Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная адаптация детей с OB3 в условиях реабилитационного центра

Работа №158773

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы135
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы социальной адаптации детей с ОВЗ, реализуемой в реабилитационных центрах 11
1.1 Понятие социальной адаптации 11
1.2 Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ, способствующей
решению их социально значимых проблем в современном обществе 19
1.3 Модель социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях
реабилитационного центра 29
Глава 2 Экспериментальное исследование социальной адаптации детей с ОВЗ в ГБУ ССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для детей и
молодых инвалидов» 47
2.1 Процедура и методы исследования 47
2.2 Анализ и интерпретация эмпирических данных 53
2.3 Общие выводы по исследованию 84
2.4 Рекомендации по повышению эффективности социальной адаптации
детей с ОВЗ, проводимой в ГБУ ССЗН «Областной социально -
реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов» 90
Заключение 98
Список использованных источников 105
Приложения 111

Актуальность исследуемой темы. В современном обществе отмечается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Сложно ответить на вопрос сколько таких детей в России зафиксировано сейчас, потому что конкретной статистики нет. Ведь ребёнок-инвалид одновременно является и ребёнком с ОВЗ, но не каждый ребёнок с ОВЗ - инвалид. Однако, о росте числа детей с ОВЗ свидетельствуют растущие показатели численности детей с инвалидностью на сайте Федерального реестра инвалидов и числа детей, обучающихся по направлениям дополнительных общеобразовательных программ по статистике Росстата.
Установлено, что отклонения в здоровье ребенка, недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, формируются под влиянием комплекса факторов, способствующих возникновению у детей ограниченных возможностей здоровья. К ним относятся: медико-биологические, социально­психологические, социально-средовые, экономико-правовые. Все
существующие разные причины: ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем, способствуют увеличению числа детей с ОВЗ.
Многие проблемы препятствуют полноценному включению детей с ОВЗ в жизнь общества, и одной из них является проблема социальной адаптации. Целью социальной адаптации является социальная интеграция детей с ограниченными возможностями в общество; помощь в преодолении, компенсации существующих ограничений, мобилизации собственных резервов. Огромная доля социальной политики России направлена именно на разработку программ для адаптации детей с ОВЗ и интеграцию их в общество.
Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования, ведь социализация служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.
Устойчивые заболевания детей значительно ограничивают их жизнедеятельность, а приобретённые в результате применяемых современных технологий социальной адаптации знания и навыки они смогут направить на удовлетворение жизненных потребностей, что поможет им стать полноценными членами общества.
Общество должно быть открыто для таких детей, являющихся субъектами социальной адаптации, в нём должны создаваться условия, чтобы эти особенные дети имели возможность предпринимать посильные шаги для собственной адаптации, овладевать специфическими навыками, стремиться как можно полнее влиться в социальную жизнь. Работа в этом направлении осуществляется и в рамках социально-педагогических моделей социальной работы и помощи.
Значительная часть детей с ОВЗ в будущем может приносить пользу обществу, главное многие из них этого хотят. У людей с ОВЗ существует потребность в социальной адаптации, в осуществлении которой велико значение учреждений системы социальной защиты населения, осуществляющих функции социальной реабилитации, адаптации.
Необходимо продолжать научный поиск эффективных путей социально­педагогической адаптации детей с ОВЗ.
Основываясь на всём вышесказанном, можно утверждать, что выбранная тема исследования: «Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях реабилитационного центра» имеет актуальное значение как для общества в целом (причём, значение для современного состояния жизни социума), так и для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Степень научной разработанности проблемы. Тематика современных исследований, посвященных социальной адаптации детей с ОВЗ, разнообразна. Такие авторы, как: И. А. Милославова, Б.Д. Парыгин, Т. И. Заславская, М.В. Ромм, М.С. Бережная и другие непосредственно работали с проблемой социальной адаптации. Изучение особенностей процесса адаптации детей с ОВЗ тесно связано со следующими именами: А.И. Осадчих, А.А. Реан, Л.С. Выготский, Л.И. Акатова, Ю.В. Серебренникова и др. Роль реабилитационных центров в решении социальных проблем детей с особенными потребностями отражена в научных работах и публикациях таких авторов, как К.Г. Бурмистров, О.Б. Новоселова, Т.И. Сафаров, И.А. Шмакова. Работы Л.И. Аксеновой, Е.Ф. Альчидиевой, В.Д. Байрамова, М.А. Болдиной раскрывают потребность детей с ОВЗ в социальных услугах. Современные тенденции развития социально-педагогической адаптации рассматриваются в научных статьях В.Г. Бочарова, Е.А. Козыревой, О.А. Сотниковой, А.А. Налчаджяна и др. Вопрос о сложности организации социально-педагогической адаптации детей с ОВЗ поднимался в работах Ю.Ю. Антроповой, Л.И Аксеновой, И.М. Бажноковой, Л.М. Шипицыной.
Актуальность выбранной темы диссертационной работы, а также анализ, проведённой степени изученности, позволили выявить противоречия на трёх уровнях: социально-педагогическом, научно-педагогическом, научно­
методическом:
1) на социально-педагогическом уровне: между необходимостью подготовки детей с ОВЗ к интеграции в жизнь современного общества и недостаточным её уровнем в реабилитационном центре, складывающемся на фоне применения в работе с получателями социальных услуг в основном традиционных форм и методов обучения, и незначительной доли новых;
2) на научно-педагогическом уровне: между значимостью формирования (развития) компетентности специалистов Центра по использованию современных компьютерно-инженерных технологий во всех формах работы и недостаточной разработанностью теоретических основ и дидактических средств её формирования;
3) на научно-методическом уровне: между значительными
потенциальными возможностями процесса обучения родителей (законных представителей) детей с ОВЗ (в рамках реабилитационного центра) организации коррекционно-развивающих занятий с ними в домашних условиях и недостаточной разработанностью методического обеспечения обучения.
Проблема исследования. Как в рамках деятельности реабилитационного центра решить вопрос повышения эффективности социальной адаптации детей с ОВЗ, способствующей снижению рисков развития возможных проблем данной категории детей, что в случае положительных результатов позволит рассматривать их как субъект социальной активности, а не объект социальной защиты.
Цель исследования: теоретическое и организационно-технологическое обосновании процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях реабилитационного центра.
Объект исследования: процесс организации социальной адаптации детей с ОВЗ.
Предмет исследования: социальная адаптация детей с ОВЗ в реабилитационном центре.
Гипотеза исследования. Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях реабилитационного центра будет успешной, если в период предоставления социальных услуг детям с ОВЗ в реабилитационных центрах будут реализовываться следующие направления работы: социально-коммуникативная адаптация; социально-личностная адаптация и пространственно-средовая адаптация.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) сформировать представления о понятии социальной адаптации;
2) изучить особенности социальной адаптации детей с ОВЗ, способствующей решению их социально значимых проблем в современном обществе;
3) разработать модель социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях реабилитационного центра;
4) проанализировать применяемые в ГБУ ССЗН «Областной социально­реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов» технологии социально-педагогической работы в рамках реализуемых социальных услуг;
5) провести экспериментальное исследование социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях ГБУ ССЗН «Областной социально -реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов»;
6) выработать рекомендации по совершенствованию организации социальной адаптации детей с ОВЗ в ГБУ ССЗН «Областной социально­реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов».
Методологической основой исследования выступили основные положения системного, аксиологического, культурологического, личностного, компетентностного подходов к организации педагогических исследований, в том числе и проблемы социальной адаптации детей с ОВЗ.
Теоретическую основу исследования составили: работы по развитию детей с отклонениями в развитии (А. Адлер, Л.С. Выготский и др.); психолого - педагогические технологии создания условий для развития детей, требующих специальной коррекции и реабилитации (АЛ. Найн, Л.Г. Гуслякова, В.П. Кащенко и др.); идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов в обучении (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.).
Для проведения исследования и решения поставленных задач, была использована совокупность следующих методов исследования: теоретические методы (теоретический анализ научной и методической литературы, синтез и обобщение); эмпирические методы (анализ документов и метод опроса: экспертный опрос и анкетирование (массовый опрос)), эксперимент.
Новизна исследования: в работе выявлен и представлен эмпирический материал, связанный с опытом социально-педагогической адаптации детей с ОВЗ в государственном бюджетном учреждении системы социальной защиты населения «Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов» г. Пензы; обоснована необходимость реализации усовершенствованных технологий социально-педагогической работы, проводимой в реабилитационном центре с детьми и с ОВЗ (на примере Пензенской области).....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении проведённого исследования можно сделать следующие основные выводы по теме. В современном обществе отмечается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено целым комплексом факторов (медико-биологических, социально­психологических, социально-средовых, экономико-правовых), провоцирующих возникновение у детей отклонений в здоровье.
В существующих условиях социальной жизни, где также имеют место нестабильные показатели рождаемости, устойчивый рост доли лиц старшего возраста, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие сферы жизнедеятельности общества, так как снижаются его экономические возможности, требуется включение каждого человека в структуру общества. Успешная интеграция детей с ОВЗ в социум, как его дееспособных членов, зависит от их полноценного развития и основывается на обеспечении процесса их разносторонней социальной адаптации, способствующей преодолению, компенсации существующих ограничений; мобилизации собственных резервов.
В связи с этим одним из направлений социальной политики нашего государства является разработка программ для адаптации детей с ОВЗ и интеграции их в общество, в осуществлении которых велико значение учреждений системы социальной защиты населения, осуществляющих функции социальной реабилитации, адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в том числе и в рамках социально-педагогических моделей социальной работы и помощи. Образовательно-воспитательная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья занимает особое место в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Немаловажную роль в этом процессе играют реабилитационные центры.
Проблема того, как в рамках деятельности реабилитационного центра решить вопрос повышения эффективности социальной адаптации детей с ОВЗ, способствующей снижению рисков развития возможных проблем данной категории детей, что в случае положительных результатов позволит рассматривать их как субъект социальной активности, а не объект социальной защиты, подтолкнула к исследованию темы, принадлежащей к числу наиболее важных и актуальных.
Обнаруженная проблема была решена путём выявления особенностей современного состояния системы социальной адаптации в отношении детей с особыми потребностями в реабилитационных центрах и обозначения возможных направлений её развития. Для этого были выполнены поставленные задачи к теоретической базе и эмпирическому исследованию, по каждой из которых была проделана определённая работа.
Так, после рассмотрения теоретического материала было установлено, что:
1) сформированные представления о понятии социальной адаптации, говорят о многообразии существующих воззрений отечественных и зарубежных ученыхв рамках важнейших социологических теорий на её сущность, дополняющих друг друга, о отсутствии общепризнанного социологического определения, принятого единого толкования данного понятия, о сложном характере понятия, отображающего в одно и то же время и процесс, и результат этого процесса - процесса приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации; социального процесса, обеспечивающего существование и развитие социума;
2) изученные особенности социальной адаптации детей с ОВЗ, позволили понять, что в отличии от здоровых сверстников дети с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд психофизиологических отклонений. Успешная социальная адаптация зависит от адаптационного потенциала, от учёта существенно важных в социальном плане особенностей детей и проявляется в адекватной самооценки, уровне развития навыков коммуникации, поведения и общения, удовлетворенности от взаимодействия с социумом, самопринятии, усвоении образовательных программ. Методы, направления, уровни, этапы и условия реализации социальной адаптации детей с ОВЗ имеют характерные отличия. Индивидуально разрабатывается каждый из комплексов мероприятий;
3) реабилитационные центры вносят значительный вклад в решение социально значимых проблем особенных детей. В условиях реабилитационных центров, осуществляющих социально-адаптирующее воздействие на детей с ОВЗ, создаются и реализуются определённые модели коррекции, которые включают в себя: определение цели, задач, принципов, направлений, поэтапное формирование различных действий, выбор и применение конкретных методов, средств, форм, учёт и соблюдение ряда критериев оптимальности социальной адаптации детей с ОВЗ, определение уровня развития и ориентиров достижений (результатов). Такие модели, учитывающие состояния здоровья, способствуют более эффективному развитию особенного ребёнка, раскрытию и реализации его способностей.
Эмпирическое исследование, проведённое на базе ГБУ ССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов» г. Пензы, дало следующие результаты.
Неформализованный анализ документов, позволил извлечь значительную часть объективной первичной информации с достаточной надёжностью, получить данные о нормативно-правовых документах, лежащих в основе деятельности учреждения исполняющего обязанности поставщика социальных услуг; о организационной структура Центра, позволяющей создавать оптимальные условия для организации комплексной социальной реабилитации , адаптации; о реализуемых Центром направлениях социально-педагогической деятельности: социально-коммуникативной, социально-личностной и
пространственно- средовой адаптации и др.
В ходе экспертного опроса выяснилось, что социальные услуги в Центре предоставляются нескольким категориям обслуживаемых клиентов: детям- инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 18 лет; молодым инвалидам в возрасте от 18 до 35 лет, признанным нуждающимися в социальном обслуживании; детям, находящимся в социально­опасном положении; что занятия с социальным педагогом предусматривают: развитие познавательных интересов, нравственное воспитание, социализацию и помощь в адаптации, развитие мотивации к деятельности: игровой, учебной, трудовой, организацию досуга, формирование трудовых и физических навыков; что используемые специалистами Центра технологии социально­педагогической деятельности, как совокупность методов и приёмов практической социально-педагогической деятельности, характеризуются рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария; что в Центре работает психолого-медико­педагогический консилиум; что организация работы Центра является типичной для подобных учреждений социальной защиты населения, но специалисты Центра находятся в постоянном поиске новых эффективных путей социальной адаптации детей с ОВЗ и т.д.
Целью исследования было выяснить делает ли более эффективным процесс социальной адаптации деятельность реабилитационного центра в отношении детей с ОВЗ. В ходе опытно-экспериментальной работы проводилась, с одной стороны, диагностика уровня сформированности социальной адаптации у особенных детей, а, с другой, изучение эффективности предложенной программы по социальной адаптации детей с СДВГ. Исследовательская работа состояла из трёх этапов:
диагностирующего(проведённого в форме констатирующего эксперимента), содержательного (организуемого в форме формирующего эксперимента) и аналитического (проведённого в форме контрольного эксперимента), с помощью которого и была определена эффективность оказанных услуг и применённых методов. Оценка результатов исследовательской работы представлена в двух формах: в виде диаграмм и описания....


1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» (ред. от 08.07.1999) // Собрание законодательства РФ.
15.01.1996. № 3. ст. 145.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. № 52. ст. 7007.
4. Закон Пензенской области от 26 ноября 2014 г. № 2645-ЗПО «О социальном обслуживании граждан в Пензенской области» // Пензенские губернские ведомости. 2014. № 68. С. 61-63.
5. Абрамовских Н. В. Сущность и особенности социально-педагогической
деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 102. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7suschnost-i-osobennosti-sotsialnopedagogicheskoy- deyatelnosti (дата обращения 17.12.2021).
6. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2004. 368 с.
7. Артемов С. Д. Социальные проблемы адаптации. М.: Просвещение, 1990. 180с.
8. Батова А. В. Социально-педагогические условия интеграции детей- инвалидов в социальную среду: автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Ин-т педагогики социальной работы Рос. акад. образования. Москва, 2001. 29 с.
9. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И. [и др.]. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. 352 с.
10. Васильева Н. Л. К вопросу о социально-психологической адаптации // Дошкольное воспитание. 2010. № 12. С. 16-18.
11. Возжаева Ф. С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов // Социальное обеспечение. 2005. №18. С. 16­21.
12. Возняк И. В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Волгоград: Учитель, 2011. 87 с.
13. Ворошилова Е. Л., Бажанова Е. В., Денискина В. З. [и др.]. Организация работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов : учеб. пособие. М.: ФГАОУ АПК и ППРО, 2017. 416 с.
14. Ветрова И. Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов. М.: Дело, 2000. 256 с.
15. Галушко И. Г., Галушко А. В., Лопатюк Е. А. Формирования положительного отношения к окружающему миру у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Историческая и социально­образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. С. 54-58.....59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ