как наука: взгляд современника // Иностранные языки в школе. 2021. № 4. С. 6-12.
11. Гальскова Н.Д. Отечественная лингводидактика: этапы становления и развития // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 1(838). С. 28-38.
12. Гальскова Н.Д., Коряковцева Н.Ф., Гуссейнова И.А. Современная лингводидактика. Москва: КноРус, 2021. 216 с.
13. Гальскова Н.Д. Теория речевой деятельности А.А.
Леонтьева как начало парадигмального сдвига в Отечественной методической науке // Иностранные языки в школе. 2021. № 10. С. 15-23.
14. Голубчикова И.А. Особенности коммуникативного поведения в социальных сетях подростков с акцентуацией характера // МНСК-2020. Психология: ННИГУ, 2020. С. 31-32.
15. Гусева А.А., Калинина Е.А. Использование мобильных подкастов для развития навыков аудирования на уроках английского языка // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов XIII Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием. Саратов: Саратовский источник, 2021. С. 194-201.
16. Десенко Е.В. Развитие творческих способностей школьников в процессе изучения иностранного языка средствами интерактивных технологий // Лингвистика, лингводидактика, лингвокультурология: актуальные вопросы и перспективы развития: материалы V Международной научно-практической конференции. Минск: БГУ, 2021. С. 106-111.
17. Дмитриев Д.В., Борисов А.В. Использование подкастов для создания мотивации у студентов к изучению иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 220-225.
18. Дмитриев Д.В., Мещеряков А.С. Подкасты как инновационное средство обучения английскому языку в вузе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 3(31). С. 192-199.
19. Дорофеева Е.В. Метод проблемного обучения как метод активизации учебной деятельности школьников на занятиях по иностранному языку в высших учебных заведениях // Вестник НЦБЖД. 2018. № 3(37). С. 23-29.
20. Дрюкова К.Ю. Полилог как форма интерактивной
коммуникации в обучении иностранному языку//
Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: Воронеж: Научная книга, 2021. С. 86-88.
21. Елисеева А.А. Использование аутентичных материалов на уроке иностранного языка как способ формирования коммуникативной компетенции обучающихся // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2020. № 2(22). С. 18-22.
22. Зарубина Ю.И. Технология формирования лексических навыков на уроках иностранного языка // Инновационная наука. 2017. №3-2. С.178-180.
23. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
24. Зимняя И.А., Мазаева И.А. Коммуникативная
компетентность и речевая деятельность // Эйдос. 2015. № 2. С. 20.
25. Ильина С.А., Поддубская О.Н. Использование
технологии интерактивного обучения для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка // Студенческая наука Подмосковью: материалы Международной научной конференции
молодых ученых. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2016. С. 287-291.
26. Гусейнова Х.К. Интерактивные технологии в формировании положительной мотивации к изучению иностранного языка в медвузе // Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород: АПНИ, 2021. С. 39-42.
27. Киреева Д.Н. Видеоподкасты как средство развития аудирования у школьников среднего звена // Economic aspects of industrial development in the transition to a digital economy: Сборник научных статей по материалам II Международной научно¬практической конференции. Уфа: Вестник науки, 2020. С. 297-301.
28. Колетвинова Н.Д. Использование фразеологизмов в процессе формирования профессиональной коммуникативности студентов // Фразеология в аспекте науки, культуры, образования: тезисы докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию А.М. Чипасовой. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. С. 199-203.
29. Комисарова Л.С. Дидактические свойства подкастов в
обучении говорению на занятиях по английскому языку // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2023: материалы международной
студенческой научно-практической конференции, Магнитогорск, 28-31 марта 2023 года. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. С. 615-619.
30. Королева Е.В. Технология эдьютейнмент как средство развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках английского языка // Проблемы современного педагогического образования. 2021. С. 71-72.
31. Куклина С.С. Система полифункциональных упражнений для обучения школьников аудированию на иностранном языке // Язык и культура. 2021. № 53. С. 217-237.
32. Куликова Е.В. Особенности использования подкастов при обучении иностранным языкам // Новое в преподавании иностранных языков. Саранск: МГПУ им. М. Е. Евсевьева, 2015. С. 55-61.
33. Латухина М.В. Способы формирования
социокультурной компетенции на уроках английского языка в основной школе // Приволжский научный вестник. 2014. №12-1. С.130¬132.
34. Леонтьев А.А. Мышление на иностранном языке как психологическая и методическая проблема // Иностранные языки в школе. 1972. № 1. С. 24-30.
35. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. 8-е изд. Москва: Ленанд. 2014. 211 с.
36. Лидская Э.В. Коммуникативные способности старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2019. № 1(25). С. 82-94.
37. Липай Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по английскому языку при использовании интерактивного учебного онлайн-контента // Проблемы устойчивого развития регионов Республики Беларусь и сопредельных стран: сборник материалов Х Международной научно-практической конференции, Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2021. С. 375-378.
38. Макарова О.В. Активизация предпочитаемой модальности как способ формирования коммуникативной компетенции обучающихся / О. В. Макарова // Наука и образование сегодня. 2022. № 1(70). С. 76-79.
39. Малкова Т.В., Хисматулина Н.В., Пугачева А.С. Лексические игры как важный компонент иноязычной подготовки // Вопросы педагогики. 2021. № 4-2. С. 170-173.
40. Мерзликина Н.И., Голосова О.М. Интерактивные
технологии как интеллектуальная основа для развития творчества и повышения мотивации при изучении иностранного языка //
Вопросы гуманитарных наук. 2020. № 5(110). С. 56-59.
41. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Игры, в которые играют
учителя с учащимися: языковая педагогика в действии // Язык и
культура. 2019. № 45. С. 235-249.
42. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Коммуникативная
компетенция: владение языком или готовность к иноязычному
общению // Иностранные языки в школе. 2017. № 7. С. 2-11.
43. Миронова Н. Ю. Использование системы подкастов в обучении иностранным языкам // Научные труды КГУ им. К.Э. Циолковского. Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. С. 276-281.
44. Мусина А.А., Шкилев Е.Р. Преимущества использования подкастов при обучении английскому языку учащихся старших классов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. № 1. С. 29-32.
45. Николаенко И.С., Прибыткова А.А., Пустовалова О.В.
Использование проектной методики в обучении иностранному языку школьников языковых направлений подготовки / И. С.
Николаенко, А. А. Прибыткова, О. В. Пустовалова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 192. С. 24-32.
46. Павлова Л.В., Шавкунова К.М. Организация речемыслительной деятельности учащихся на уроке иностранного языка // Научная мысль: традиции и инновации : Сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции. Магнитогорск: ИП Барышов Д.А. , 2021. С. 113-118.
47. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.
48. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.
49. Перевышко А.И., Юшкевич Е.В. Коммуникативный
подход в обучении иностранному языку / А. И. Перевышко, Е.
В. Юшкевич // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы: сборник статей III
Международной научно-практической конференции. Минск: БГПУ им. М. Танка, 2021. С. 175-178.
50. Попова Е.Н., Копылока П.А. Сочетание интерактивных методов и технологий дистанционного обучения при коммуникативном подходе к изучению русского языка как иностранного / Е. Н. Попова, П. А. Копылова // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2(87). С. 310-314.
51. Протазанова Н.Г. Отбор и подготовка подкастов для
интеграции в процесс обучения иностранным языкам // Ярославский педагогический вестник. 2013. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/otbor-i-podgotovka-podkastov-dlya- integratsii-v-protsess-obucheniya-inostrannym-yazykam(дата обращения: 14.02.2024).
52. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе, 2001. № 3. С. 17-24.
53. Сафонова В.В. Варианты интеграции психодрамы на разных этапах урока английского языка / В. В. Сафонова // E-Scio. 2021. № 5(56). С. 336-346.
54. Сафонова В.В. Интернет-ориентированная методика обучения межкультурному общению на иностранных языках: проблемы и перспективы развития // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 2. С. 104-113.
55. Сафонова В.В. Социокультурный подход: основные социально-педагогические и методические положения // Иностранные языки в школе. 2014. № 11. С. 2-13.
56. Сафонова В.В. Уникальное наследие А.А. Леонтьева в Отечественной и мировой методологии обучения языку как средству общения и обобщения // Иностранные языки в школе. 2021. № 10. С. 4 - 14.
57. Сафонова П.Н., Невская П.В. Коммуникативный подход в обучении английскому языку как средство преодоления языкового барьера // Экология языка: южнороссийский опыт межкультурной коммуникации: сборник статей II Южнороссийской научно - практической конференции Краснодар: КГИК, 2020. С. 170-175.
58. Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Русский язык, 1981. 248 с.
59. Смирнова В.В. Интерактивная технология построения монологического высказывания на иностранном языке в условиях неязыковой образовательной организации. // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2019. № 5 (27). С. 205-209.
60. Султанова Э.И. Использование социальных сервисов для развития умений речевой деятельности // Успехи гуманитарных наук. 2022. № 8. С. 174-178.
61. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетентность преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Язык и культура. - 2014. - № 154. - С. 82-86.
62. Умарбекова Г.Н. Применение интерактивных методов на уроках английского языка // Высшее и среднее профессиональное образование как основа профессиональной социализации обучающихся: Материалы 13-ой Международной научно-практической конференции. Казань: РИЦ "Школа", 2019. С. 430-432.
63. Урманова Л.Э. Культуроведческая компетенция: подходы к дефиниции, составляющие, пути формирования в процессе преподавания английского языка // Инновационная наука, 2015. №4-2. С.153-154.
64. Устинова Т.В Многофункциональность
лингвокреативности в обеспечении речемыслительной деятельности человека // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2021. № 2. С. 66-77.
65. Ходжаева М.Д. Обучение иностранному языку с помощью интерактивных технологий // Вестник Таджикского национального университета. 2020. № 8. С. 244-247.
66. Шкуратова О.И. Использование аутентичных материалов при изучении иностранного языка с опорой на Цифровые образовательные ресурсы // Шаги в науку: сборник материалов Межвузовского научного семинара, Брянск, 18 ноября 2022 года. Брянск: БГУ им. И.Г. Петровского, 2022. С. 206-212.
67. Щербакова Т.В. Лингвострановедческий аспект содержания обучения иностранным языкам // Интерэкспо Гео-Сибирь, 2012. №6. С. 220-223.