Введение 3
1. Теоретическо-методологические и нормативно-правовые основы политики в
сфере образования Российской Федерации 7
1.1. Структурный анализ системы образования в РФ 7
1.2. Нормативно-правовая база системы образования Российской Федерации в
сравнении с не принятыми НПА 27
1.3. История реформирования образовательной системы с советского до
настоящего времени 32
2. Образовательная система и образовательная политика Пензенской
области 38
2.1. Анализ результатов образовательной политики Пензенской области 38
2.2. Анализ содержания образовательной системы, недостатков и
последствий 51
3. Предложения по совершенствованию образовательной системы Российской
Федерации 60
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложения
Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом.
Содержание образования дополняется из следствия культуры, науки, жизни и практики человека. Проще говоря, образование - социокультурный феномен, выполняющий социокультурные функции. Поэтому образование становится главным и необходимым фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.
Актуальность данной темы выпускной квалификационной работы заключается в следующем: государственная политика в сфере образования одна из самых важный главных путей развития страны. Анализ минусов и плюсов необходимо для будущего использования в построении направления развития страны.
На образование возложена важная общественная функция - формирование самосознания человека. Человек, являясь субъектом образовательного процесса и выступая производительной силой в общественном производстве, обязан соответствовать уровню социально - экономического развития своего государства.
Образование - один из факторов воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. При формировании будущего гражданина, система образования оказывает воздействие на политическую сферу.
На сегодняшний день проблема достаточно острая, так как наблюдается тенденция снижения качества образования. Это значит, что происходит отрицательное влияние на все сферы жизнедеятельности общества и государства.
Данная ситуация требует системного рассмотрения вопросов функционирования системы общего образования. Научная и практическая актуальность указанных проблем определила содержание и направленность данного исследования.
Научная новизна связана с тем, что в данной бакалаврской работе представлен альтернативный анализ процессов федеральной образовательной политики, с иного ракурса, чем в подобных работах, рассмотрены проблемы и последствия функционирующей системы.
Цель - изучить и проанализировать основные тенденции, проблемы и последствия федеральной образовательной политики, на примере Пензенской области.
Чтобы достигнуть цели, необходимо выполнить следующие задачи: произвести структурный анализ системы образования РФ;
— изучить нормативно-правовую базу образовательной системы, в сравнении с НПА, которые не были приняты;
— рассмотреть историю реформирования образовательной системы с советских времен до настоящего времени;
— проанализировать статистические данные, полученные при прохождении преддипломной практики в Министерстве образования Пензенской области;
— выявить основные тенденции, недостатки и последствия функционирования образовательной системы РФ в целом и Пензенской области;
— разработать рекомендации направленные на совершенствование образовательной системы.
Объект исследования - участники образовательной системы, т.е. обучающиеся, как социальная группа.
Предмет исследования - образовательная система всех уровней (общего, среднего, высшего), как фактор социально -профессионального развития граждан и социально-экономического развития территории Пензенской области и РФ в целом.
В процессе написания работы применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ социально-профессионального развития граждан и социально-экономического развития территории Пензенской области и Российской Федерации в целом.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пензенской области.
Теоретической и методологической основой исследования явились нормативно-правовые акты регулирующую данную область, как российские, так и международные. А также, опросы общественного мнения, касающиеся современных проблем общественной сферы и образования.
Конституция РФ - основополагающий НПА РФ, содержащий права и свободы граждан, в том числе и право на образование (ст.43,72).
ФЗ РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Отчеты о проделанной работе Министерством образования Пензенской области за 2011-2017 годы, которые раскрывают фактический объем расходов на данную область, основные статистические данные, касающиеся количества образовательных учреждений Пензенской области, официальных результатов ЕГЭ. Эти данные использованы при написании второй главы выпускной квалификационной работы.
Онлайн лекции Иванова А.В., профессора Петрозаводского Государственного университета, касающиеся проблем ЕГЭ и образования в целом. Данные лекции являются основой для анализа недостатков системы образования.
Сетевая группа социальной сети «в контакте» под названием «За возрождение образования», которая раскрывает основные аспекты деятельности образовательной политики РФ, показывая с иного ракурса недостатки и проблемы данной области. Использовались, для анализа последствий преобразования образовательной сферы.
Бондаренко Е.В. и Бериус Г.А. в своем труде «Теория и практика личностно-ориентированного образования» описали теоретические основы данного подхода, которые впоследствии, были использованы для написания данной работы, а также обозначили его недостатки.
Веснина Л.В., Писаренко И.А., Нестеров В.В. в своих трудах изучали и анализировали проблемы современного образования, недостатки, последствия. Данные работы были использованы для анализа образовательной системы автором данной работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его можно использовать для корректировки ситуации в конкретных территориях, в том числе в Пензенской области, а также в данной области жизнедеятельности. Возможность использования результатов для составления определенных планов и программ, в условиях современного программного управления.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 3 глав, введения, заключения, списка использованных источников и 4 приложений.
Подводя итог, нужно еще раз сказать, что данная выпускная квалификационная работа включает в себя три раздела. Первый раздел состоит из анализа структуры образовательной системы, описания нормативно - правовой базы, в сравнении с НПА не получившими одобрения. Также в данном разделе раскрывается история реформирования образовательной системы с советского периода до настоящего времени. Второй раздел посвящен анализу статистических данных по Пензенской области. Произведен также анализ результатов социологических исследований по данной проблеме, опубликованных в периодической печати. Определены основные тенденции, недостатки и последствия функционирования образовательной системы страны в целом и Пензенской области в частности.
В последнем разделе представлены рекомендации по совершенствованию образовательной системы.
При написание данной выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы.
На сегодняшний момент, образовательная система РФ лишила школу главенствующей функции - образование и воспитание граждан. Поддерживаемые обществом ценности не соответствует тому, что фактически содержится в образовательной системе. Что касается методов контроля знаний учащихся (ЕГЭ, ОГЕ,ВПР), то они имеют больше отрицательных моментов, чем положительных.
Цели образовательной системы - недостижимы из-за несоответствия цели и методов ее достижения.
При рассмотрении действующих НПА был сделан вывод, что большая их часть имеет заимствованные устои и принципы западных стран (болонская система), которые негативно сказываются на функционировании системы, так как при внедрении данных НПА не были учтены особенности российского общества и ценностной системы, а те законы, которые не получили одобрения могут положительно влиять на сложившуюся систему.
Таким образом, недостатков, проблем и пробелов в образовательной системе достаточно. Данная область требует существенного процесса реорганизации. В связи с этим можно предложить следующие рекомендации по улучшению данной системы:
1. Отделение школы от вступительных единых экзаменов;
2. Отказ от стандартных экзаменационных заданий по шаблону демонстрационной версии;
3. Отмена подушевого финансирования;
4. Формирование федерального и региональных банков программ дополнительного образования детей, а также создание советов по программному обеспечению дополнительного образования детей;
5. Усовершенствование кадрового обеспечения дополнительного образования.
6. Перераспределение функций в существующей схеме управления образованием.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] Дата обновления: 20.01.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
2. Всеобщая декларация прав человека (Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.)//Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966г.)// Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - №12.
4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) //Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. ХХ V. - М., 1972. С. 246-306.
5. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Принята Конференцией Министров, ответственных за высшее образование 19 июня 1999г.)// Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003. - №21.
6. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон
Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 19.12.2016. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант плюс» - 2018.
7. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-Процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядке освобождения от уголовной ответственности: федеральный закон Российской Федерации от 03.07.2016г. №323-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
8. Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенных к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2015г. №104н.[Электронный ресурс] Дата обновления: 03.08.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
9. Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2015г. №1040.[Электронный ресурс] Дата обновления: 09.11.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
10. Об образовании в Пензенской области: закон Пензенской области
от 04.07.2013г. №2413-ЗПО. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.zspo.ru/legislative/acts/11780/(дата обращения: 21.05.2018).
11. О реализации государственной молодежной политики в Пензенской области: закон Пензенской области от 26.12.2013г. №2510-ЗПО. [Электронный ресурс] Дата обновления: 05.09.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
12. Об установлении нормативов финансового обеспечения
образовательной деятельности в Пензенской области на 2014 год: закон Пензенской области от 05.09.2014г. №2508-ЗПО [Электронный ресурс] Дата обновления: 05.09.2014. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант плюс» - 2018.
13. Об утверждении Положения о Министерстве образования
Пензенской области: постановления Правительства Пензенской области от 05.08.2008. №485-пП. [Электронный ресурс] Дата обновления: 17.04.2017.
Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
14. Об утверждении государственной программы Пензенской области
«Молодежь Пензенской области на 2014-2020 года»: постановления
Правительства Пензенской области от 24.09.2013г. №712-пП. [Электронный ресурс] Дата обновления: 05.04.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
15. Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие образования в Пензенской области на 2014-2020года»: постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013. №804-пП [Электронный ресурс] Дата обновления: 10.03.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
16. О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Пензенской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания: постановления Правительства Пензенской области от 13.10.2015. №561-пП.[Электронный ресурс] Дата обновления: 18.01.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
17. Об утверждении Концепции развития системы образования
Пензенской области на 2012 -2021годы: распоряжение Правительства
Пензенской области от 28.08.2012. №442-рП. [Электронный ресурс] Дата
обновления: 23.1.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
18. Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта»)
«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования»: распоряжение Правительства Пензенской
области от 26.04.2013г. №226-рП [Электронный ресурс] Дата обновления: 17.06.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
19. О внесении изменений в общий объем контрольных цифр приема граждан по профессиям и специальностям для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области на 2017 год, утвержденный распоряжением Правительства Пензенской области от 10.11.2016 N 480-рП: распоряжение Правительства Пензенской области от 06.04.2017 N 147- рП.[Электронный ресурс] Дата обновления: 21.01.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант плюс» - 2018.
20. Бондаревская Е.В., Берлус Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования//Педагогика. - 1996. - №5. - С.38-45.
21. Быкова Е.Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917-1930гг.: Организационные и идеологические аспекты//Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2011. - №1(13). - С.179-189.
22. Веснина Л.В. Тенденции изменений в современном образовании//Вестник Томского государственного Педагогического университета. - 2010. - №2.- С.17-23.
23. Голощапова М.Н. Единый государственный экзамен по литературе:
проблемы и перспективы//Студенческий научный форум [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2014/522/2182(дата
обращения 20.05.2018).
24. Количество образовательных организаций Пензенской области по состоянию на 01.01.2017г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://minobr.pnzreg.ru/system(дата обращения: 19.05.2018).
25. Миссия системы образования РФ//Министерство образования и
науки РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
ййр://минобрнауки.рф/справки/24 (дата обращения 13.05.2018)
26. Мониторинг ситуации по возвращению выпускников профессиональных организаций и образовательных организаций высшего образования для трудоустройства в муниципальные образования Пензенской области за последние 5 лет //Министерство образования Пензенской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/справки/24 (дата обращения 13.05.2018).
27. Нестеров В.В. Образование и национальная безопасность//Армия и общество. - 2009. - №2.- С.47-58.
28. Об итогах деятельности Министерства образования Пензенской
области в 2011/2012 учебном году и задачах на 2012/2013 учебный год: публичный доклад. [Электронный ресурс] Режим
доступа:ййр://т1поЬг.рп7гед.ги/Текз1у_о11с1а1пуй (дата обращения: 15.05.2018).
29. Об итогах деятельности Министерства образования Пензенской
области в 2012/2013 учебном году и задачах на 2013/2014 учебный год: публичный доклад. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://minobr.pnzreg.ru/Teksty_oficia1nyh(дата обращения: 15.05.2018).
30. Об итогах деятельности Министерства образования Пензенской
области в 2013/2014 учебном году и задачах на 2014/2015 учебный год: публичный доклад. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://minobr.pnzreg.ru/Teksty_oficia1nyh(дата обращения: 15.05.2018).
31. Об итогах деятельности Министерства образования Пензенской
области в 2014/2015 учебном году и задачах на 2015/2016 учебный год: публичный доклад. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://minobr.pnzreg.ru/Teksty_oficia1nyh(дата обращения: 15.05.2018).
32. Об итогах деятельности Министерства образования Пензенской
области в 2016/2017 учебном году и задачах на 2018/2019 учебный год: публичный доклад. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://minobr.pnzreg.ru/Teksty_oficia1nyh(дата обращения: 15.05.2018).
33. Обращение Ученого Совета математического факультета Петрозаводского государственного университета к Президенту Российской
Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://ss69100.livejournal.com/1932142.html(gaTaобращения: 15.05.2018).
34. Писаренко И.А. Возрастная динамика психологических комплексов родителей в семейном воспитании//Семья и ребенок: проблемы возрастного развития: Сборник научных статей Международной научно -практической конференции 24-25 марта 2016 года, Санкт-Петербург. - 2016. - С.5-11.
35. Проблемы современного образования// Народное образование. Педагогика, Общие вопросы народного образования и педагогики. - 2016. - №4. - с.75.
36. Результаты проверок оптимизации в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания в 2013-2014гг. [Электронный ресурс]. Режим доступa:http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 21.05.2018).
37. Суворов П.А. Проблемы реформирования системы образования в
столичном регионе [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://pavelsuvorov.livejournal.com/1906.html(дата обращения 20.05.2018).
38. Цели системы образования РФ// Министерство образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнaуки.рф/спрaвки/24 (дата обращения 13.05.2018).
39. Чистякова С.Н.,. Пряжников Н.С,Родичев Н.Ф.Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://мой-ориентир.рф/публикaции (дата обращения 20.05.2018).
40. Шарль Морис де Талейран - Перигор//Свободная энциклопедия
Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ТaлейрaнПеригор,_Шaрль_Морис_де (дата
обращения 20.05.2018).
41. Ярубинский Г.К. Методики диагностики качества учебного процесса//Перспективы развития современной школы. - 2014. - №3. - С.88-101.