Введение 3
Глава I. Повседневная жизнь детей Ленинграда военного времени и восприятие экстремальных условий блокады 15
§1. Детский быт 15
§2. Досуг детей блокады 22
§3. Школа 36
§4. Детский труд 48
§5. Питание 53
§6. Меры по спасению и защите детей 63
§7. Восприятие лишений детьми блокадного Ленинграда 75
Глава 2. Применение результативного исследования преподавания истории в среднем общеобразовательном учреждении на примере темы «Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.)» по истории России 84
§1. Тематическое планирование 84
§2. Технологическая карта 86
§3. Методические рекомендации 109
Заключение 110
Список использованных источников и литературы 114
Приложение 120
Актуальность темы исследования. В январе 2019 года научная общественность и жители России отметили победную дату - 75-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Блокада коснулась почти каждой ленинградской семьи и была одной из самых длительных в истории. В осажденном городе по статистическим данным оставалось почти 2,5 млн. мирного населения, из которого более четырехсот тысяч составляли дети разных возрастов, испытавшие наравне с взрослыми лишения, ужасы блокадного города. Большинство людей (97%) погибли от голода, и лишь 3 % жителей Ленинграда умерли от бомбежки.
В настоящее время есть возможность ознакомиться с ранее недоступным материалом, исследованиями в более поздних публикациях, статьями на данную тему. Данная информация позволяет более широко раскрыть тему ленинградских детей, познакомиться с чёткой картиной событий тех лет и переосмыслить имеющиеся знания.
Актуальность данной темы выражается также в том, что блокадная трагедия оказала влияния не только на граждан эпохи ВОВ, но и на последующие поколения, так как воспоминания детей совершенно не похожи на воспоминания взрослых. Детская память сохранила и принесла чрезвычайно много информации. После войны уже взрослые люди, а тогда дети блокадного Ленинграда, тяжело переносили последствия голодного детства; страшнейшие условия отразились на здоровье бывших блокадников. Данные о том, как удалось выжить в условиях осаждённого города, важны для медицины.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что в истории России данная тема требует более тщательного исследования. Это подтверждает актуальность выбора темы исследовательской работы.
Объектом исследования является повседневность Ленинграда в экстремальных условиях блокады в годы Великой Отечественной войны.
Предметом исследования является повседневные практики юных горожан блокадного Ленинграда: система способов организации детской жизни, труд, школьные будни, питание, мировоззрения и восприятия экстремальных условий блокады, страхи, взаимоотношения, а также меры по спасению и защите детей.
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки работы охватывают период с 8 сентября 1941 г. до снятия блокады 27 января 1944 г.
Территориальные рамки работы определены границами г. Ленинграда, который в период Великой Отечественной войны находился в блокадном кольце.
Историография. На протяжении длительного времени историография блокады Ленинграда развивалась в узком направлении, допущенным официальным мировоззрением. На страницах работ была отражена эпическая сторона явлений как обозначение героизма в битве за город. Впрочем, далее исследователи не шли, и весь набор проблем - от общеизвестных нужд до настроя народа блокадного Ленинграда - так и не нашёл полного пояснения в литературе.
Отечественная историография блокады до недавнего времени прогрессировала в общих границах советской литературы о Великой Отечественной войне. Можно подтверждать, что вся литература о блокаде Ленинграда до конца существования СССР определялась главенствующей социалистической идеей и степенью условной либеральности режима, допускающего историкам в отдельные этапы браться за новейшие, до того, запретные темы. Тем не менее, основным различием отечественных историков, работавших в советское время, было то, что им удалось в небольших подробностях обнаружить эпическую сторону битвы за город, продемонстрировать доблесть и горе Ленинграда.
В течение продолжительного времени наука не рассматривала историю блокады Ленинграда через восприятие детей, считая её несущественной. Первые работы, затрагивающие тему детей блокады, появились в 60-е гг. XX в. Наиболее изучены вопросы по эвакуации детей, детской смертности, трудовой деятельности подростков, работе детских садов, школ, детских домов в блокированном городе, психическим расстройствам, связанным с военной травмой у детей блокадного Ленинграда.
Деятельность Ленгорисполкома по спасению детей освещена в работах М. В. Ежова.1 Анализ деятельности Горздравотдела дан в работах П. Ф. Гладких.2 Именно они являются широким и фундаментальным исследованием вклада медицинских работников в спасение детей блокады.
В работе А. Р. Дзенискевича, В. М. Ковальчука «Непокорённый Ленинград»3 1970 года представлено, как с первых дней блокады Ленинграда битва за город стала всенародным делом. Данная книга знакомит читателя с разнообразными сторонами жизни и противоборства не только взрослого населения, но и детей. Она написана на основании данных, собранных для пятого тома «Очерков истории Ленинграда». Работа проиллюстрирована планами военных мероприятий и снимками военного времени. Авторами книги являются научные работники Ленинградского отдела Института истории СССР АН СССР.
Аналогичный характер носит работа под редакцией Н. К. Новикова «Листки блокадного календаря»4 1988 г. Авторы повествуют о детях
блокадного города и о том, как близ переднего края обороны, под неприятельскими обстрелами и бомбёжками город не прекращал производство боеприпасов.
Работа А. М. Осипова и О. Н. Тюлева «Стояли с взрослыми рядом»,5 1985 года собрала в себя сборник документов о славном подвиге юных участников обороны Ленинграда, о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Книга состоит из документальных очерков и воспоминаний ленинградцев, чьё детство и юность прошли в осаждённом городе, партизанских отрядах и на полях сражений.
В статье А. В. Зотов «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда»6 2013 г. автор в первый раз подвергает анализу сведения из архивов, касающиеся денежного снабжения эвакуации детского населения из блокадного города. Автор делает заключение о том, что на деле все затраты по эвакуации и дальнейшему оснащению детей обязаны были брать на себя родители. В худшем раскладе дети оставались в Ленинграде.
Отдельное место в историографии следует уделить эвакуации детского населения. Масштабность эвакуационных действий отразились в опубликованных источниках, и, в свою очередь, учёные изучили данную тематику. Во время теоретических исследований они сосредоточили интерес на бесчисленных несоответствиях и упущениях в данных в документах о блокадном населении, не пытаясь давать им разъяснение. Так, Л. Л. Газиева7 касалась проблемы статистики эвакуированных из блокадного города детей и подростков.
В 2015 году Л. Л. Газиева8 изучила проблемы и противоречия экспериментов Первой мировой войны по спасению детей в этот период. Показана преемственность в педагогическом опыте по реабилитации детской психики, в том числе в применении методов подавления жестокости, разрушительной для детского организма....
В данной выпускной квалификационной работе исследован процесс повседневности блокадного Ленинграда через призму детского восприятия.
Во-первых, согласно изучению эго документации быт и повседневность, практикуемые маленькими героями претерпели изменения. На детей возлагали обязанности по хозяйству. Домашние хлопоты они делили с учёбой и работой, дежурством. Фактором роста смертности были голод, обстрелы и холод. Добыча топлива стала важнейшей частью быта молодых ленинградцев. Но, несмотря на свой опыт дети, пытались раскрасить свой досуг, тем самым отвлечься от мыслей о еде. Активные игры забирали, много силы и нередко досугом детей было наблюдение в окно на людей, падающие листья или снег. Почти во всех дневниках детей блокады описаны новогодние ёлки. Также дети посещали кинотеатр и отправлялись в пионерлагеря. Всё это нередко происходило при артобстрелах и таким образом, добраться до места назначения живым было проблемой. Книги были неотъемлемой частью повседневности детей. В дневниках описано, как тяжело дети переносили сжигание книг. За лето 1942 г. дети окрепли, т. к. была открыта дорога жизни, в практику вошли подвижные игры. Ещё одним развлечением детей было сбор осколков и снарядов. Таким образом, повседневная практика детей кардинально изменилась в военное время.
Во-вторых, правительство не оставалось равнодушным к проблеме опасности детской жизни в блокадном городе. Спасение детей являлась первоочередной задачей государства. В конце июня 1941 г. создана городская комиссия по эвакуации детей. Были подготовлены помещения для размещения детей - школы, клубы, избы-читальни, свободные частные дома. Эвакуация проводилась по железной дороге и водным транспортом. Только в период с 29 июня 1941 г. по 15 апреля 1942 г. было эвакуировано всего - 647550 детей. Но, несмотря на массовую эвакуацию, в городе находилось более 400 тысяч детей в возрасте до 15 лет. Меры по спасению предпринимались и по отношению детей оставшихся в Ленинграде. Вводились повышенные нормы продовольственного снабжения для детских учреждений. Власть боролась с детской беспризорностью. В связи с этим количество детских домой продолжало расти. Участковые врачи также внесли свою лепту в процесс спасения детей, находясь большую часть на улице, при артобстрелах они направлялись в дома, где проживали дети. Таким образом, спасение детей было главной задачей для власти города и государства.
В-третьих, несмотря на тяжёлые условия в блокадном городе, обучение детей продолжалось. В октябре 1941 г. - 60 тысяч школьников приступили к занятиям, с 3 ноября 1941 г. ещё более 30 тысяч школьников. Школа помогала детям выжить, т. к. её снабжали едой. Особенностью было то, что детям в школе запрещалось говорить о еде. В школах обучение было связано с обороной города, учителя помогали детям морально пережить все лишения. Ещё одной особенностью школы являлись обстрелы, вой сирен на уроках, но занятия продолжались, только уже в бомбоубежищах. Учителя стремились проводить уроки более доступно и интересно. Заинтересовать детей становилось сложнее: столько тяжести и лишений легли на их плечи. Но обучению мешали постоянные тревоги и бомбёжки. На уроках дети сидели в верхней одежде из-за холода. Школы выдержали 1-ую блокадную зиму, но многое ещё предстояло сделать. В 1942 г. ситуация в школах заметно улучшалась, т. к. была открыта дорога жизни. Ученики постепенно приходили в себя после тяжёлой блокадной зимы. Учителя возвращали таких детей к прежнему состоянию. Ввели рационное питание, это заметно улучшило настрой учеников. Помимо занятий, в школах создавались пионерские отряды и дружины.
В-четвёртых, помимо школы, дети и подростки Ленинграда трудились вместе с взрослыми на заводах, в больницах, полях и т. д. Блокадные дети были резервом рабочей силы блокадного города. Весной 1942 года в опустевшие фабрики многих предприятий пришли тысячи детей и подростков. В двенадцать - пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, изготавливали боеприпасы и орудия, снаряжение для фронта. За мужество и стойкость, проявленные в условиях блокадного Ленинграда были награждены медалями за оборону Ленинграда.
В-пятых, у детей были своих страхи, мечты и надежды. Война лишила их детства, заставила повзрослеть. 400 тысяч детей, каждый воспринимал лишения по-разному. Одни просили еду при помощи плача, другие уходили в себя и молча, ждали своей порции. Среди них были герои, которые откладывали пищу близким. Но, особенность была в том, что дети не считали себя героями, не жалели себя, они просто жили с надеждой в будущее.
Характерной чертой ленинградцев в годы блокады была всесторонняя, особая забота о детях. Их в первую очередь стремились укрыть от обстрелов, от бомбёжек. Ленинград не мог уберечь своих детей от недоедания, от истощения, нередко от голодной смерти. Но, тем не менее, для них делалось всё, что только возможно.
Вопреки тому, что молодым ленинградцам было немного лет, и они не боролись на фронте, они внесли свою лепту в победу над фашизмом. Ленинград был городом-фронтом, и все дети вели себя как бойцы. Дети блокадного города росли, трудились и учились под разрывами бомб и снарядов, в условиях холода и голода. Через всю принуждённую эпопею самоотверженной защиты города они пережили как достойные сподвижники взрослых. Не было таких случаев, кампаний и дел, в которых они не принимали участие. Очистка крыш, борьба с «зажигалками», пожаротушение, разбор завалов, чистка Ленинграда от снега, присмотр за ранеными, выращивание плодов и второго хлеба - картофеля, работа по изготовлению оружия и боеприпасов - всюду действовали дети блокады.
Дети не вели войну на поле битвы, но их достоинство в том, что они выжили в тех условиях, в которых не выживали даже взрослые. Это ставило неприятелей в замешательство. Это придавало силу бойцам. Сотни маленьких блокадников были удостоены орденами, тысячи - медалями «За оборону Ленинграда». На равных, с ощущением сделанного дела встречались дети со своими ровесниками - получившими ордена и медали на фронте.
В осаждённом Ленинграде погибло больше мирных жителей, чем в аду Гамбурга, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки, вместе взятых. За годы блокады Ленинграда погибло от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе значилась цифра 632 тысячи человек. При условии, что в самом начале оккупации дети составляли почти пятую долю всего населения города, то, бесспорно, и среди убитых жителей они так же насчитывали около 20 % - 200 тысяч.
Цель, которую я себе поставила, перед написанием данной работы исполнить удалось. В конкретной теме сохраняется достаточно много значительных малоизученных проблем. В ходе исследования истории Великой Отечественной войны больше сосредоточенности акцентируется военным деяниям, а проблематика детей остаётся недостаточно затронутой. Данная работа облегчит познание конкретной темы.
Поколение детей войны - её последние очевидцы. По большому счёту, дневники детей - первенствующий герой этой работы.
Адамович А. М., Гранин Д. А. Блокадная книга / А. М. Адамович, Д.
А. Гранин. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. - 608 с.
2. Антонова Л. И. «В блокадном детстве нас мало волновала гибель людей: такая жизнь - с голодом, холодом и смертями - была привычной // Люди и время: Альманах: Воспоминания жителей Фрунзенского района о блокаде. - СПб., 2014. - С. 75-79.
3. Бенцианов А. Я. «Своею жизнью я обязан матери» // Блокада глазами очевидцев: дневники и воспоминания. - СПб., 2015. - С. 87-103.
4. Блокадные дневники [Электронный ресурс] Блокада Ленинграда. URL: https://arzamas.academy/materials/1464 (дата обращения: 20.04.2019).
5. Вознесенская К. Дневник Капы Вознесенской // Детская книга войны: дневники 1941-1945 гг. - М., 2016. - С.121-130.
6. Воронов Ю. Боль, над которой не властно время. Воспоминания о блокаде в письмах, очерках и дневниках ленинградцев // Письма из блокады - СПб., 2015 - С. 9 - 64.
7. Ерёмина М. Дневник Маруси Ерёминой // Детская книга войны: дневники 1941—1945 гг. - М., 2016. - С.149-156.
8. Записки оставшейся в живых: блокадные дневники Татьяны Великотной, Веры Берхман, Ирины Зеленской / А.И. Рупасов , А.Н. Чистиков. - СПб.: Лениздат, «Команда А», 2014. - 510 с.
9. Листки блокадного календаря: сборник воспоминаний ленинградцев, переживших блокаду / Н. К. Новиков. - Л.: Лениздат, 1988. - 222 с.
10. Нежданова И. Моё блокадное детство // Отчизна родная! Сердцем всегда я навеки с тобой!»: СПб. воспоминаний о Великой Отечественной войне российских соотечественников, проживающих за рубежом. - СПб.,
2015. - С.156-174.
11. Петрова М. А. Страшнее всего мысль была, что мама погибла // Дети войны: народная книга памяти. - М., 2015. - С.50-53.
12. Пожедаева Л. В. Война, блокада, я и другие: мемуары ребёнка войны / Мила Арина - Л. Пожедаева. - СПб.: Каро, 2013. - 414 с.
13. Ратнер Р. Вы живы в памяти моей [Воспоминания блокадного мальчика] // Сб.: Нева, - СПб., 2002, №9. С. 110-152.
14. Рожков А. Живу и помню: Из воспоминаний о блокаде Ленинграда // Нева. - Л., 1988. №1. - С. 160-187.
15. Савичева Т. Дневник Тани Савичевой // Детская книга войны: дневники. 1941-1945 гг. - М., 2016. - С. 19-21....52