Введение 5
Глава 1. Конструкции, осложняющие элементарную структуру предложения, в отечественной лингвистике 8
1.1. Вопрос о составе и границах вводных слов и предложений в современной
лингвистике 8
1.2. История изучения вводных конструкций в научных трудах
отечественной лингвистики 9
1.3. Из истории изучения вставок 16
1.4. Специфика использования вставных конструкций в художественном
тексте 18
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Конструкции, грамматически не связанные с предложением, в поэзии М. Ю. Лермонтова 23
2.1. Идейно-тематическая характеристика стихотворений М. Ю. Лермонтова,
содержащих в себе вводные слова и вставные конструкции 23
2.2. Вводные конструкции в поэзии М.Ю. Лермонтова 24
2.3. Вставные конструкции в стихотворениях М.Ю. Лермонтова 36
2.4. Методический аспект изучения вводных и вставных конструкций на
уроках русского языка 44
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение 1. Примеры вводных конструкций, выявленных в поэтической речи М. Ю. Лермонтова 55
Приложение 2. Примеры вставных конструкций, выявленных в поэтической
речи М. Ю. Лермонтова
Вводные и вставные конструкции — один из наименее изученных разделов современного языкознания. Во многом это обуславливается самой природой данных элементов устной и письменной речи: грамматическая независимость от остальных членов предложения, интонационное выделение и изолированность позиции как бы выводит их за пределы предложения и его основного смысла, что делает их менее «значительными» по сравнению с другими синтаксическими конструкциями, непосредственно формирующими высказывание.
Вместе с тем в языкознании до сих пор нет единого мнения о роли вводных слов и вставных конструкций как элементов, осложняющих предложение. Традиционно их принято относить к числу синтаксем, осложняющих предложение. В таком ключе их рассматривает профессор А. Г. Руднев, автор монографии «Синтаксис осложнённого предложения», дополняя, что они входят «в соотносительную связь с другими членами предложения», имея при этом модальное значение или выражая «какие-либо пояснения к членам предложения или предложению в целом» [Руднев. 1959: С. 127]. А. Ф. Прияткина, однако, не считает, что вводные слова и вставные конструкции можно рассматривать как один из видов осложнения, поскольку те нельзя считать членами предложения. Е. С. Скобликова вслед за А. Г. Рудневым расценивает вводные слова и вставные конструкции как осложнения, но, в отличие от А. Г. Руднева, рассматривает то и другое как отдельно друг от друга, не объединяя их в один синтаксический тип.
Однако вводные слова и вставные конструкции действительно имеют место как языковое явление, и в научном сообществе (несмотря на малоизученность проблемы) сложилась традиция их изучения как синтаксем, осложняющих простое предложение.
Вводные слова и вставные конструкция встречаются повсеместно как в устной, так и в письменной речи, поскольку в речевых ситуациях регулярно возникает необходимость в передаче отношения говорящего к высказанному.
Осложняющий характер вводных слов (и в особенности вставных конструкций) обуславливает причину, по которой они особенно часто встречаются именно в письменной речи и в классической художественной литературе в частности.
Не исключением стали произведения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова (1814—1841), в текстах которого можно встретить достаточное количество вводных слов и вставных конструкций, необходимых для лингвистического исследования. Наличие данного материала стало отправной точкой выбора темы нашего исследования.
При общей малоизученности такого синтаксического явления, как вводные слова и вставные конструкции, несложно обнаружить, что использование данных синтаксем в творчестве М. Ю. Лермонтова также требует к себе внимания. Это обусловливает актуальность нашего исследования, посвящённого вводным словам и вставным конструкциям в произведениях М. Ю. Лермонтова.
Цель исследования — проанализировать структуру и семантику вводных и вставных конструкций; выявить их экспрессивно-стилистические функции в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова. Поставленной целью обусловлены следующие задачи исследования:
— проанализировать существующую на данный момент научную литературу, рассматривающую проблему вводных слов и вставных конструкций, познакомиться с историей изучения данных синтаксем и отметить наиболее убедительные и практичные из них;
— рассмотреть поэтическое наследие М. Ю. Лермонтова, выделив из него контексты, в которых встречаются вводные слова и вставные конструкции;
— исследовать языковые и стилистические особенности функционирования вводных слов и вставных конструкций в стихах М. Ю. Лермонтова, выявив закономерности и особенности на уровне семантики, морфологии, структуры и других признаков;
— определить методический аспект изучения вводных и вставных конструкций на уроках русского языка в школе.
Объектом исследования выступают вводные слова и вставные конструкции в поэтических текстах М. Ю. Лермонтова.
Предмет исследования — языковые особенности и функции вводных слов и вставных конструкций в стихотворных произведениях М. Ю. Лермонтова.
Материалом исследования послужили 152 вводные и 67 вставных конструкций, извлеченных из поэтических произведений М. Ю. Лермонтова.
Методы исследования. Совокупность задач, представленных в нашей работе, предполагает обращение к следующим методам:
• описательный метод, необходимый для анализа системных отношений, в которые вступают единицы языка;
• метод контекстного анализа, который позволит рассматривать функционирование языковых единиц в достаточном для исследования объёме контекста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при изучении вводных и вставных конструкций в поэтической речи других авторов.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы «Вводные слова и вставные конструкции» в качестве иллюстративного и дидактического материала. Кроме того, результаты работы можно задействовать в литературоведческом исследовании, касающемся узкоспециализированных тем, связанных с поэтикой и комплексным филологическим анализом текстов М. Ю. Лермонтова.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка и приложения.
Несмотря на малую изученность понятий вводных слов и вставных конструкций в современной лингвистике, на настоящее время в научном обороте содержится достаточно теоретической базы, позволяющей описывать и исследовать особенности функционирования данных синтаксем в художественном тексте и в том числе в поэзии М. Ю. Лермонтова. Так, вводные слова можно охарактеризовать с точки зрения их семантики и сгруппировать по разрядам, что позволяет выявить ключевые модальные оттенки, которые поэт использует в своих стихах. В данном случае это чаще всего выражение неуверенности и уверенности в высказываемом, а также вводные слова, привлекающие внимание к сообщаемому. Данное функционирование вводных слов являются ещё одним способом выражения внутреннего мира героя и подчёркивания авторского замысла в произведениях.
Вставные конструкции менее изучены с семантической точки зрения, а возможности их использования в тексте куда более широки. Однако при этом можно увидеть отдельные характерные особенности их использования в поэтике М. Ю. Лермонтова, как, например, то, что вставки позволяют дополнять текст ранее не предполагавшейся информацией или расставлять особые интонационные и эмоциональные акценты.
Полученные результаты настоящего исследования могут помочь учителю русского языка и литературы при работе над изучением тем «Вводные слова» и «Вставные конструкции»: здесь представлено достаточное количество примеров, которые пригодятся в качестве дидактического материала, а также описана методика при работе над ним.
Вместе с тем некоторые вопросы, касающиеся проблематики данного исследования, могут получить более подробное освещение в будущем. Так, можно рассмотреть вводные слова и словосочетания в поэзии М. Ю. Лермонтова с морфологической точки зрения и выявить их характерные особенности, которые присущи для творчества поэта. Отдельно можно выявить, чем вызвано использование тех или иных словоформ в конкретных контекстах и как это связано с содержанием произведений. Также можно исследовать вводные слова через призму иной классификации, взяв за основу, к примеру, разряды, предложенные Н. С. Валгиной.
Вставные конструкции требуют большего описания в лингвистической литературе. Более точная и подробная классификация позволит лучше исследовать вставки в поэзии М. Ю. Лермонтова в будущем и описать основные закономерности их использования в текстах.
Иными словами, тема нашего исследования допускает дальнейшую её разработку впоследствии, что позволит пополнить лингвистическую науку новым языковым материалом, а также сослужит пользу для литературоведов, занимающихся исследованием творчества великого русского поэта.
1. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка: Учебное пособие. - М.: Высш. шк., 1990. - 168 с.
2. Аникин А. И. Вставные конструкции как компонент предложения. // Учен. зап. М.О.П.И. - 1967. - Т.197. - С. 247-258.
3. Аникин А. И. Вводные слова и их соотношения с структурно-семантическими категориями слов в современном русском языке. // Учен. зап. М.Г.П.И. - 1958. - Т. 132. - С. 5-33.
4. Арзамасцев В. П. «Звук высоких ощущений...». - Саратов: Наука - 1984. - 207 с.
5. Белинский В. Г. Стихотворения М. Лермонтова. // Полн. собр. соч. в 9-ти т. - М.: Художественная лит-ра. - Т.3. - С.216-278.
6. Березин В. М. Слова, грамматически не связанные с членами предложения. // Русский язык в школе. - 1948. - №1. - С.30-40.
7. Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики. - Казань, 1907. - 2-е изд., испр. и доп. - 292 с.
8. Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка - М.: Учпедгиз. 1959. - 624 с.
9. Валгина Н. С. и др. Современный русский язык: Учебник для вузов. - 3-е изд., доп. - М., 1966. - 495 с.
10. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка: Учебник для вузов. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1991. - 432 с.
11. Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове): Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1986. - 640 с.
12. Виноградов В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения // Виноградов В.В. Избр. труды: Исследования по русской грамматике. - М.: Наука, 1975. - С. 254-294.
13. Виноградов В. В. Язык Лермонтова. // Русский язык в школе. - 1938. - №3. - С. 38-74.
14. Востоков А. Х. Русская грамматика. - 12-е изд. - Спб, 1874. - 216 с.
15. Греч Н. И. Русская грамматика. - Спб. - 1827. - 579 с.
16. Грамматика русского языка: в 2-х т. - М.: Изд -во Наука, 1980. - Т.П. Синтаксис. - 707 с.
17. Зубрилина Л. Н., Мейеров В. Ф. Предложения с вводными и вставочными компонентами. - Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 1985. - 80 с.
18. Каримова Р. А. Вводные слова и вводные сочетания слов в русском литературном языке второй половины XVIII начала XIX в. // Учен. зап. Казанского гос. ун-та. - 1965. - Т.125. - С. 69-181.
19. Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис - М.: Наука, 1986. - 206 с.
20. Колосов П. И. Стилистическая роль обращений. // Русский язык в школе. - 1938. - №1 - С. 88-92.
21. Кормилицына М. А. Семантически осложненное
(полипропозитивное) простое предложение в устной речи. - Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун -та. 1988. - 151 с.
22. Коротевич Е. В. О связях вводных слов в словосочетании и предложении. // Русский язык в школе. - 1958. - №6 - С.16-25.
23. Коцарь Э. Б. Вводные слова и словосочетания, вводные
предложения, вставные конструкции. // Учеб. пособие. - М., 1969. - 31с.
24. Лебедева Н. В. Синтаксис поэтической речи // Русская речь. - 1971. - №1 - С.27 - 31.
25. Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений в 10 -ти т. - М.: Воскресенье, 2000. - Т.1. - 503 с.
26. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4-х т. - М.: Правда, 1986. - Т.1. - 382 с.
27. Лермонтов М. Ю. Сочинения в 2-х т. - М.: Правда, 1988. - Т.1. - 719 с.
28. Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени. - М.: Изд-во Художественная литература, 1984. - 492 с.
29. Ломоносов М. В. Российская грамматика. // Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: в 11-ти т. - М.-Л., 1952. - Т.7. С. 389-578.
30. Ломинадзе С. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. М.: Наука, 1985. - 288 с.
31. Ломтев Т. П. О вводных и однородных позициях словесных форм в современном русском языке. // Филологические науки. - 1958. - №1. - С. 114-124.
32. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. - М.-Л.: Наука, 1964. - 265 с.
33. Максимов Л. Ю. Обращения в стихотворной речи. // Учен. зап. М.Г.П.И. 1965. - Т.236. - С. 66-88.
34. Мизин О. А. О морфологии обращения. // Русский язык в школе.
- 1980. - №5. - С.75-77.
35. Михайловская С. Е. Приложение или обращение. // Русский язык в школе. - 1966. - №5. - С.95-100.
36. Наровчатов С. Лирика Лермонтова. - М.: Наука, 1970. - 103 с.
37. Ованова Л. Г. Вставные конструкции в русском языке (на материале художественных произведений Л.Н. Толстого) // Учен. зап. Юго - Осетинского гос. пед. ин-та. - 1965. - Т.9. - С. 119-136.
38. Овсянико-Куликовский Д. Н. Синтаксис русского языка. - Спб., 1912. - 312 с.
39. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. - М., 1956. - 451 с.
40. Пешковский А. М. Школьная и научная грамматика. - М., 1914. - 430 с.
41. Прияткина А. Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения. - М.: Высш. шк., 1990. - 176 с.
42. Проничев В. П. Синтаксис обращения. - Л.: Изд-во Л.Г.У., 1971. - 88с.
43. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - 16-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2012. - 368 с.
44. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1968. - 395 с.
45. Руднев А. Г. Синтаксис осложненного предложения. - М., 1959. - 198 с.
46. Современный русский язык: Учеб. / Под ред.
В. А. Белошапковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1989.
47. Современный русский язык: Учеб.: в 3-х ч. - М.: Просвещение, 1981. - Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов.
48. Современный русский язык / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
49. Скобликова Е. С. Современный русский язык: Синтаксис
простого предложения. - М., 1979. - 236с.
50. Студнева А. И. О связи вводных предложений с основным составом высказывания // Учен. зап. Рязанского гос. пед. ин-та. - 1968. Т. 51
- С. 304-310.
51. Студнева А. И. Из наблюдений над функционально-семантическими отношениями вводных и вставных предложений. // Учен. зап. М.О.П.И. - 1967. Т.197. - С. 259-268.
52. Черткова М. С. Вводные слова в составе обособленных конструкций. // Русский язык в школе. - 1969. - №5. - С. 88-92.
53. Щеболева И.И. Общая характеристика вставочных конструкций в современном русском литературном языке. // Учен. зап. Ростовского-на-Дону гос. пед. ин-та. 1955. - вып.4. - С. 93-109.
54. Щепин А. Г. Обращение в поэтической речи // Русская речь. - 1976. - №2. - С. 46-51.
55. Шапиро А. Б. Рецензия на работу С.И. Абакумова «Методика пунктуации». // Русский язык в школе. - 1948. - №3. - С. 61-65.
56. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - Л., 1941. - 620 с.