Глава 1. Анализ совокупности требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 6
1.1. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования 6
1.2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования 10
1.3. Классификация универсальных учебных действий 16
Глава 2. Географическая карта как средство обучения географии в школе 24
2.1. Понятие географической карты: термин и определение 24
2.2. Альтернативные средства обучения географии 28
2.3. Место географической карты в обучении географии и методика работы с картой 32
Глава 3. Разработка типовых заданий с использованием географической карты, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий 36
3.1. Типовые задания с использованием географических карт и анализ результатов исследования 36
Заключение
Список используемых источников
Приложение
На сегодняшний день, если уделить внимание значимости и целесообразности применения географической карты на уроках географии в школе, то можно заметить, что знание географической карты и ее практическое использование являются чуть ли ни одним из самых главных умений, приобретаемых школьниками в процессе изучения дисциплины. Такой багаж знаний и опыт их практического применения позволяют учащимся ориентироваться в географическом пространстве, формулировать причинно-следственные связи, связанные с природными явлениями, извлекать из карты самую разнообразную физико-географическую и информацию экономической географии: о территориальном расположении явлений и объектов природы, их масштабах, составе, расстоянии друг от друга и причинах возникновения, о народах, проживающих на изучаемой территории и их хозяйственной деятельности.
«Географическая карта, - писал профессор В. П. Буданов - такое своеобразное, сжатое, но вместе с тем многообъемлющее отражение на небольшом листе бумаги великого многообразия фактов, предметов и явлений, наполняющих собой любое земное пространство, которого не могут заменить никакие другие способы изображения, а тем более никакое, хотя бы самое подробное, описание».
Тема актуальна, так как значение географической карты столь велико, что его невозможно переоценить. Известный ученый, основоположник социально-экономической географии Н.Н Баранский писал следующее: «обеспечение преподавания географии возможно большим числом приспособленных для целей преподавания карт является важнейшим и наиболее эффективным средством к повышению всей постановки учебного дела по линии географии».
Если обратиться к современной методике обучения географии, то можно рассматривать карту через призму триединства: она является объектом изучения, выступает наглядным средством обучения и источником знаний об изучаемых явлениях географической природы. Все компоненты знаний в области картографии связаны между собой, ибо, не зная карты, не представляется возможности ее использования как средства наглядности и источника знаний.
Из сказанного выше, можно сделать вывод, что значение карты в обучении географии не ограничивается использованием ее как средства наглядности. Она может служить важным средством активизации и актуализации теоретических географических знаний, источником знаний, объектом изучения и помощником при проведении практических занятий; основным из вспомогательных средств формирования познавательных универсальных учебных действий по географии.
Цель исследования: разработка комплекса заданий по географии на основе работы с географической картой для анализа ее роли в формировании познавательных универсальных учебных действий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать требования федерального государственного образовательного стандарта второго поколения к реализации основной образовательной программы основного общего образования;
2. Рассмотреть географическую карту как средство обучения и источник географической информации;
3. Разработать комплекс заданий на основе работы с географической картой, для установления ее роли в формировании познавательных универсальных учебных действий по географии...
На процесс развития познавательных универсальных учебных действий, при изучении такой дисциплины как школьная география, влияет ряд последовательно соподчиненных условий. К ним можно отнести последовательность изучения курсов географии, учебное время, которое отведено рабочей программой, содержание знаний, а также индивидуальные особенности средств обучения географии.
Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению географической карты - ее картографического изображения, математической основы, легенды, включающей в себя условные знаки, а также дополнительные картографические включения (карты-врезки, диаграммы, картограммы). Карта является источником наглядности на уроках географии, систематизирует географические знаний и упрощает их запоминание, усвоение, отражает не только территориальное размещение объектов, но и их характеристику. Умения знать, читать и понимать карту являются самыми важными при решении учебно-познавательных задач по географии.
Таким образом, одним из самых главных средств обучения географии в школе и средств, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий, является географическая карта.
Такой вывод можно сделать исходя из достигнутой цели исследования и интерпретации полученных результатов. В рамках проведения научного исследования был разработан комплекс типовых заданий с использованием географической карты, который был успешно включен в процесс обучения школьников и эффективно отразился на уровне сформированное™ познавательных универсальных учебных действий исследуемой группы по предмету.
После проведения контрольного мониторинга на предмет сформированное™ познавательных универсальных учебных действий, который показал высокий уровень владения учащимися необходимыми учебными действиями, можно сделать заключительный вывод о высокой роли географической карты в формировании познавательных универсальных учебных действий по географии в основной школе. Систематически включая в образовательный процесс задания на основе учебной работы с географической картой, организатору исследования удалось сформировать обязательный перечень познавательных универсальных учебных действий.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897. - С. 11
2. Асмолов, А.Г. Проектирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
3. Атлас. География России. 8-9 класс, под ред. Полункиной Н.Н.;
4. Баранский, Н.Н. Методика преподавания экономической географии / Н.Н. Баранский. - М.: Медиа, 1960. - С. 294
5. Баринова, И.И. География: Природа России. 8 кл.: рабочая тетрадь / И. И. Баринова. -М.: Дрофа, 2014. -53 с.
6. Баринова, И.И. География: Природа России. 8 кл.: учебник / И. И. Баринова. -М.: Дрофа, 2014. -333 с.;
7. Беловолова, Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие / Е.А. Беловолова. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 115 с.
8. Берлянт, А.М. Образ пространства: карта и информация / А.М. Берлянт. - М.: Мысль, 1996.-275 с.
9. Буданов, В.П. Карта в преподавании географии / В.П. Буданов. - М.: Наука, 1948,-С. 3
10. Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебнопознавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова и др. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 404 с.
11. Востокова, А.В. Оформление карт. Компьютерный дизайн / А.В. Востокова. - М.: Град, 2002. - 114 с.
12. Голов, В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: учеб, пособие для пед. ин-тов / В.П. Голов. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с.
13. Даринский, А.В. Методика преподавания географии / А.В. Даринский. - М.: Наука, 1991. - 117 с.
14. Домогацких, Е.М. География. 8 класс. / Е.М. Домогацких, Н.П. Алексеевский. -М.: Русское слово, 2012. - 336 с.
15. Душина, И.В. Гегорафия: программа 5-9 классы / И.В. Душина. - М.: Вентана-Граф, 2014.-328 с...(31)