Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа с устаревшими словами на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах

Работа №158748

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы изучения устаревшей лексики на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе 5
1.1. Понятие «устаревшая лексика» 5
1.2. Историзмы и их семантическая классификация 8
1.3. Архаизмы и их типы 11
1.4. Использование устаревшей лексики в литературных произведениях 13
1.5. Активизация познавательной деятельности младших школьников в связи с
изучением устаревшей лексики 17
Глава 2. Методика работы с устаревшей лексикой на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе 22
2.1. Анализ учебников и дидактических пособий с точки зрения работы с
устаревшими словами 22
2.2. Методические рекомендации по работе с устаревшими словами на уроках
русского языка и литературного чтения 25
2.3. Фрагменты уроков по работе с устаревшими словами 35
2.4. Опытно-экспериментальная работа по изучению устаревших слов в
начальной школе 45
Заключение 55
Список литературы 56
Приложение 1 59
Приложение 2 66
Приложение 3 73

Одна из основных задач школы сегодня - научить ребёнка работать с ин­формацией, а именно находить, отбирать и анализировать ее. Эти умения фор­мируются на различных предметных уровнях, в частности, на лингвистическом. Кроме того, в соответствии с требованиями ФГОС, одним из важнейших вопро­сов лингвистики в школе становится осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственно­сти. Способствовать решению этих задач будет работа с произведениями, опи­сывающими быт, культуру и традиции нашего народа. В последнее время в учеб­никах литературного чтения появляется всё большее количество произведений русских писателей и русского фольклора. Это не может не радовать по той про­стой причине, что у современных школьников не развит интерес к изучению про­шлого своей страны. Произведения русских писателей XVIII - XIX веков содер­жат много сведений о жизни нашего народа в прошлом и преподносят их уча­щимся в более занимательной форме, чем учебники истории. На наш взгляд, это способствует развитию интереса младших школьников к нашей истории. Кроме того, посредством изучения русского фольклора, древнерусской литературы ре­шается еще одна важнейшая задача - расширение словарного запаса младших школьников. Важность расширения словарного запаса отмечали многие видные учёные. Так, Ф.И. Буслаев давал рекомендации педагогам русского языка «раз­вивать в дитяти врожденный дар слова» [2]. К.Д. Ушинский считал необходи­мым «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [27].
Учёными отмечена также важность работы не только со значениями совре­менных слов, но и с устаревшими. О необходимости такой работы писали Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов, Н.М. Шанский, Ю.В. Откупщиков, П.С. Жинкин, М.Р. Львов, М.Л. Закожурникова и многие другие видные деятели науки. Необходимость работы с устаревшими словами обусловлена в первую очередь тем, что такие слова по-прежнему встречаются довольно часто в исто­рической литературе, в художественных произведениях и т. д. Это связано с тем, что данная группа слов отражает прошлое нашего народа, и представить произ­ведения, описывающие различные исторические эпохи, без устаревших слов не­возможно. Работа с устаревшими словами способствует развитию у ребёнка представлений о прошлом своего народа, о культуре, а также способствует углублению знаний о родном языке. Этим обусловлена актуальность нашей работы.
Объект исследования - процесс изучения устаревшей лексики на уроках русского языка и литературного чтения.
Предмет исследования - работа с устаревшими словами на уроках рус­ского языка и литературного чтения.
Цель нашей работы - исследование процесса усвоения устаревшей лек­сики в начальной школе и усовершенствование методики работы с ней.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
• изучить теоретические основы понятия "устаревшие слова";
• проанализировать действующие программы, учебные пособия и учеб­ники для начальной школы с точки зрения отражения в ней вопросов, свя­занных с темой исследования;
• разработать дидактические материалы для работы с устаревшими сло­вами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе;
• экспериментальным путём проверить эффективность предложенной си­стемы работы.
В качестве рабочей гипотезы выдвигается положение о том, что исполь­зование системы тренировочных упражнений создает условия для лучшего по­нимания и усвоения устаревшей лексики младшими школьниками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Устаревшие слова отражают прошлое нашего народа, его культуру и обла­дают огромным воспитательным потенциалом. Невозможно уверенно шагать в будущее, не зная своего прошлого. Архаичная лексика - это прочные нити, ко­торые связывают наше поколение с поколениями людей, живших когда-то до нас. Поэтому учителю необходимо знакомить детей с историзмами и архаиз­мами, с их историей, а также учить выделять их в текстах и объяснять значение. Проводить подобную работу нужно регулярно, но при этом не допускать одно­образия.
УМК по русскому языку и литературному чтению для начальной школы предлагают задания для работы с устаревшей лексикой, однако все они одно­типны, и все действия с этой группой слов сводятся лишь к работе со словарём. На наш взгляд, у детей такая работа не вызывает интереса и даже кажется им скучной. Поэтому учитель, заинтересованный в обогащении словарного запаса своих учеников и расширении их культурного кругозора, вынужден разрабаты­вать систему заданий самостоятельно.
Нами была разработана система уроков с использованием различных зада­ний, направленных на усвоение устаревшей лексики. Апробация составленных уроков была проведена на базе МБОУ СОШ № 18. В эксперименте приняли уча­стие учащиеся 4 «А» класса.
Констатирующий эксперимент показал, что уровень знаний учащихся в об­ласти устаревшей лексики находится на удовлетворительном уровне. Учитывая программный материал, мы разработали и апробировали систему уроков. После проведения ряда уроков был осуществлён очередной замер, результаты которого показали, что уровень понимания устаревшей лексики вырос на 26,3%. Получен­ный результаты позволяют сделать выводы об эффективности разработанной ме­тодики.


1. Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. 1- 4 кл. : учеб. для организаций, осуществ­ляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 1 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - Изд. 4-е, перераб. - М. : Баласс, 2015
2. Буслаев Ф.И. «О преподавании отечественного языка» Ч. 1-2. - М. :Унив. тип., 1844.
3. Винокур Г.О. о славянизмах в современном русском литературном языке. - М., 1959 - с. 459
4. Вороничев. О. Е. О лингвостилистической типологии устаревших слов // Рус­ский язык в школе. - 2000, № 3. - с. 44.
5. Глинкина Л. А. Иллюстрированный словарь забытыхх и трудных слов из про­изведений русской литературы XVIII - XIX веков. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998.
6. Голубева А.Н. О чем рассказывают устаревшие слова // Русский язык. - 2004. - №34.
7. Диброва Е.И. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. Учеб. по­собие для студентов филол. фак. пед. институтов. Ч. I /Е.И. Диброва, Л.Л. Насат- кин, И.И. Щеболева. / Под ред. Е.И. Дибровой - М.: Просвещение, 2001 - с.480
8. Емелина А. В. Как знакомить младших школьников с историзмами и архаиз­мами// Начальная школа. - 2003, № 1. - с.38.
9. Емельянова О.М. О «пассивном словарном запасе языка и «устаревшей лек­сике» // Русская речь. - 2004, №1. - с.27
10. Ефросинина Л.А Литературное чтение. 1-4 класс Издание: 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013.
11. Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык. 2 класс. Учеб­ник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Часть 2. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2012.
12. Казакова А. А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС. М.: Просвещение, 201б - с.53
13. Калинин А. В. Лексика русского языка: М.: МГУ, 1978.
14. Ковалева Е.В. Устаревшая лексика в системе современного русского языка и в художественных текстах XIX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук - М., 1996.
15. Колесник Г.С. К проблеме лексических историзмов в современном немецком языке // Вопросы германской филологии. - Калинин: Калининский гос. ун-т, 1977....31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ