Совершенствование социальной политики в организации транспортной отрасли (на примере «Ковылкинская дистанция пути - СП КДИ - СП ЦДИ - филиала ОАО «РЖД»)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ 8
1.1 Понятие и принципы социальной политики в организациях 8
1.2 Методы и направления социальной политики организаций 15
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ "КОВЫЛКИНСКОЙ ДИСТАНЦИИ ПУТИ - СП КДИ - СП ЦДИ - ФИЛИАЛА ОАО "РЖД") 23
2.1 Опыт реализации социальной политики в транспортной сфере 23
2.2 Анализ и совершенствование социальной политики Ковылкинской
дистанции пути - СП КДИ - СП ЦДИ - филиала ОАО "РЖД" 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ 8
1.1 Понятие и принципы социальной политики в организациях 8
1.2 Методы и направления социальной политики организаций 15
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ "КОВЫЛКИНСКОЙ ДИСТАНЦИИ ПУТИ - СП КДИ - СП ЦДИ - ФИЛИАЛА ОАО "РЖД") 23
2.1 Опыт реализации социальной политики в транспортной сфере 23
2.2 Анализ и совершенствование социальной политики Ковылкинской
дистанции пути - СП КДИ - СП ЦДИ - филиала ОАО "РЖД" 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Актуальность темы исследования вызвана кризисной ситуацией не только мировой, но и российской экономики, что, в свою очередь обусловливает необходимость предприятий приспосабливаться к новым экономическим реалиям, путем повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Выявление роли социальной политики в системе стимулирования производительности труда позволит сформулировать работающую и оптимальную систему рационального использования трудовых ресурсов, что в свою очередь, обусловит высокую производительность труда на предприятии. Вообще, социальная политика является весьма эффективным инструментом мотивации работников предприятия.
При этом необходимо учитывать, что социальная политика организации является лишь одним из уровней социальной политики государства в целом, что, однако, не уменьшает ее значимости для реализации стоящих перед ней целей и решения необходимых задач. Для достижения целей настоящего исследования необходимо наиболее подробно рассмотреть социальную политику локального уровня, т.е. социальную политику фирмы. Социальная политика является важным элементом деятельности любой организации. Понятие «социальная политика организации» включает в себя систему правил и норм, в соответствии с которыми функционирует социальная составляющая фирмы в целом и которые учитывает руководство, при управлении этой подсистемой.
Социальная политика организации должна отражать основные направления формирования и сохранения персонала организации, развития социально-трудовой сферы, а также долгосрочные модели организационного поведения фирмы во внешней среде. Актуальность выбранной темы исследования выражена в том, что в формировании мотивации работников, повышении их самовыражения в работе, особое место занимает социальная политика предприятия. Во-первых, на предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.), установленные на государственном или региональном уровне. Во-вторых, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития предприятия. Предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера, сверх обязательных выплат проводится либо по инициативе администрации, действительно воплощающей в жизнь принципы социальной кадровой политики, либо в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива, как выразителем интересов работников.
Анализ научной и учебной литературы по выбранной теме дает основание утверждать о недостаточной разработанности вопросов, связанных с социальной политикой предприятия, несмотря на их большое значение для теории и практики. Этим и определяется актуальность данного исследования, а также цель и задачи, предмет и объект исследования.
Общетеоретической основой исследования послужили научные работы известных ученых-экономистов по проблемам социальной политики. К числу отечественных ученых, занимающихся исследованием данного вопроса, относятся: Абалкин Л.И., Гринберг Р.С., Куликов В.В., Ракитский Б.В. и др. Исследованию проблем, связанных с формированием социальной сферы, посвящены работы таких зарубежных ученых как Водачек Л., Нортон Д., Тейлор Л. и др. Проблемы социального развития предприятий рассматриваются в работах Аверина А.Н., Волгина Н.А., Зубковой А.Ф., Катульского Е.Д., Кибанова и др. Из этих работы следует вывод об использовании различных подходов в понимании социальной политики.
В качестве цели настоящего исследования определен анализ социальной политики персонала Ковылкинской дистанции пути - СП КДИ - СП ЦДИ - филиала ОАО "РЖД", и разработка мероприятий по повышению эффективности социальной политики персонала указанного предприятия.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты и уровень разработанности рассматриваемой темы;
- рассмотреть особенности социальной политики зарубежных и отечественных транспортных компаний;
- выявить особенности социальной политики ОАО "РЖД";
- разработать предложения по совершенствованию социальной политики ОАО "РЖД, в особенности Ковылкинской дистанции пути - СП КДИ - СП ЦДИ - филиала ОАО "РЖД".
Объектом исследования являются технологии исследования социальной политики в транспортных организациях.
Предметом исследования является социальная политика Ковылкинской дистанции пути - СП КДИ - СП ЦДИ - филиала ОАО "РЖД".
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В ходе исследования были использованы общенаучные методы, такие как, метод анализа публикаций в периодических изданиях и трудов отечественных и зарубежных авторов. Также были применены методы системного подхода к предмету изучения, метод анализа и синтеза информации, которые позволили более тщательно и многогранно раскрыть исследуемую тему. Для написания практической части выпускной квалификационной работы использовались документы внутреннего пользования Ковылкинской дистанции пути - СП КДИ - СП ЦДИ - филиала ОАО "РЖД", нормативно-правовые акты. В выпускной квалификационной работе использованы методы анализа научной теоретической литературы и нормативных документов; опросные методы (глубинное интервью); обобщение и сравнение.
При этом необходимо учитывать, что социальная политика организации является лишь одним из уровней социальной политики государства в целом, что, однако, не уменьшает ее значимости для реализации стоящих перед ней целей и решения необходимых задач. Для достижения целей настоящего исследования необходимо наиболее подробно рассмотреть социальную политику локального уровня, т.е. социальную политику фирмы. Социальная политика является важным элементом деятельности любой организации. Понятие «социальная политика организации» включает в себя систему правил и норм, в соответствии с которыми функционирует социальная составляющая фирмы в целом и которые учитывает руководство, при управлении этой подсистемой.
Социальная политика организации должна отражать основные направления формирования и сохранения персонала организации, развития социально-трудовой сферы, а также долгосрочные модели организационного поведения фирмы во внешней среде. Актуальность выбранной темы исследования выражена в том, что в формировании мотивации работников, повышении их самовыражения в работе, особое место занимает социальная политика предприятия. Во-первых, на предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.), установленные на государственном или региональном уровне. Во-вторых, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития предприятия. Предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера, сверх обязательных выплат проводится либо по инициативе администрации, действительно воплощающей в жизнь принципы социальной кадровой политики, либо в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива, как выразителем интересов работников.
Анализ научной и учебной литературы по выбранной теме дает основание утверждать о недостаточной разработанности вопросов, связанных с социальной политикой предприятия, несмотря на их большое значение для теории и практики. Этим и определяется актуальность данного исследования, а также цель и задачи, предмет и объект исследования.
Общетеоретической основой исследования послужили научные работы известных ученых-экономистов по проблемам социальной политики. К числу отечественных ученых, занимающихся исследованием данного вопроса, относятся: Абалкин Л.И., Гринберг Р.С., Куликов В.В., Ракитский Б.В. и др. Исследованию проблем, связанных с формированием социальной сферы, посвящены работы таких зарубежных ученых как Водачек Л., Нортон Д., Тейлор Л. и др. Проблемы социального развития предприятий рассматриваются в работах Аверина А.Н., Волгина Н.А., Зубковой А.Ф., Катульского Е.Д., Кибанова и др. Из этих работы следует вывод об использовании различных подходов в понимании социальной политики.
В качестве цели настоящего исследования определен анализ социальной политики персонала Ковылкинской дистанции пути - СП КДИ - СП ЦДИ - филиала ОАО "РЖД", и разработка мероприятий по повышению эффективности социальной политики персонала указанного предприятия.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты и уровень разработанности рассматриваемой темы;
- рассмотреть особенности социальной политики зарубежных и отечественных транспортных компаний;
- выявить особенности социальной политики ОАО "РЖД";
- разработать предложения по совершенствованию социальной политики ОАО "РЖД, в особенности Ковылкинской дистанции пути - СП КДИ - СП ЦДИ - филиала ОАО "РЖД".
Объектом исследования являются технологии исследования социальной политики в транспортных организациях.
Предметом исследования является социальная политика Ковылкинской дистанции пути - СП КДИ - СП ЦДИ - филиала ОАО "РЖД".
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В ходе исследования были использованы общенаучные методы, такие как, метод анализа публикаций в периодических изданиях и трудов отечественных и зарубежных авторов. Также были применены методы системного подхода к предмету изучения, метод анализа и синтеза информации, которые позволили более тщательно и многогранно раскрыть исследуемую тему. Для написания практической части выпускной квалификационной работы использовались документы внутреннего пользования Ковылкинской дистанции пути - СП КДИ - СП ЦДИ - филиала ОАО "РЖД", нормативно-правовые акты. В выпускной квалификационной работе использованы методы анализа научной теоретической литературы и нормативных документов; опросные методы (глубинное интервью); обобщение и сравнение.
В данной работе было рассмотрено особенности социальной политики организаций в транспортной сфере. Были рассмотрены как теоретические аспекты вопроса, так и особенности реализации социальной политики в различных компаниях, с учётом национальных, исторических и экономических особенностей стран, в которых данные компании находились.
Была рассмотрена внешняя и внутренняя социальная политика ОАО "РЖД". Были изучены особенности возникновения организации, изменение и развитие политики с течением времени. Были рассмотрены причины смены кадрового состава на примере Куйбышевской дирекции, а также изучили интервью с руководителями компании.
Используя полученную информацию, опыт зарубежных стран и других отечественных компаний, а также проведя анализ существующих проблем были предложены меры по улучшению социальной политики. Было учтено, что лидирующие позиции в некоторых сферах могут заниматься не только благодаря усилиям компании, однако во избежание проблем в будущем внимание стоит уделить и потенциальным проблемам. Данные предложения включают в себя следующие мероприятия:
1) Введение системы ротаций на примере Японии поможет сотрудникам действовать исходя из потребностей. Тем, кто больше нуждается в деньгах, будут больше заинтересованы в долгосрочных командировках в дальние регионы, а семейные и пожилые люди должны иметь возможность вертикального роста с повышением качества условий труда и близости к дому.
2) Введение бонусной программы исходя из инициативности и рабочих достижений сотрудника.
3) Введение графика 2 через 2 по 12 часов для людей, кто вынужден много времени тратить на дорогу до места работы. Данный график среди некоторых работников службы пути позволит им больше времени проводить дома.
4) Введение денежной компенсации за время, в течении которого сотрудники вынуждены добираться до непосредственного места работы.
5) Повышение уровня безопасности для людей, находящихся в близи от железной дороги путём повышения уровня электрификации, повышения уровня освещённости и развитие электронной системы оповещения.
6) Проводить политику помощи бездомным и сиротам, обучая и трудоустраивая им, оказывая соответствующую медицинскую помощь и повышая социальную значимость.
7) Развитие автобусного транспорта для более эффективного транспортного сообщения в труднодоступных районах, при этом расписание автобусов должно согласовываться с расписанием поездов.
8) Внедрение в корпоративную этику понятий помощи обществу, что должно направлять сотрудников на посильную помощь нуждающихся.
Таким образом, автор может сделать вывод о том, что, не смотря на лидирующие позиции РЖД в мире, компании есть к чему стремиться. Стоит отметить, что она имеет огромный потенциал для повышения уровня жизни как своих сотрудников, так и общества в целом.
Была рассмотрена внешняя и внутренняя социальная политика ОАО "РЖД". Были изучены особенности возникновения организации, изменение и развитие политики с течением времени. Были рассмотрены причины смены кадрового состава на примере Куйбышевской дирекции, а также изучили интервью с руководителями компании.
Используя полученную информацию, опыт зарубежных стран и других отечественных компаний, а также проведя анализ существующих проблем были предложены меры по улучшению социальной политики. Было учтено, что лидирующие позиции в некоторых сферах могут заниматься не только благодаря усилиям компании, однако во избежание проблем в будущем внимание стоит уделить и потенциальным проблемам. Данные предложения включают в себя следующие мероприятия:
1) Введение системы ротаций на примере Японии поможет сотрудникам действовать исходя из потребностей. Тем, кто больше нуждается в деньгах, будут больше заинтересованы в долгосрочных командировках в дальние регионы, а семейные и пожилые люди должны иметь возможность вертикального роста с повышением качества условий труда и близости к дому.
2) Введение бонусной программы исходя из инициативности и рабочих достижений сотрудника.
3) Введение графика 2 через 2 по 12 часов для людей, кто вынужден много времени тратить на дорогу до места работы. Данный график среди некоторых работников службы пути позволит им больше времени проводить дома.
4) Введение денежной компенсации за время, в течении которого сотрудники вынуждены добираться до непосредственного места работы.
5) Повышение уровня безопасности для людей, находящихся в близи от железной дороги путём повышения уровня электрификации, повышения уровня освещённости и развитие электронной системы оповещения.
6) Проводить политику помощи бездомным и сиротам, обучая и трудоустраивая им, оказывая соответствующую медицинскую помощь и повышая социальную значимость.
7) Развитие автобусного транспорта для более эффективного транспортного сообщения в труднодоступных районах, при этом расписание автобусов должно согласовываться с расписанием поездов.
8) Внедрение в корпоративную этику понятий помощи обществу, что должно направлять сотрудников на посильную помощь нуждающихся.
Таким образом, автор может сделать вывод о том, что, не смотря на лидирующие позиции РЖД в мире, компании есть к чему стремиться. Стоит отметить, что она имеет огромный потенциал для повышения уровня жизни как своих сотрудников, так и общества в целом.



