ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИКЕТЕ ВНЕШНЕГО ВИДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
1.1. Особенности формирования представлений об этикете внешнего
вида у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Моделирование как наглядно-практический метод работы с
детьми старшего дошкольного возраста в ДОО 13
1.3. Возможности использования наглядного моделирования в работе по формированию представлений об этикете внешнего вида у детей старшего
дошкольного возраста 24
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИКЕТЕ ВНЕШЕГО ВИДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
2.1. Диагностика сформированности представлений об этикете
внешнего вида у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Проектирование и реализация содержания работы по
формированию представлений об этикете внешнего вида у детей старшего
дошкольного возраста посредством наглядного моделирования 40
2.3. Изучение эффективности использования наглядного
моделирования в процессе формирования представлений об этикете
внешнего вида у детей старшего дошкольного возраста 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры на сегодняшний день является одной из главных задач, решаемой дошкольной педагогикой. Указанная проблема достаточно полно описана в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Л.А. Венгер Н.А. [5, 6], Ветлугина [7], И.Д. Запорожец [10], Д.С. Лихачева [17], А.С. Макаренко, А.А. Мелик- Пашаев, В.А. Сухомлинский, И.Д. Запорожец, В.Н. Шацкая [28, 29] и др.
Правила морали, созданные человечеством для обеспечения гармонии в обществе и семье, являются результатом многовекового процесса становления взаимоотношений. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем сосуществовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь значимая роль принадлежит этикету.
Этикет - это способ поведения (норма), основанный на наборе правил, принятых в конкретном обществе. С раннего детства ребенок должен усвоить основные и важные правила этикета. Знание и соблюдение этикета помогает произвести хорошее впечатление на окружающих, что является выражением уважительного отношения к другим [17].
Этикет в целом - это совокупность правил поведения, которые регулируют внешние проявления межличностных отношений (поведение по отношению к другим, формы обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду).
Этикет является неотъемлемой частью внешней культуры человека и общества. К нему относятся те требования, которые принимают характер более или менее строго регламентированного распорядка и для выполнения которых особое значение имеет конкретная форма поведения [7].
Внешность - выражение внутреннего мира человека.
Внешний вид, как правило, отражает внутреннее, нравственное содержание человека. Данная проблема в нашем мире актуальна, потому что, впервые увидев человека, люди непроизвольно обращают внимание на его внешний вид [4].
Несмотря на то, что данная тема достаточно проработана многими авторами, вопросы формирования у детей представлений об этикете внешнего вида актуальны и по сей день. Во-первых, по мере развития, общества трансформируется, меняется окружающий мир, и это накладывает определенное влияние на понимание и представления о красоте и ее отражении во внешнем виде человека. Во-вторых, в современном информационном обществе люди все больше отдаляются от природы, которая дает им фундаментальные и оригинальные эстетические понятия и категории. В-третьих, появляются новые педагогические методы и образовательные технологии, которые в той или иной степени влияют на формирование представлений об этикете внешнего вида у детей.
Современным и перспективным направлением формирования представлений об этикете внешнего вида у старших дошкольников является наглядное моделирование как способ, который помогает легко и качественно усвоить и запомнить новый материал. В ранее проводимых исследованиях выяснилось, что знания, которые ребенок с трудом усваивает на основе словесного объяснения взрослого, он может легко усвоить, если их преподносят в виде действий с моделями, в которых отражена суть изучаемых явлений. Научные исследования на практике подтверждают, что именно наглядное моделирование является той самой формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста [11].
В связи со всем вышесказанным, тему формирования представлений об этикете внешнего вида у старших дошкольников посредством наглядного моделирования, можно считать актуальной и интересной для исследования.
Объект исследования - формирование представлений об этикете внешнего вида у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является наглядное моделирование, как средство формирования представлений об этикете внешнего вида у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования наглядного моделирования в работе по формированию представлений об этикете внешнего вида у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) провести анализ литературы по исследуемой теме;
2) охарактеризовать особенности формирования представлений об этикете внешнего вида у детей старшего дошкольного возраста;
3) рассмотреть моделирование как наглядно-практический метод работы с детьми старшего дошкольного возраста и его возможности в работе по формированию представлений об этикете внешнего вида у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести исходную диагностику сформированности представлений об этикете внешнего вида у детей старшего дошкольного возраста;
5) обосновать и апробировать содержание работы по формированию представлений об этикете внешнего вида у старших дошкольников, основанного на использовании наглядного моделирования в качестве ведущего средства;
6) определить эффективность использования наглядного
моделирования в качестве средства формирования представлений об этикете внешнего вида у старших дошкольников.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
• I этап (август-сентябрь 2023 г.) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
• II этап (сентябрь 2023 г.) был нацелен на проведение
диагностической методики по определению исходных уровней сформированное™ представлений об этикете внешнего вида у старших дошкольников;
• III этап (сентябрь 2023 г. - апрель 2024 г.) предусматривал
проведение экспериментального исследования, включающего обоснование и апробацию содержания работы по формированию представлений об этикете внешнего вида у старших дошкольников, основанного на использовании наглядного моделирования в качестве ведущего средства;
• IV этап (апрель 2024 г.) включал изучение эффективности
проведенной работы и оформление текста исследования.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза, которая состоит в предположении о том, что наглядное моделирование является одним из эффективных средств, способствующих формированию представлений об этикете внешнего вида у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической базой исследования являются: анализ психологопедагогической литературы и эмпирических данных, методы обобщения, создание экспериментальных условий для проведения исследования, опрос и наблюдение.
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы Г.В. Белокурова [4], Л.А. Венгера [5, 6], С.А. Козлова [12],
И.Н. Курочкиной [14, 15], Д.С. Лихачева [17], Л.М. Фридмана [26],
В.Н. Шацкая [28, 29] и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МДОУ д/с №57 г. Пензы «Матрешка».
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.
Актуальность настоящего исследования связана с проблемой эстетического воспитания и развития личности, а также формирования ее эстетической культуры. Повсеместно создаются разнообразные «школы этикета и хороших манер» для детей, популярная литература о правилах этикета внешнего вида издается большими тиражами. Это связано с осознанием значения этикета внешнего вида в гармонизации личностных взаимоотношений, его ролью в формировании позитивного образа современного образованного и культурного человека.
В соответствии с ФГОС ДО, ребенок старшего дошкольного возраста должен иметь представления о правилах соблюдения культуры внешнего вида; традициях и нормах поведения в общественных местах; правилах этикета в детском саду, школе, библиотеке; правилах этикета в разнообразных жизненных ситуациях.
В теоретической части данного исследования нами были рассмотрены вопросы, раскрывающие особенности формирования представлений об этикете внешнего вида у детей старшего дошкольного возраста; специфику моделирования как наглядно-практического метода работы с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО; возможности использования наглядного моделирования в работе по формированию представлений об этикете внешнего вида у детей старшего дошкольного возраста.
Успешно сформированные представления об этикете внешнего вида по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них. Заложенные в детстве основы представлений об этикете внешнего вида во многом определяют формирование личности ребенка в будущем. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.
Перспективным направлением формирования представлений об этикете внешнего вида у дошкольников является наглядное моделирование 69
как способ, который помогает легко и качественно усвоить, а также запомнить изучаемый материал.
Метод наглядного моделирования помогает дошкольнику зрительно представить те нормы этикета внешнего вида, которые приняты в нашем обществе, при помощи опорных схем-моделей (предметных, предметносхематических и графических), которые задействуют у детей зрительную, двигательную и ассоциативную память.
В ходе практического исследования нами осуществлялась работа по проверке гипотезы о том, что наглядное моделирование является одним из эффективных средств, способствующих формированию представлений об этикете внешнего вида у детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенного исследования данная гипотеза нашла свое подтверждение, так как была доказана эффективность использования наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, по развитию у них представлений об этикете внешнего вида. Мы смогли углубить и систематизировать представления об этикете внешнего вида у дошкольников: дети стали давать адекватную оценку действиям других людей, приобрели опыт опоры на имеющиеся представления при решении задач социально-нравственного характера.
Таким образом, в рамках проведенного исследования были решены все поставленные задачи, достигнута цель, а полученные практическим путем результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
1. Абрамова И.А. Формирование нравственной культуры дошкольников. // Научно-практический журнал. - 2015.- №2 (4). - С. 4-15.
2. Асеева О.М. Развитие творческого мышления у детей старшего
дошкольного возраста методом моделирования. / О.М. Асеева, Л.И. Духова. - Текст непосредственный. // Молодой ученый. - 2022. - №4 (399). -
С. 313-317.
3. Байкова С.В. Развитие связной речи посредством моделирования. Пособие для воспитателя. - СПб.: КАРО, 2005. - 146 с.
4. Белокурова Г.В. Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №74. - С. 53-56.
5. Венгер Л.А. Психология: учебник для студентов вузов. / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 328 с.
6. Венгер Л.А. Воспитание общей речевой культуры ребенка. - М.: Просвещение, 2015. - 220 с.
7. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. Пособие
для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. - М.:
Просвещение, 1986. - 207 с.
8. Гербелева О.Л. Исследовательская работа «Моделирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста». / О.Л. Гербелева, С.А. Ибатуллина. // Наука и образование: новое время. - 2015. - №6 (11). - С. 33-37.
9. Грибанова М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста. - М., 1999. - 127 с.
10. Запорожец А.В. Воспитание и обучение в детском саду. / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. - М.: Педагогика, 1999. - 558 с.
11. Карпова С.И. Методическое сопровождение воспитания навыков
этикетного поведения у детей старшего дошкольного возраста. / С.И. Карпова, Ю.В. Устрицкая. // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». Т. 18. - 2019. - №4 (42). - С. 58-65.
12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова,
Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2002. - 415 с.
13. Кондрашова М.С. Формирование представлений об этикете внешнего вида у детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования. / М.С. Кондрашова, Л.М. Берман. // Векторы образования: от традиций к инновациям. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». - Краснодар, 2021. - С. 155-157.
14. Курочкина И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. - М.: Эконинформ, 2012. - 147 с.
15. Курочкина И.Н. Этикет в формировании личностной успешности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №6. - С. 27-28.....30