Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Связная речь и ее развитие в онтогенезе 6
1.2. Характеристика связной речи детей с общим недоразвитием
речи 14
1.3. Сравнительный анализ методик формирования связной речи у
дошкольников с ОНР 21
Глава II. Констатирующий эксперимент по изучению связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1. Организация констатирующего
исследования Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 32
Глава III. Особенности логопедической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
3.1 Организация формирующего эксперимента 43
3.2. Содержание формирующего эксперимента 43
3.3. Результаты экспериментальной работы 53
Заключение 58
Список литературы 61
Приложение
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Выготского Л.С., Леонтьева А.А., Рубинштейна С.Л. и др.
Современный ребенок должен полностью овладеть системой родного языка. Он должен связно говорить и полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения, без труда пересказывать художественные произведения.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Нарушение речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.
В последние годы увеличивается число детей, страдающих ОНР. Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста ОНР встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у О,6-0,2%.
Дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной речи дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий
Исследователями Воробьевой В.К., Глуховым В.П. и др. были разработаны методики развития связной речи. В настоящее время ученые ищут различные пути совершенствования этой работы, новые методы и приемы.
Поэтому, формирование связной речи у дошкольников с ОНР является актуальной проблемой логопедии на современном этапе развития общества.
Гипотеза: мы предполагаем, что связная речь дошкольников с ОНР недостаточно сформирована, имеет свои качественные особенности, а применение специальных методов и приемов по формированию данного речевого процесса повысит уровень речевого развития ребенка к моменту поступления в школу.
Цель нашей работы: выявить уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР и разработать специальные упражнения и приемы логопедической работы по формированию связной речи.
В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития связной речи у дошкольников.
2. Провести обследование и выявить качественные особенности связной речи у дошкольников с ОНР.
3. По результатам обследования разработать специальные упражнения и приемы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
Методы и приемы:
• анализ литературы по формированию связной речи;
• эмпирические методы (беседы, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).
• методы обработки данных, статистический анализ и качественный анализ данных.
Объектом нашей работы связная речь у дошкольников с ОНР.
Предметом является апробация наиболее эффективных методов и приемов по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы:
1 глава - теоретический обзор литературы;
2 глава - раскрытие цели, задач, структуры, содержания и результатов констатирующего эксперимента;
3 глава - содержит методику логопедической работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР и результаты контрольного эксперимента.
В настоящее время число детей, имеющих общее недоразвитие речи, заметно растёт. При этом возрастает роль тщательного изучения состояния их речевой деятельности.
Изучение специальной и педагогической литературы позволило обозначить основные языковые компоненты связной речи - фонетико-фонематический, лексико-грамматический, синтаксический, семантический.
Задержка в формировании и развитии каждого из них ведёт к нарушению связности высказываний, развитии речемыслительной деятельности, ограничению познавательных способностей.
Основываясь на этих данных, был проведён констатирующий эксперимент, который включал в себя следующие задания:
• составление детьми предложений по отдельным картинкам;
• составление предложения по трем картинкам;
• воспроизведение простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки;
• составление рассказа по серии сюжетных картинок;
• составление рассказа на близкую детям тему;
• составление рассказа по заданной теме;
• завершение рассказа по готовому началу.
Полученные результаты показали наличие у дошкольников следующих недостатков:
- нарушение связности выстраиваемого высказывания;
- бедность и однообразие используемых средств фразовой речи;
- короткие, неразвёрнутые предложения;
- нарушение смыслового компонента высказываний;
- лексико-грамматические расстройства.
Несформированность связной речи обуславливалась трудностями актуализации детьми социально-коммуникативного опыта, комбинированием полученных ранее представлений, отображением их в речи, а также несформированностью речи, как системы: у детей отмечалось нарушение звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов.
Отмечались трудности в логике повествования, связности предложений, отсутствии навыков композиционного построения рассказа, что искажало целостную содержательность речевого сообщения.
В соответствии с этим определилась необходимость проведения формирующего эксперимента. Работа проводилась системно и включала ряд разделов: обучение детей пересказу; составление сложных сюжетных рассказов, рассказов из собственного опыта; составление рассказов с элементами творчества.
В процессе формирующего эксперимента нами применялись различные игры и методические приёмы - моделирование плана высказывания, использование схем, иллюстративных панно, работа с фланелеграфом, составление рассказа по отдельным картинам, наводящие вопросы, составление предваряющего плана, коллективное составление рассказа, беседа по картинке.
С целью определения эффективности предложенных заданий был проведён контрольный эксперимент, включавший в себя те же задания, которые были на формирующем этапе. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что: испытуемые самостоятельно передавали
основную мысль рассказа, почти не используя помощь логопеда; распространяли предложения путём введения в них различных языковых средств; лексически и грамматически правильно оформляли предложения; связно и логически верно выражали свою мысль.
Таким образом, проведённая нами коррекционная работа показала свою эффективность при формировании и развитии связных высказываний у детей с ОНР. Поставленная нами вначале эксперимента гипотеза подтвердилась.
1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. / В.П. Аникин. - М .: Учпедгиз, 1957. - 240 с.
2. Алифанова, Е.П. Пословицы и поговорки: иллюстрации. / Е.П. Алифанова. - Изд-во: Книголюб, 2000. - 19 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1974. - 288 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
5. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. / ОЛМА Медиа групп, 2009. - 209 с.
6. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. / С.С. Бухвостова. - Курск: Академия Холдинг, 1976. - 178 с.
7. Волков, Г.Н. Этнопедагогика. / Г.Н. Волков. - Чебоксары, Чувашское книжное изд-во, 1974. - 279 с.
8. Воробьева, В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией. / В.К. Воробьева. - Спб.: Лань, 2006.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
10. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, ЛИТУР, 2000. - 320 с.
11. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. / Ю.Г. Илларионова. - М.: Просвещение, 1976. - 127с.
12. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. / Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
13. Ладыженская, Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1986 - 124с.
14. Лазутин, С.Г. Поэтика русского фольклора. / С.Г. Лазутин. - М., Высшая школа, 1989. - 183с.
15. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. / Р.Е. Левина. - М.: АПН РСФСР, 1958.
16. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. / А.А. Леонтьев. - СПб.: Лань, 2003. - 287 с.
17. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
18. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович. - М.: Изд-во Акад. пед-х наук РСФСР, 1956. - 96с.
19. Мокиенко, В. М. Славянская фразеология / В. М. Мокиенко. - М.: Высшая школа, 1980.
20. Мельникова, И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. / И.И. Мельникова. - Ярославль, Академия развития, 2002. - 144 с.
21. Морозова, Л.А. Пословицы и поговорки. К вопросу об определении и разграничении. / Л.А. Морозова / Вестник МГУ. Филология. - 1972 -№2. - с. 57-65
22. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 256 с.
23. Народная педагогика и воспитание. /Авт-сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. - Барнаул: БГПУ, 1996 - 49с.
24. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 256 с.
25. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с., с илл.
26. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина - М.: Просвещение, 1984. - 223с.
27. Рождественский, Ю.В. Лекции по общему языкознанию / Ю.В. Рождественский. - М.: Высшая школа. - 1990 - 132с.
28. Русские пословицы и поговорки. / Сост. А.М. Жигулев. - Изд-во: Московский рабочий, 1965 - 159с.
29. Русские пословицы и поговорки. / Под ред. В.П. Аникина. - М.: Художественная литература,1988 - 383с.
30. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. / Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1976. - 224 с.
31. Тарасова, Т.В. Мальчик - пальчик, где ты был? (о роли игр - забав в жизни дошкольника) / Дошк. воспитание. - 1995 - №12. - с.59.
32. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981. - 144с.
33. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. / Т.А. Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2003. - 112 с.
34. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972 - 78с.
35. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с., илл.
36. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1999. - с. 250
37. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. - М.: Аркти, 2000. - 56 с., илл.
38. Шаховская, С.Н. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи./ С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко. - М.: Изд-во ВИППК при АПН СССР, 1992.
39. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
40. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - 2-е изд. / Д.Б. Эльконин. - М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 416 с.