Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГЕОГРАФИИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ

Работа №158696

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Межпредментная интеграция в обучении географии
1.1 Понятие межпредметной интеграции 6
1.2 Содержание географии как основа межпредметной интеграции 18
Глава 2. Условия межпредметной интеграции географии и основ безопасности жизнедеятельности
2.1 Содержание географии и ОБЖ как основа межпредметной интеграции 29
2.2 Методика изучения вопросов об опасных природных явлениях на основе межпредметной интеграции географии и ОБЖ 61
Заключение 66
Библиографический список 68
Приложение 71

В российском образовании идет сложный процесс перестройки общеобразовательной школы, создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описаны не только содержание, но и требования к результатам обучения.
От методического мастерства учителя, способного творчески подходить к организации учебного процесса, зависит успех перехода от школы, ориентированной на запоминание, заучивание, к школе развития мышления и творчества.
Многие проблемы в методике преподавания географии требуют глубоких исследований, необходим анализ соотношений достижений педагогической практики и теоретических положений, а так же обновление способов, методов и форм организации обучения.
Необходимо решить проблему разработки и внедрения в учебном процессе новых педагогических технологий, которые детально определяют алгоритмы применения дидактических инструментов, помогает достижению запланированного учебного результата.
Одной из современных методик обучения является и методика интегрированного обучения. В основе интеграции лежат межпредметные связи, которые способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию взаимосвязей всех явлений и процессов. Необходимо прийти к тому, что к природе и обществу применим единый системный подход, выражающий внутреннее единство мира, осознание причастность ко всему, что происходит на земле. Осознание учащимися единства природы, общества и своего места в нем, поможет в складывании основных знаний по каждому предмету в широкую, целостную картину мира.
В процессе обучения географии важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира. Ученики зачастую не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без этого невозможно понимать суть многих явлений в природе.
Важно научить применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, четко выделять на уроках взаимосвязь географии и химии, географии и биологии, экономики и экологии и другие. Исходя из определения интеграция, являет собой объединение частей в единое целое, но не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие.
К сожалению, в последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки помогают учителю в решении проблемы получения полноценного объема знаний за более короткий временной этап учениками.
Благодаря применению и наработки определенного опыта в технологии интегрированного обучения, учитель способствует повышению эффективности учебного процесса, внедряя новые технологии в изучении географии, способствует гармоничному развитию личности учеников.
География настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждой теме географии можно найти связь, с любой учебной или научной дисциплиной. Тесная связь географии со многими науками, такими как математика, химия, физика, экономика, литература и другими позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи. Значение географии в интеграции определяется:
- формированием географического мышления, которое позволяет понимать современную ситуацию, дает возможность видеть объекты и явления в тесной связи и взаимозависимости во времени и в пространстве;
- реализацией идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу, и хозяйство через человека;
- формированием «географических образов мест», более глубоким изучением тем, связанных с населением.
Вводимые в школьное обучение ФГОСы ставят задачу формирования универсальных учебных действий, а именно познавательных универсальных учебных действий, ставят задачу формирования экологического сознания, признания основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни, правил поведения в чрезвычайных ситуациях...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Интеграционные процессы прошли длительный этап становления и возникли не на пустом месте. Они прошли длительный этап становления и обрели высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой форме обучения, который способствует более качественному получению знаний и обеспечивает создание «фундамента» знаний.
В данной магистерской диссертации рассмотрены понятия «межпредметная интеграция» и «межпредметные связи», установлена взаимосвязь между ними. Отмечено, что «межпредметные связи» - это лишь ступень к межпредметной интеграции или её основа. Показано своеобразие географии, как интегрирующей науки, школьной географии - интегрируюшей дисциплины обучения.
Интеграция учебных предметов это далеко не механическая деятельность, не простая сумма отдельных учебных курсов, а сложный творческий процесс. Процесс, требующий существенных изменений в содержании и структуре учебных предметов и усиления в них общих идей и теоретических концепций. В работе представлен анализ программ для общеобразовательной школы по географии Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) на основе Примерных программ ФГОС, где наглядно продемонстрировано то, что это близкие по своему содержанию предметы, которые имеют много общих изучаемых вопросов. И это яркий пример межпредметных связей и возможности межпредметной интеграции.
Огромное многообразие форм интеграции позволяет организовывать самостоятельную работу с учебниками географии и ОБЖ, которые помогают более рационально подходить к учебному процессу обучения и воспитания в современной школе, а так же формированию целостного представления мира у школьников. С психолого-педагогической точки зрения, наиболее продуктивной формой интеграции является интегрированный урок, который способствует активации познавательной деятельности учеников, стимулирует их познавательную активность, помогая более успешно усваивать школьный предмет.
Интеграция помогает обеспечивать совершенно новый психологический климат для учеников и учителя в процессе обучения.
Педагогическая деятельность это как весы. На одной чаше лежат нормы на другой творчество, наука и искусство. Поэтому очень важно соблюдать равновесие, не увлекаться интеграцией и правильно сочетать разнообразные приемы учебной деятельности. Злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому важно помнить, что при использовании интеграции необходимо соблюдать ряд условий:
- родство наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадение и близость изучаемых тем;
- наличие общих методов и теоретических концепций построения способов преподавания.
Соблюдение равновесия обеспечит успех и тот желаемый результат обучения и поможет сохранить здоровье детей. Используя простор для поиска новых творческих идей в педагогической деятельности, применяя нетрадиционные методики, учитель помогает интегрировать знания по предметам на более высоком уровне.
Вариант Приложения магистерской диссертации переданы в Красноярский информационно-методический центр в качестве примерного методического материала для использования учителями географии и ОБЖ г. Красноярска.


1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии: пособие для учителей / Н.Н. Баранский. М., 1960. - 452 с.
2. Баранский Н.Н Экономическая география. Экономическая картография / НН. Баранский. М., 1956. - 366 с.
3. Бахчиева O.A. Проблемы содержания и структуры комплексного регионального курса географии / О.А. Бахчиева // География в школе. 2002. - №5. - С. 41-47.
4. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. - 1996. - № 5.
5. География. Интегрированные уроки. 6-10 классы / Сост. Н.В. Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2004. - 100с.
6. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981.
7. Иванова Г.Ф., Костыгова М.Ю. Интеграция в процессе обучения географии и биологии.// География в школе, 1995, № 5. С.60.
8. Кололожвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? //Народное образование. - 1996. - №1. - С. 87-89.
9. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009, 288 с.
10. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. - М., 1959.
11. Кленова А. В. И др. Интегрированный урок./ «Учитель», 2001
12. Косик Т. С. Реализация межпредметных связей в преподавании географии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.festival. 1 september. Ru.
13. Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2000. - 95 с.
14. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: научно- практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. -288 с.
15. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ интегрированного урока // Практическое пособие / Под ред. С.В.Кульневич. - Р., 2003...(30)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ