Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА»)

Работа №158727

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2023
Стоимость4620 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Возможности вербального выражения межличностных отношений 6
1.1. Понятие межличностных отношений и их особенности 6
1.2. Речь и её особенности в межличностном общении 9
1.3. Оценочная лексика и её роль в межличностном общении 12
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Оценочный компонент семантики лексики межличностных отношений 17
2.1 Слова категории оценки 18
2.2. Оценочные существительные 21
2.3. Оценочные прилагательные 26
2.4.Оценочная метафора в идиостиле Н. Тэффи 28
2.5. Инфинитивно-подлежащная модель 39
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
Список источников 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
Приложения 51
Пояснительная записка 51
План-конспект урока 52

Речь- это основное средство социального взаимодействия с большим разнообразием речевых структур, которые и становятся предметом теории речевой коммуникации. При встрече друг с другом люди разговаривают. Вступать в контакт человек может даже находясь далеко от своего собеседника, используя письменную речь.
Речевые выражения- это один из наиболее важных аспектов межличностных отношений, который играет ключевую роль в создании и поддержании связей между людьми.
Однако взаимодействие невозможно без оценочной лексики, потому как оценочность почти всегда сопровождается выражением эмоции, которую вызывает предмет разговора. Человек всегда оценивает мир вокруг себя и свое состояние. Среди ученых интерес к оценочной лексике возник, когда лингвистика вплотную занялась анализом всех видов речи: устной, письменной и т.д.
Работы современных ученых по изучению оценочной лексики направленны на анализ письменной речи, в основном публицистического стиля, в связи с изобилием материала исследования: печатные СМИ, средства Интернета.
Но не стоит забывать и о художественных текстах. По мнению Н.И.Шаховского, неэкспрессивных текстов не существует, потому как любой текст способен оказывать определенное воздействие на сознание и поведение читателя, так как именно эмотивность содействует цели речевого сообщения, обеспечивая воздействие текста на реципиента [Шаховский,1984, с.237].
Интереснейшая личность 19 столетия- Надежда Тэффи- недаром получила звание мастера слова. Отношения отцов и детей, возлюбленных-всё поддавалось её перу. Актуальность работы заключается в том, что, несмотря на огромное количество исследований по данному автору, мало работ посвящается изучению средств, с помощью которых Тэффи так живо и поэтично выстраивала отношения между своими героями. Актуальность работы определяется также сложностью, многоаспектностью функционирования анализируемой лексики, отсутствием полного и системного описания особенностей языка произведений Тэффи.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в выявлении особых речевых выражений в литературно-художественных текстах Тэффи и возможности использования составленной классификации в школьном курсе русского языка и литературы
Объектом исследования являются рассказы Тэффи.
Предметом исследования являются оценочные слова в произведениях Тэффи
Целью исследования является определение лексических средств выражения межличностных отношений и выявление особенностей их функционирования в тексте.
Задачи исследования:
• Рассмотреть теоретические аспекты межличностных отношений и их словесные выражения в тексте
• Выявить вербальные средства выражения межличностных отношений
• Классифицировать способы выражения оценочной лексики в тексте
Гипотеза исследования - реализованная разработка урока по русскому языку на тему «Лексика русского языка».
Методы исследования - анализ специальной литературы по теме работы; исследование речевой коммуникации.
При изучении вопроса оценочной лексики в общении людей мы опирались на монографию В.В.Виноградова «О языке художественной литературы», работу Л.А. Новикова «Семантика Русского языка» и учебник Г.М. Андреевой «Социальная психология»....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итогом данного научного исследования можно считать достигнутую, посредством решения поставленных задач, цель. По мере ее достижения были получены определенные результаты.
Рассмотрены теоретические аспекты межличностных отношений и их вербальные средства выражения в тексте. Основной составляющей межперсональных связей являются выражение чувств, эмоций и оценок. В современной лингвистической науке непреложным становится тот факт, что эмоциональность и оценочность - мотивационная основа сознания и речевого поведения человека. Значит, ключом для понимания эмоций и оценки становится язык. Для лингвиста оценочность тогда становится значимой, когда она выражается вербально. Такая категория языка как эмотивность представлена на разных вербальных уровнях, и язык дает нам многообразные средства выражения эмоций и оценки.
Во второй главе исследования был проведен анализ способов выражения оценки в текстах Надежды Александровны. Был применен алгоритм анализа оценочных слов и выражений, в основу которого лег семантический анализ. При выполнении анализа оценочной лексики необходимо учитывать ряд принципов, применение которых в опоре на конкретные лингвистические маркеры позволяет обеспечить достаточную лингвистическую объективность при анализе языкового материала. Так, в исследовании, анализ оценочной лексики будет проводиться по следующему алгоритму:
а) определить значение анализируемого слова (с опорой на словари);
б) определить контекст высказывания;
в) определить прагмему в соответствующую категорию.
Выполнение анализа оценочных слов и выражений по предложенному алгоритму позволит более разносторонне рассмотреть лексику данной языковой категории.
При анализе оценочной лексики в идиостиле Тэффи мы выявили 7 наиболее часто употребляемых категорий оценок. Полный анализ был проведен на 5 категориях: слова категории оценки, оценочные прилагательные и существительные, инфинитивно-подлежащная модель и оценочная метафора.
Слова категории оценки выражают оценку со стороны модального отношения, и образуют семантические группы состояний человека. С помощью языковых единиц «отлично» и «противно» Тэффи создает возможность для эстетической и морально-этической оценки.
Оценочные существительные в текстах делятся на существительные, предназначенные для обозначения лица(агентивы), и для обозначения ситуации в оценочном аспекте(девербативы). Употребление подобной лексики говорит о стремлении автора к экспрессии, усилению воздействия на читателя.
Для выражения установки автора на одобрение или осуждение в тестах используются оценочные прилагательные.
Оценочная метафора является приемом иронии Тэффи, являющейся доминантой в её творчестве. Для выражения иронии также используется и инфинитивно-подлежащная модель, которая реализует поучительные намерения автора.
Итогом работы стал разработанный урок на тему «Лексика русского языка», в основу которого легло наше исследование оценочной лексики и её классификация.


1. Адамович Г. Тэффи // Адамович Г. Одиночество и свобода. - Нью- Йорк, 1955. - С.51-69.
2. Андреева Г.М. Социальная психология// Учебник для высших учебных заведении. - М.,2001.
3. Анипкина JI.H. Оценочные высказывания в прагматическом аспекте // Филологические науки. - 2000. - №2. - С.55¬66.
4. Антология сатиры и юмора России XX века: «Сатирикон» и сатириконцы. В 3 т. Т.З. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 608 с.
5. Арнольд И.В. Эмоциональный, экспрессивный, оценочный и функционально-стилистический компоненты лексического значения // XXII Герценовские чтения. - Л., 1970. - С.86¬92.
6. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. -М.: Наука, 1981. - 341 с.
7. Арутюнова Н.Д. Об объекте общей оценки // Вопросы языкознания. - 1985. -№3. - С. 13-25.
8. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов. энциклопедия, 1969. - 607 с.
9. Бабайцева В.В. Переходные конструкции в синтаксисе. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжн. изд-во, 1977. -391 с.
10. Бабореко А.К. И.А. Бунин и Тэффи: (О письмах Бунина к русской писательнице H.A. Тэффи) // Литературная Россия. - 1979. - №14. - С. 15-19.
11. Бахвалова Т.В. Выражение в языке внешнего облика человека средствами категории агентивности. - Орел: изд-во Орловского пед. ин-та, 1996. - 135 с.
12. Васильев А.Д. Письменность, алфавиты, орфография: история и современность: учебное пособие / Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2018. - 160.
13. Васютинская В. Надежда Александровна Тэффи: (Из личных воспоминаний) // Возрождение. - 1962. - № 131. - С. 19-41
14. Верещагин В. Тэффи //Русская мысль. - 1968. - С.8-9.
15. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. -М.: Худ. лит., 1980. -316 с...(53)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ