Введение 3
1. Теоретические основы состояния законности в административной
деятельности ОВД в сфере защиты прав и свобод личности 7
1.1. История становления механизма обеспечения прав и свобод личности и роль ОВД в нем 7
1.2 Зарубежный опыт административно-правового обеспечения прав и
свобод личности правоохранительными органами (или овд) 18
1.3 Содержание и основы организации административной деятельности
ОВД по обеспечению прав и свобод человека 29
1.4 Проблемы связанные с обеспечением прав человека и соблюдением
законности в административной деятельности ОВД 34
2. Совершенствование основных направлений деятельности овд при
обеспечении прав и свобод личности 41
2.1 Совершенствование законодательства регламентирующего
административную деятельность ОВД с целью более эффективного обеспечения прав человека 46
2.2 Пути и средства совершенствования административной деятельности
ОВД на современном этапе развития России 46
2.3 Основные направления совершенствования деятельности ОВД по
обеспечению основных прав и свобод личности 53
Заключение 60
Список литературы 64
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является ведущим принципом российского права. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются права человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Ст. 17 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод соответствует положение ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающая, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека.
Однако, несмотря на столь жесткую правовую политику в указанной области с развитием современного общества и государства все больше возникает необходимость защиты человека от преступных посягательств других людей, от произвола властей, нарушающих его права. Даже в развитом обществе существует множество факторов влияющих на его благополучие и одним из них является - нарушение прав и свобод личности.
Так, согласно международной статистике в 2015 году в 81 государстве были зафиксированы случаи нарушений прав человека, в 2016 году эта цифра составила77 стран. Указанные нарушения выражались в виде жестокого обращения или пыток . При этом все эти страны ратифицировали всеобщую декларацию прав человека, в соответствии с которой нарушение прав и свобод не может быть допущено ни при каких обстоятельствах .
В дополнение к запрету пыток и жестокому обращению, декларация прямо запрещает рабство, ограничение свободы мысли, а также она гарантирует право на справедливое судебное разбирательство. Кроме того, правительство не может необоснованно ограничивать возможности человека, которые четко определены законом .
При этом необходимо отметить, что ключевое место в обеспечении, защите прав и свобод личности занимают органы внутренних дел. Именно от их компетенции и своевременности действий зависит уровень законности и реализация принципов международного и национального права в области защиты прав и свобод человека.
Органы внутренних дел посредством определенных форм и методов осуществляют различные виды деятельности (административную, оперативно-розыскную, предварительное следствие, дознание), направленные на обеспечение правопорядка, прав и свобод граждан. Поэтому весьма значимы фундаментальные исследования государственно-правовых и организационных аспектов функционирования МВД России, как субъекта правоохранительной деятельности и обеспечения правопорядка.
Административная деятельность органов внутренних дел - наиболее широкое направление в их деятельности, которая регламентируется нормами административного и административно - процессуального права. В процессе ее осуществления сотрудники ОВД вступают в административно - правовые отношения с гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями по поводу их защиты от противоправных деяний, посягающих на права, свободы и законные интересы граждан .
Таким образом, подводя итог, отметим, что основным направлением деятельности органов внутренних дел является
обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Оценка правоохранительной деятельности ОВД - это оценка обеспечения этой
деятельностью прав и свобод человека, в том числе административной. На современном этапе вопрос совершенствования деятельности ОВД, повышения эффективности обеспечения прав и свобод человека и гражданина, совершенствование механизма обеспечения остается актуальным и нуждается в проведении дальнейших научных исследований.
Все выше перечисленное обусловило актуальность выбранной темы дипломной работы.
Целью работы является комплексный и всесторонний анализ состояния законности в административной деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод личности, а также выявление проблемных моментов и выработка предложений, направленных на совершенствование деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю становления механизма обеспечения прав и свобод личности и роль в нем органов внутренних дел;
- изучить зарубежный опыт административно - правового обеспечения прав и свобод личности правоохранительными органами и определить степень его влияния на национальное право в указанной области;
- рассмотреть содержание и основы организации административной деятельности органов внутренних дел;
- изучить проблемы, связанные с обеспечением прав человека и соблюдением законности в административной деятельности органов внутренних дел;
- выявить проблемные моменты и выработать комплекс мер, средств, направленных на совершенствование законодательства регламентирующего административную деятельность органов внутренних дел с целью эффективного обеспечения прав человека;
- определить основные направления совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению основных прав и свобод личности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения и защиты прав и свобод личности органами внутренних дел.
В качестве предмета исследования диплома будут рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие обеспечение и защиту прав и свобод личности с учетом административной функции органов внутренних дел, а также отдельные направления деятельности ОВД, нуждающиеся в законодательном совершенствовании и закреплении.
В качестве основных методов исследования применяли: сравнительно - исторический, сравнительно-правовой, правовой и аналитический.
Обращаясь к степени научной разработанности указанного вопроса, необходимо отметить, что различные актуальные вопросы исследуемой темы неоднократно становились объектами исследований ученых, но хотелось бы обратить особое внимание на работы: Адмираловой И. А., Бабуриной Н. П. , Киричек Е.В. и т. д.
Дипломная работа состоит из 2 глав и 7 параграфов.
Таким образом, резюмируя проделанную работу, мы еще раз
подчеркиваем актуальность темы, это связано с тем, что административная деятельность органов внутренних дел играет первоочередную роль в
обеспечении прав и свобод личности, признанных высшей ценностью и ведущим принципом российского права.
Нарушение гарантированных Конституцией РФ прав и свобод личности является одной из важнейших проблем. Указанное обстоятельство обусловливает актуальность изучения в дипломной работе норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие правоотношения, а также рассмотрение проблем, связанных с обеспечением прав человека и соблюдением законности в административной деятельности органов внутренних дел.
В процессе работы были рассмотрены вопросы, связанные с историей становления механизма обеспечения прав и свобод личности, изучены особенности содержания и основ организации органов внутренних дел, выявлены и изучены проблемы, связанные с обеспечением прав человека и соблюдением законности в административной деятельности органов внутренних дел. Кроме того, выработан комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства, регламентирующего административную деятельность органов внутренних дел с целью эффективного обеспечения прав человека.
В ходе работы были проанализированы: нормативно-правовые акты РФ, международное законодательство и его принципы в сфере защиты прав и свобод личности, статистические данные, а также мнения ученых, характеризующих административную деятельность органов внутренних дел.
В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что без регулятивных и охранительных свойств административного права не возможно представить деятельность органов государственной власти и управления, целью которых является обеспечение общественной безопасности, охрана общественного порядка, а также защита и охрана прав и законных интересов граждан.
Особое место в содержании деятельности органов внутренних дел занимает административная деятельность. Административная деятельность - это исполнительно - распорядительная деятельность, осуществляемая всеми органами исполнительной власти и в соответствующих формах. Вышеуказанная деятельность направлена на обеспечение общественной безопасности в сфере управления, где она осуществляется, а также на укрепление режима правопорядка.
Особенность административной деятельности органов внутренних дел определяется стоящими перед названной структурой задачами и первоочередной из них является обеспечение и защита прав и свобод личности.
С теоретической точки зрения, законодательство, регулирующее административную деятельность органов внутренних дел по защите прав и свобод личности достаточно полно и всесторонне сформировано и способно выполнять возложенную на него функцию. Однако, детальное изучение вопроса указывает на множество правовых пробелов, противоречий и неурегулированность в этой сфере. Что в свою очередь подтверждает необходимость повышения эффективного правотворческого процесса в указанном направлении, а также проведения комплекса мер правового, организационного, материально - технического, финансового характера.
Для реализации поставленных задач необходимо:
- Совершенствование правовой базы. В частности, целесообразно разработать единый закон «Об административной деятельности полиции». В этом федеральном законе можно было бы определить основополагающие принципы указанной деятельности, общие методы реализации административной деятельности, ее формы и основные направления. Подобного рода закон освободит от множества ведомственных нормативно - правовых актов и в конечном итоге повысит качество нормативно - правового регулирования деятельности сотрудников правоохранительной сферы в наиболее актуальных направлениях административно - правового регулирования общественных отношений;
- Усиление внутриведомственного контроля. Как известно именно контроль является наиболее действенным средством, обеспечивающим законность и служебную дисциплину. Работа в этом направлении снизит коррупционную составляющую и как следствие повысит уровень доверия граждан к органам внутренних дел;
- Законодательное закрепление обязанностей сотрудников органов внутренних дел на всех уровнях использовать при несении службы технические средства аудио- и видеодокументирования, а также установить соответствующий объем ответственности за не исполнение указанной обязанности. Предложенный комплекс мер будет способствовать разрешению конфликтных ситуаций возникающих между сотрудниками полиции и гражданами. Кроме того, указанная мера повысит качество как внутриведомственного так общественного контроля;
- Ориентирование полиции на конкретные направления службы и
использование рекомендованной ОБСЕ практики взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. А также внедрение практики различного рода поощрений общественным объединениям и отдельным представителям гражданского общества, членам общественных объединений
правоохранительной направленности, внештатных сотрудников полиции и граждан, отличившихся в охране общественного порядка и оказывающих содействие полиции в раскрытии и расследовании преступлений и административных правонарушений;
- Проведение общего комплекса мер, направленных на совершенствование административной деятельности органов внутренних дел:
• совершенствование работы полиции с обращениями граждан (сокращение случаев немотивированного отказа в регистрации сообщений и заявлений граждан);
• наведение «порядка» в системе статистического учета и регистрации преступлений,
• осуществление работы по повышению профессиональной квалификации сотрудников и искоренение коррупции в рядах правоохранительных органах,
• обеспечение абсолютной правовой дисциплины личного состава, соблюдения принципов законности в процессе осуществления возложенных задач, в том числе при взаимодействии с населением.
Перечень вышеуказанных мер не является исчерпывающим, однако он указывает основные направления совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению основных прав и свобод личности.
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950(с
изменениями внесенными Протоколом - № 11 от 11.05.1994)// СЗ РФ.-
08.01.2001.-N 2. - Ст. 163.
2. Всеобщая декларация прав человека.[Электронный] - ресурс.- URL: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr/.(дата обращения: 8.05.2017)
3. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. 1993. - № 237
4. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: фед. закон от 30.03.1998 №54-ФЗ ( в ред. от 30.03.1998 ) // СЗ РФ. - 20.02.1998.- № 14.-Ст. 1514.- URL:http://www.consultant.ru/
5. О полиции: фед. закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ ( в ред. от 09.12.2016 ) //СЗ РФ.-14.02.2011.- № 7. -Ст. 900. URL:http://www.consultant.ru/
6. Об участии граждан в охране общественного порядка: фед. закон от 02.04.2014 № 14-ФЗ ( в ред. от 31.05.15//СЗ РФ. -02.04.2014. -N 14- Ст. 1536. URL:http://www.consultant.ru/
7. Адмиралова И. А. Административная деятельность полиции обеспечения прав и свобод граждан. М.:Юрист. - 2014. - С.554.
8. Актуальные проблемы соблюдения прав личности в правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции.-2011.30.06. -01.07./Дальневосточный
9. Герасименко А. Н. Информационное обеспечение взаимодействия
органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка (организационные и правовые вопросы):
автореф.дис.канд.юр.наук., М.: - 2008.
10. Жилинский Н. Н. Административное право: Краткий курс / и др. ( 2-е изд.) СПб.:Питер. - 2011. - 272c.
11. Зубач А. В., Кокорев А. Н. Административная деятельность органов внутренних дел: в вопросах и ответах. М.:Статут. - 2005. - С.12.
12. Комментарий к Федеральному закону "О полиции"
(постатейный).Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. М.: Проспект. - 2013
13. Лазарев В. В. Избранные труды. В 3-х томах. Т. 1: Закон. Законность. Применение Закона. - М.: - 2010.-С. 8.
14. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации.- М.: Юнити-Дана,. - 2002. - С. 61.
15. Лукашук И. И. Международное право. -М.: Юристъ. - 2001.- 450 с.
...
46 источников