Реферат
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ 8
1.1 Сущность и основные элементы системы продвижения продукции
предприятия на зарубежные рынки 8
1.2 Механизм формирования системы продвижения продукции
предприятия на зарубежные рынки 15
1.3 Нормативно-правовые основы продвижения продукции на
зарубежных рынках 20
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА
ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ В ООО «ЗАВОД ПЕНЗЭНЕРГОМАШ» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Оценка организации системы продвижения продукции на
зарубежные рынки в ООО «Завод ПензЭнергоМаш» 34
2.3 Анализ эффективности продвижения продукции на зарубежные
рынки в «Завод ПензЭнергоМаш» 41
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ
В ООО «ЗАВОД ПЕНЗЭНЕРГОМАШ» 47
3.1 Разработка стратеги продвижения продукции ООО «Завод ПензЭнергоМаш» на зарубежные рынки 47
3.1 Рекомендации по развитию торгового посредничества ООО «Завод ПензЭнергоМаш» на зарубежные рынки 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЬЕ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 71
В условиях развития мировой экономики внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Возрастает интерес к новым рынкам сбыта продукции, а также участию в экономическом, производственном и научнотехническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран. В то же время наблюдается рост конкуренции на мировом рынке, что создает существенные сложности для участника рынка в продвижении какого-либо товара с целью привлечения и удержания максимального интереса потенциальных потребителей.
Кампания по продвижения продукции всегда должна иметь четко сформулированные цели, ориентироваться на конкретную целевую аудиторию и в соответствии с этим использовать определенные способы продвижения товаров. Именно поэтому применение различных подходов и технологий является необходимым аспектом эффективного продвижения товаров и услуг на зарубежные рынки.
Последовательное использование современных технологий и методов продвижения, а также хорошо налаженные коммуникации с аудиторией обеспечивают устойчивый спрос со стороны иностранных потребителей. Наивысшего уровня востребованности товаров и услуг компания может достигнуть на зарубежном рынке, изучив и проанализировав традиционные и современные технологии продвижения, после чего, выработав на их основе определенную стратегию.
Любой участник внешнеэкономической деятельности нуждается в грамотной системе продвижения продукции на зарубежный рынок, так как благодаря ей быстро реализуется продукции, что ускоряет возврат денежных средств предприятию, происходит окупаемость затрат на производство, так же налаживаются связи с потребителями и растет спрос на поставляемую продукцию.
Продвижение продукции так же создает популярность товара на зарубежном рынке, очень важно, чтобы потребитель знал информацию о продукции, информация должна быть доступна потребителям.
Исходя из вышесказанного, целью дипломной работы является анализ системы продвижения продукции предприятия на зарубежном рынке и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
• рассмотреть сущность и основные элементы системы продвижения продукции предприятия на зарубежные рынки
• исследовать подходы к построению эффективного механизма продвижения продукции на зарубежные рынки;
• систематизировать нормативно-правовую базу, регламентирующую продвижение продукции предприятия на зарубежные рынки;
• провести оценку системы продвижения продукции предприятия на зарубежные рынки;
• выявить проблемы в существующей на предприятия системе продвижениями продукции на зарубежные рынки;
• разработать рекомендации по продвижению продукции на зарубежные рынки.
Объектом исследования выступает общество с ограниченной ответственностью «Завод ПензЭнергоМаш».
Предметом исследования является систем продвижения продукции на зарубежные рынки.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно-правовой методы.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных исследователей в области построения системы продвижения продукции предприятия на зарубежные рынки.
Общество с ограниченной ответственностью «Завод ПензЭнергоМаш» специализируется на производстве как стандартного, так и нестандартного емкостного и резервуарного оборудования, и различных металлоконструкций по чертежам заказчика для нужд газо- и нефтеперерабатывающих заводов, для химических, металлургических и горно-обогатительных комбинатов, для строительства газо- и нефтепроводов, атомных и тепловых станций, а также при строительстве и реконструкции нефтебаз, для самых различных отраслей, где используют в своей работе резервуарное и емкостное оборудование.
Исследования показали, что, несмотря на снижение объема производства и реализации продукции, на предприятии наблюдается рост всех показателей прибыли. Так прибыль от продаж выросла на 946 тыс. руб. и составила в 2021 году 2438 тыс. руб. При этом прибыль до налогообложения выросла более чем в 2,5 раза и составила 1172 тыс. руб., а чистая прибыль увеличилась в 2 раза и составила 1640 тыс. руб.
Это привело к росту эффективности деятельности. Так общая рентабельность выросла за исследуемый период на 1,96% и составила 3,75%. Рентабельность всех активов возросла более чем в 2 раза, составив в 2021 году 5,25%, а рентабельность производства на 1,5% составив 6,23%.
В результате анализа организационной структуры управления ООО «Завод ПЭМ» было установлено, что в ней отсутствует специализированное структурное подразделение, осуществляющее управление внешнеторговой деятельностью в целом и продвижением продукции на зарубежные рынки в частности. Все работы по продвижению продукции как на российском, так и на зарубежном рынке осуществляет отдел сбыта, контролируемый заместителем директора по сбыту и снабжению.
Исследования показали, что в организации не осуществляется планирование мероприятий по продвижению продукции на выбранных зарубежных рынках. Мероприятия планируются и реализуются стихийно по мере возникновения необходимости в них.
Основными мероприятиями по продвижению продукции на зарубежные рынки, реализуемыми в ООО «Завод ПЭМ» являются: участие в международных выставках, применение инструментов digital-маркетинга, паблик рилейшнз, организация личных продаж. ООО «Завод ПЭМ» старается принимать участие на международных выставочных площадках в странах, которые рассматриваются в качестве потенциального сбыта продукции. Причем в качестве выставочных площадок выбираются те, что по оценкам экспертов приносят наибольшей эффект.
ООО «Завод ПЭМ» активно использует такой инструмент продвижения продукции как паблик рилейшнз. Количество мероприятий в рамках данного инструмента выросло с 2 единиц в 2019 году до 3 единиц в 2021 году.
Одним их активно используемых инструментов продвижения продукции на зарубежные рынки в ООО «Завод ПЭМ» являются персональные продажи, предполагающие проведение индивидуальных презентация для конкретного клиента. Средняя эффективность личных продаж составляет около 30% на протяжении всего исследуемого периода, что считается высоким показателем эффективности для данного инструмента продвижения продукции на зарубежные рынки.
Инструменты digital-маркетинга начали применяться в 2021 году и представляют собой таргетированную рекламу в Казахстане.
Поддержание лояльности выражается в предоставлении скидки как от объема поставляемой партии, так и при повторном заключении контракта на поставку продукции потребителю. Необходимо отметить, что размер скидок не регламентирован и определяется персонально для каждого клиента.
Оценка эффективности мероприятий по продвижению продукции на зарубежный рынок в ООО «Завод ПЭМ» не осуществляется. Также не осуществляется планирование и осуществление маневрирования товарными ресурсами с учетом страновой потребности.
Если в период 2019-2020 гг. наблюдается рост внешнеторговой деятельности с 8909 тыс. руб. до 18592 тыс. руб., однако к 2021 году произошло ее снижение до 14431 тыс. руб. В то же время стоит отметить, что объем внешней торговли в 2021 году на 61,9% больше чем в 2019 году.
План выхода на зарубежные рынки практически реализован в установленные периоды, за исключением выхода предприятия на рынок Беларуси. Так на данный сегмент рынка планировалось выйти в 2020 году, однако первый контракт на поставку был заключен в 2021 году.
В отношении экспорта по странам наблюдается разнонаправленная динамика. Так в Казахстан экспорт увеличился за исследуемый период более чем в 5,3 раза и составил 8081 тыс. руб. В то же время в отношении экспорта в Монголию наблюдается колебание по годам. Так если с 2019 года по 2020 год наблюдался двукратный рост экспорта, то к 2020 году он сократился более чем в 4 раза.
Затраты на продвижение продукции на зарубежные рынки ежегодно возрастают, с 1260 тыс. руб. в 2019 году до 1520 тыс. руб. в 2021 году или на 20,63%. В то же время экспортная выручка выросла на 61,98%. При этом если в 2019 году на у рубль затрат на продвижение продукции было получено 7,07 руб. экспортной выручки, то в 2021 году уже на 34,27% больше. Таким образом можно говорить о росте эффективности системы продвижения продукции на зарубежные рынки.
В процессе проведенного исследования было установлено, что в ООО «Завод ПЭМ» продвижение продукции на зарубежные рынки осуществляется бессистемно. Для обеспечения целенаправленной работы системы продвижения продукции на зарубежные рынки должна быть разработана соответствующая стратегия, в рамках которой определены, цели, задачи и потенциальный объем продаж продукции на выбранных зарубежных сегментах рынка. Также были исследованы проблемы, решение которых
позволит реализовать выбранную стратегию продвижения продукции ООО «Завод ПЭМ» на зарубежные рынки, а также потенциальные возможности реализации стратегии продвижения продукции на зарубежные рынки и направления их использования.
Реализация стратеги носит долгосрочный характер, соответственно возникают различные риски невыполнения, мероприятий отраженных в ней. В этой связи были определены основные риски, связанные с реализацией стратегии и способах их устранения.
Как показали исследования, одним из наиболее действенных инструментов продвижения продукции на зарубежных рынках является создание торгового представительства. Наиболее приемлемой формой взаимоотношений между ООО «Завод ПЭМ» и зарубежными посредническими компаниями, на наш взгляд, является дилерство, это обусловлено, тем что дилер берет на себя ряд обязательств и соответственно затрат связанных с продвижением продукции на рынке страны-импортера. Для выбора дилера в каждой стране экспортере была разработана методика отбора, в рамках которой была сформирована дилерская сеть предприятия.
Таким образом, формирование дилерской сети позволит предприятию увеличить объем производства и реализации продукции при этом существенно сэкономить затраты на продвижение продукции.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского
экономического союза) [Электронный ресурс]. - Консультант Плюс. - URL: http: //www. consultant. ru
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. - Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru
3. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. - 06.08.2018. - № 32 (часть I). - С. 5082.
4. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 15.12.200. - № 50. - С. 4850
5. Абаев А.Л. Международный маркетинг: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.Л. Алексунин В.А. Абаев. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 362 c.
6. Абакумова О.Г. ВПС: Международный маркетинг. Конспект лекций / О.Г. Абакумова. - М.: Приор, 2017. - 208 c.
7. Антошин В.Н., Кугушев А.В. Глобальный маркетинг - основы стратегического видения в промышленности //Маркетинг в Росси и за рубежом. - 2018. - № 1. С. 5-14.
8. Атрощенко К.В. Совершенствование методов управления продвижением продукции на крупном машиностроительном предприятии // Беларусь в современном мире. Материалы XII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2019. - С. 92-94.
9. Афонин П.Н. Филиппенко С.В., Яргина Н.Ю. Международное
таможенное сотрудничество: учебное пособие. - Санкт-Петербург:
Интермедия, 2018. - 154 с.
10. Байгарина А.Т. О выборе концепции продвижения товара // Эксперт. - 2018. - С. 3-11.
11. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г.Таможенное право: учебник для ВУЗов. - М.: Издательство Проспект, 2016 - 292 с.
12. Вобликов А.Б. Таможенное право: учебное пособие. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018. - 180 с.
13. Габинская О. С. Маркетинговые коммуникации. - М.: Академия, 2020. - 240 с.
14. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. - М.: Феникс, 2021 - 258 с.
15. Григоренко К.А. Современные формы маркетинга // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях. Материалы II международной научнопрактической конференции в 2-х частях. - 2016. - С. 127-133.....38