Введение
Глава I. Теоретические основы организации пришкольного учебно-опытного участка в малокомплектной сельской школе
1.1. Особенности малокомплектной школы
1.2. Организация пришкольного учебно-опытного участка в малокомплектной сельской школе
Глава II. Возможности реконструкции пришкольного учебно-опытного участка в условиях малокомплектной сельской школы МКОУ Устьянская СОШ
2.1. Современное состояние учебно-опытного участка МКОУ Устьянская СОШ
2.2. Варианты реконструкции участка и перспектива его развития
2.3. Возможности пришкольного учебно-опытного участка при организации обучения биологии в малокомплектной сельской школе
2.4. Декоративные растения рекомендуемые для озеленения пришкольного учебно-опытного участка
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время экологическая и биологическая подготовка учащихся становится важным условием образования. А любовь и ответственность по отношению к природе - одной из определенных черт личности. В процессе опытнической работы школьники напрямую взаимодействуют с природой, как предметом труда - выращивают растения, ухаживают за ними. Тем самым учатся осознавать посредническую роль человеческого труда в существовании выращиваемых ими растений, как средообразующего фактора в их жизни [41].
У школьников пока еще преобладают потребительские взгляды на природу, к тому же недостаточно развита потребность практического участия в работе на участке.
Организация работы на опытных участках нацелена на углубление знаний по биологии, развитие интереса к природе, ведение натуралистической работы, изучение технологии посадки и выращивания растений.
В разработку структуры учебно-опытного участка и методики его использования в общем образовании школьников большой вклад внесли Боровицкий П.И., Верзилин Н.М., Всесвятский Б.В., Матисен В.А., Пономарева И.Н., Рыков Н.А., Сыскова М.В.
В настоящее время на содержание обучения сельских школьников оказывает влияние личное и подсобное фермерское хозяйство. В сельской местности много времени уделяется труду в личном подсобном хозяйстве.
Поэтому, как показывает практика, биолого-экологические занятия дают возможность учащимся понять, что каждое культурное растение в зависимости от его биологических особенностей требует конкретной агротехники для получения высоких урожаев и грамотно проводить необходимые мероприятия в личном подсобном хозяйстве.
Изучение и анализ общепедагогической, методической литературы позволяет утверждать, что вопросы проведения занятий на школьном учебно-опытном участке не раскрываются в методической литературе, т.к. учителя не используют возможности пришкольного участка для проведения уроков по биологии. К ним относится ряд важных вопросов совершенствования проведения занятий по формированию эколого-биологических знаний учащихся, определения педагогических условий повышения эффективности занятий на участке, о роли опытнической работы и наблюдений в конкретизации и углублении знаний по биологии.
Школьный участок является своеобразным полигоном, где можно проводить и теоретические, и практические занятия. Правильное использование учебно-опытного участка для формирования у учащихся биолого-экологических знаний приносит большую пользу в успешной организации биологического, экологического образования.
Школьный учебно-опытный участок, как отмечается в педагогической энциклопедии - это принадлежащий школе земельный участок, на котором проводится учебно-опытная работа [32]. Изучение ряда биологических и экологических понятий целесообразно проводить на школьном учебно-опытном участке. Целенаправленно организованные учебные занятия на учебно-опытном участке успешно решают основную проблему образовательного процесса - проблему превращения знаний школьников в их убеждения, выработки умения применять биолого-экологические знания в своей жизни и трудовой деятельности....
1. Изучение педагогической, методической и биологической литературы показало, что в разработку структуры учебно-опытного участка и методики его использования в образовательном процессе большой вклад внесли Боровицкий П.И., Верзилин Н.М., Всесвятский Б.В., Пономарева И.Н., Рыков Н.А., Сыскова М.В. Проблемой малокомплектности школ занимались следующие авторы Суворова Г.Ф., Мельникова А.М., Лебединцева В.Б., Пакулова В.М., Габриэлян П.И., Зайкина М.И., Кондратенкова А.Е. и др.
2. В ходе педагогического эксперимента было проанализировано современное состояние пришкольного участка МКОУ «Устьянская» СОШ и выявлены недостатки и замечания к его структуре и существующему озеленению на данном участке. В связи с этим было принято решение разработать план реконструкции пришкольного учебно-опытного участка и выявить возможности использования пришкольного участка в организации обучения биологии т.е. путем создания: биологического отдела включающего в себя дарвиновкую площадку и альпинарий; плодово-ягодного сада и цветочно-декоративного отдела.
3. При рассмотрении возможностей использования пришкольного участка МКОУ Устьянская СОШ в изучении предмета «Биология» были предложены следующие способы его применения: организация и проведение биологических экскурсий по территории учебно-опытного участка, предусмотренных программой; создание проекта экологической тропы; организация наблюдений и опытов с учащимися при изучении биологии.
4. Ассортимент древесно-кустарниковых и травянистых растений предложенных при реконструкции несет не только эстетический, защитный, но и образовательный характер. При подборе растений учитывались требования предъявляемые к насаждениям применяемым в озеленении школьных территорий.