ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Медиапространство 6
1. Медиапространство как понятие 6
2. Современное медиапространство 9
3. Медиапространство спортивной тематики 14
ГЛАВА II. Образно-выразительные средства русского языка в текстах публицистического стиля 22
ГЛАВА III. Особенности использования образно-выразительных средств русского языка в современном медиапространстве спортивной тематики 28
1. Отбор материала исследования 28
2. Статьи спортивных журналистов 29
2.1. Газета «Спорт экспресс» 29
2.2. Rsport.ria.ru. Интернет 32
2.3. Советский спорт. Газета 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЯ 51
Спортивная журналистика в России имеет богатую историю. Это не удивляет, если учитывать, что знакомство с различными видами спорта началось в Российской империи в последней трети XIX века. Тогда же в периодических изданиях стали появляться тексты спортивной тематики. Специфика конструирования спортивного медиатекста и изучение особенностей его развития относятся к сложной и многоаспектной проблеме, к которой проявляли интерес представители разных наук (филологии, истории, философии, педагогики, социологии и др.). Тем не менее ее комплексное решение так и не было представлено. Сегодня мы наблюдаем, как на новом этапе развития спортивная журналистика обретает черты, определяемые повышением интереса современного общества к спорту, что естественным образом отражается на спортивном медиатексте.
В глобальном мире спорт, будучи важным социальным феноменом, охватывающим все уровни социума, все сферы его жизнедеятельности, выступает как фактор консолидации. Спорт влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, моду, этические ценности, формирует соответствующий образ жизни людей [26]. Именно поэтому спортивный медиатекст стал одним из ведущих, приоритетных компонентов массмедиа. Он не только раскрывает морально -нравственные ценности современного общества, но и воздействует на их трансформацию. Следовательно, актуальны вопросы изучения жанровых, стилистических, конструктивных особенностей текстов спортивной тематики. Обусловливает это актуальность и нашего исследования.
Гипотеза исследования состоит в следующем: современное
медиапространство спортивной тематики определяет особенности использования образно-выразительных средств русского языка в спортивных медиатекстах.
Цель исследования - выявление образно-выразительных средств русского языка в медиатекстах спортивной тематики.
Объектом данного исследования являются спортивные медиатексты в печатных изданиях и интернете.
Предмет исследования - особенности использования образно-выразительных средств русского языка в спортивных медиатекстах.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
- рассмотреть медиапространство как понятие;
- проанализировать современное медиапространство;
- провести отбор материала исследования;
- провести лингвостилистический анализ отобранных текстов;
- выявить особенности использования образно-выразительных средств русского языка в медиатекстах спортивной тематики;
- обработать и интерпретировать результаты исследования.
При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ литературы по теме исследования, построение гипотезы;
- эмпирические методы: лингвостилистический анализ, сравнительный анализ, структурирование.
В данной работе использовались научные труды М. М. Бахтин, И. Г. Гальперин, Ю. М. Лотман, Б. Я. Мисонжников, Т. М. Николаева, А. И. Новиков, Л. А. Черняховская, которые позволили сформулировать необходимую теоретическую основу для выделения основных компонентов спортивного медиатекста.
Без внимания не остались и современные лингвистические исследования, связанные с раскрытием специфики медиадискурса (Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского) и спортивного дискурса (А. Б. Зильберта, Б. А. Зильберта, А. А. Игнатьевой, О. А. Казенновой, Е. Г. Малышевой, К. В.
Сняткова, С. В. Шарафутдиновой).
Научная новизна работы заключается в лингвостилистическом анализе спортивных медиатекстов как печатных спортивных изданий, так и электронных-изданий.
Практическое значение заключается в том, что материалы исследования можно использовать при обучении русскому языку как иностранному, в частности, для демонстрации стилистических возможностей образно - выразительных средств русского языка.
Результаты работы, иллюстративный материал и выводы работы могут найти применение в высших учебных заведениях на лекциях и семинарах по стилистике, культурологии, теории и практике межкультурной коммуникации.
Научная ценность нашей работы может быть обоснована степенью осмысления в ней особенностей использования образно - выразительных средств русского языка в спортивных медиатекстах.
Структура работы. Поставленная цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии.
В данной работе поставленная цель достигнута. Были изучены и проанализированы образно-выразительные средства русского языка в современном медиапространстве спортивной тематики.
Изучение современной модели спортивной журналистики невозможно без фундаментального подхода, основанного на методологическом исследовании понятий «медиапространство», «медиатектс».
Современный медиатекст является сложным образованием, включающим систему «традиционных» действий, связанных не только с построением цельного журналистского произведения, но и с определением исторических факторов формирования объекта темы (в нашем случае это спорт).
Производство информации «на поток» - требование времени. Жесточайшая конкуренция в этой области человеческой деятельности заставляет таким образом обеспечивать интенсивность функционирования средств массовой информации. «Поток» естественным образом снижает качество информационного продукта, потому что требования к этому качеству по понятным причинам снижены.
Конечно, сегодня основные потоки информации идут через Интернет и телевидение. Людям бывает просто некогда читать объемные тексты. Однако это относится скорее всего к текстам любого другого типа, чем к текстам спортивной тематики. Поклонники спорта пристально следят за успехами и неудачами своих любимцев, им интересны сами причины неудач и успехов, интересны факты их биографии. Они готовы собирать полную статистическую информацию о выступлении спортсменов на тех или иных мероприятиях, поэтому спортивные медиатексты даже большого объема всегда найдут своих читателей. В этом смысле медиатекст спортивный тематики уникален: при том, что свойством медиатекста является его короткий срок жизни, востребованность его компенсирует и этот факт. Спортивным журналистом нужно помнить об этом и, уважая своих читателей - потребителей спортивный информации, создавать тексты яркие, эмоциональные, выразительные и грамотные.
Потребителями запоминается только те моменты, которые он уловил при первом прочтении или просмотре, а позже наше внимание останавливается уже на чем-то другом, что является для нас более актуальным на данный момент. Многие ученые отмечают тот факт, что информация на сегодняшний день достаточно быстро устаревает. Каждая новость живет до момента выхода нового номера газеты или выпуска новостей, что приводит к тому, что предыдущая новость уже теряет своей актуальности и забывается.
Важной чертой современного медиапространства является опосредованность общения между продуцентами и реципиентами. Даже если обратная связь постулируется как принцип работы производителя медиапродукта, она носит особый характер. Такая обратная связь ограничена, минимизирована. Часто она вообще только имитируется современными интерактивными формами. Производители медиапродукта не заинтересованы в получении ответной информации по объективным причинам, о которых речь шла выше. Массовость медиатекста легко объясняется тем, что он является продуктом массовой коммуникации: неизменно в процессе такого рода социального общения трансформируются позиции продуцента и реципиента. Значимый отпечаток на них накладывают позиции и интересы больших социальных групп или корпоративные интересы.
В современном медиапространстве высоко значение технических средств её производства и передачи. Зачастую именно технические возможности массмедиа формируют не только форму подачи информации, но и содержательно меняют сообщение, выводят его на новый уровень воздействия на потребителя. В отличие от текстов, содержащих категорию законченности (завершённости), медиатекст характеризуется открытостью. Учёные сходятся во мнении, что медиатекст по своей структуре открыт для множества интерпретаций, поэтому не может обладать смысловой завершенностью. Иными словами, тексты средств массовой информации всегда являются комплексами фрагментов бесконечных гипертекстов. Фрагменты эти переадресовывают друг к другу и бесконечным цитированиям.
...
1. Артамонова Ю.Д., Кузнецов В.Г. Герменевтический аспект языка СМИ // Язык средств массовой информации: учеб. пособие для вузов / под ред. М.Н. Володи- ной. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2008. - С. 110, 103.
1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.
- М.: Художественная литература, 1975. - С. 24.
2. Бердышев С.Н. Рекламный текст. Методика составления и оформления: М., 2008, - 252 с.
3. Брязгина Е.Ю. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В
МЕДИАТЕКСТАХ КРУПНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ//Известия. №1.2019.С. 18-24
4. Варченко В.В. Цитатная речь в медиатексте.-М.:Изд-во ЛКИ,2017.-С.7.
5. Виноградов П. А. Социокультурные аспекты пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и олимпизма // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. М.: Советский спорт. 2006. С. 21-33.
6. Виноградов П. А., Окуньков Ю. В. Мониторинг пропаганды физической культуры и спорта и здорового образа жизни средствами массовой информации. М.: Советский спорт. 2012. 180
7. Виноградов П. А., Окуньков Ю. В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации в цифрах (2000-2012 годы). М.: Советский спорт. 2013. 186 с.
8. Войтик Е.А. Спортивный медиатекст: закономерности
становления и парадигма развития//Диссертация на соискание учёной степени док. филол. наук. Специальность 10.01.10 - журналистика. - Санкт-Петербург.
- 2016. - 361с. - https://docplayer.ru/51928468-Sankt-peterburgskiy-
gosudarstvennyy-universitet-voytik-evgeniya-anatolevna-sportivnyy-mediatekst- zakonomernosti-stanovleniya-i-paradigma-razvitiya.html
9. Волков А.А. Риторический аспект языка СМИ // Язык средств массовой информации: учеб. пособие для вузов / под ред. М.Н. Володиной. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2008. - С. 130.
10. Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: ИМУ, 1984, - 152 с.
11. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи: М., 1997, - 267 с.
12. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности: М.,1996 - 335 с.
13. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество:
Екатеринбург, 1996, - 214 с.
14. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: М.,1978,т.1,- 675 с.
15. Деметер Г. С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения. М. Советский спорт. 2005. 323 с.
...
26 источников