ВВЕДЕНИЕ 5
1 МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ КАК ОСНОВА РОССИЙСКОГО
НАРОДОВЛАСТИЯ 7
1.1 Муниципальные выборы в системе публичной власти в Российской
Федерации 7
1.2 Правовое регулирование муниципальных выборов в Российской
Федерации 10
1.3 Порядок проведения муниципальных выборов 16
2 ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 21
2.1 Особенности избирательного процесса при выборах в органы местного самоуправления 22
2.2 Особенности правового статуса субъектов избирательного права на
муниципальных выборах 33
2.3 Основные направления совершенствования правовой и организационной основы муниципальных выборов в Российской Федерации 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Муниципальные выборы являются одной из форм реализации гражданами местного самоуправления, а также гарантией права граждан на местное самоуправление. Обеспечение возможности реализации гражданами своих избирательных прав и права на местное самоуправление имеет важнейшее конституционно-правовое значение, поскольку эти права относится к фундаментальным ценностям российского конституционализма, составляют основу конституционного статуса личности. Так, Конституция Российской Федерации предусматривает, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа наряду с референдумом. Участие в вы-борах может выражаться в двух видах: право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право) .
Местное самоуправление в нашей стране признается и гарантируется Конституцией РФ. Однако его существование невозможно без учета мнения и
интересов лиц, проживающих на территориях конкретных городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских районов и внутригородских территорий городов федерального значения. Конституционный Суд РФ во многих своих постановлениях отмечал, что население соответствующего муниципального образования не может отказаться, в частности, от права самостоятельно формировать органы местного самоуправления.
Основной проблемой муниципального права является то, что многие граждане не используют данные им избирательные права или вовсе не знают о том, что они могут не только отдавать свой голос за кого-либо, но и участвовать в избирательной кампании в качестве кандидатов. Этой проблеме посвящено множество работ, как российских, так и зарубежных, однако следует отметить, что специфической причиной уклонения от политического участия на муниципальном уровне является отказ от участия в выборах из-за отсутствия личной связи с местным сообществом, ощущение отчужденности от него. Для этого необходимо осознание населением общих интересов в решении вопросов местного значения (в частности, хозяйственно-экономических и социально-культурных).
Поэтому важно проводить на местах с гражданами работы по ликвидации политической безграмотности, а также разъяснить гражданам их законные права, которые дает им Конституция РФ.
Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что муниципальные выборы были и являются важнейшим демократическим институтом в системе местного самоуправления современной России, потому что именно с их помощью члены локальных территориальных сообществ кон-центрируют свои интересы в единый поток по управлению соответствующим муниципальным образованием путем делегирования части своей власти избираемым представителям. Каждая избирательная кампания в муниципальных образованиях стимулирует развитие социально-политической активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.
Как заметил доцент кафедры международного права и государствоведения, кандидат юридических наук А.Н. Нифанов «Именно на муниципальном уровне наиболее ярко отражается точка зрения Ю.А. Веденеева о том, что демократия - это не столько юридически оформленная структура власти и совокупность норм, сколько культура мотивированного участия граждан в ее организации и функционировании.»
Муниципальные выборы — это важнейшая форма прямого волеизъявления населения муниципальных образований, осуществляемая в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований в целях формирования широкой организационной основы местного самоуправления.
Потенциал использования выборных процедур на муниципальном уровне не исчерпан, следует расширять их применение путем распространения на порядок формирования тех органов, деятельность которых носит постоянный и устойчивый характер (органы территориального общественного самоуправления, контрольные органы, избирательные комиссии муниципальных образований и т.д.).
Муниципальные выборы обладают значительным своеобразием по сравнению с выборами в органы государственной власти, что обусловлено социально-юридической природой и характером муниципальной публичной власти, ее максимальной «приближенностью» к населению, и способствует расширению сферы их применения. Спецификой отличаются все важнейшие составляющие муниципального избирательного процесса, включая правовой статус субъектов муниципального избирательного процесса и порядок организации и проведения муниципальных выборов.
Своеобразие правового статуса субъектов муниципального избирательного процесса заключается, прежде всего, в специфическом положении муниципального избирателя, в роли которого при соблюдении условий, предусмотренных федеральным законодательством, может выступать иностранный гражданин. В правовом регулировании следует признать иностранцев, постоянно проживающих на территории муниципальных образований и сегодня, фактически, отстраненных от выборов, субъектами муниципального избирательного процесса и предоставить им, согласно
международным рекомендациям, реальные гарантии участия в выборах.
Муниципальный избирательный процесс представляет собой правомерную деятельность уполномоченных органов и должностных лиц местного самоуправления, а также в широком смысле — иных заинтересованных субъектов, прежде всего муниципальных избирателей, — по
организации и проведению муниципальных выборов. Специфика муниципального избирательного процесса заключается в возможности проведения в отдельных случаях непрямых (косвенных), безальтернативных, досрочных выборов.
Рекомендация субъектам Российской Федерации, осуществляющим правовое регулирование муниципальных выборов избирательными кодексами либо «пакетом» законов, перейти на регулирование муниципального избирательного процесса законом субъекта «О муниципальных выборах в республике (крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе)», позволяющем отразить своеобразие муниципальных выборов и избежать пробелов в нормативно-правовом регулировании этой сферы.
Предложение дополнить ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3.1. следующего содержания: «В случае если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет более 100 и менее 500 человек, то в соответствии с уставом поселения представительный орган поселения может состоять из депутатов, избранных на всеобщих выборах, либо его функции может осуществлять сход граждан».
Наиболее распространенной муниципальной избирательной системой (понимаемой в «узком» смысле) является мажоритарная относительного или абсолютного большинства, поскольку применению элементов пропорциональности не способствуют ограничения, наложенные на создание и деятельность политических партий, а также по-прежнему слабая роль и значение последних в гражданском обществе, в правосознании рядовых избирателей. Следует рекомендовать субъектам Федерации расширять и совершенствовать порядок участия в муниципальных выборах, как партийных, так и иных общественных объединений непартийного характера, в том числе органов территориального общественного самоуправления. На местном уровне следует применять элементы альтернативного голосования, панаширования и т.д.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014;
2. Европейская хартия местного самоуправления ETS N122 от 15.08.1985 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. От 27.12.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru;
4. Федеральный закон от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. От 27.12.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http: //www.pravo .gov .ru;
5. Закон Пензенской области от 26.02.2006, №976-ЗПО «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Пензенской области по одномандатным округам» (ред.13.09.2018) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zspo.ru/legislative/acts/3684/;
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2005 №10- П// "Вестник Конституционного Суда РФ", N 1, 2006;
7. Бабичев, И.В., Калантарова, Н.Р., Кодина, Е.А.. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления. / И.В. Бабичев // Методическое пособие. - М.: Норма. - 2013 г. - 387 с.;
8. Батычко, В.Т. Муниципальное право. / В.Т. Батычко // Конспект лекций. -Таганрог: ТТИ ЮФУ. - 2010 г. - 25с.;
9. Веденеев, Ю.А., Лысенко, В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты. / Ю.А. Веденеев // Государство и право. - М.: Норма. - 2013 г. - 816 с;
10. Иванов, В.В., Коробова, А.Н. Муниципальное управление. / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. // справ. пособие - 2-е изд., доп. КНОРУС. - 2013 г. - 121с.;
11. Иванченко, А.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. / А.В. Иванченко // М.: Норма. - 2012 г. - 271с.;
12. Игнатюк, Н.А., Замотаев, А.А., Павлушкин, А.В. Муниципальное право. / Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин // Учебник для вузов (2-е издание, переработанное и дополненное) — М.: "Юстицинформ". - 2009.
- 205 с.;
13. Кокотов, А.Н. Муниципальное право России. / А. Н. Кокотов ; под ред. А. Н. Кокотова. // Учебник для бакалавров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт. - 2014. - 567 с;
14. Моисеев, А.Д. Муниципальное управление. / / А. Д. Моисеев, Л. В. Московцева, А. С. Шурупова. // Учебное пособие - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ- ДАНА. - 2012. - 159 с. - ISBN 978-5-238-01899-7. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://znanium.com/catalog/product/376693;
15. Парахина В. Н. Муниципальное управление. / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. // Учебное пособие. - М.: КНОРУС. - 2014. - 496 с
...
34 источника