Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фасилитация как эффективная технология обучения обществоведческим дисциплинам

Работа №158690

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы фасилитации 9
1.1. Ретроспективный анализ феномена фасилитации в России и за рубежом 9
1.2. Суть и сущность фасилитации в образовании 14
Глава 2. Эффективность использования технологии фасилитации 20
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 6 класса, их образовательные
потребности 20
2.2. Фасилитация как технология организационного развития и групповой работы 27
Глава 3. Методическая разработка факультативного курса «Социальные отношения: теория и практика» с использованием технологии фисилитации и оценка её эффективности 36
3.1. Методическая разработка фасилитационного факультативного курса «Социальные отношения: теория и практика» для 6 класса 36
3.2.Оценка эффективности методической разработки факультативного курса для 6 класса.
48
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 56

Актуальность темы исследования. Современное образование нацелено на достижение высоких результатов не только в области качества знаний, но полноценного развития личности, а также выстраивания эффективных межличностных отношений.
Анализ российских нормативно-правовых актов показал, что закрепляя в своём содержании:
• идеи гуманизма;
• приоритет интересов и потребностей личности;
• необходимость включения ребёнка в групповую работу, в целях его социализации, они (нормативно-правовые акты) потенциально обуславливают необходимость внедрения в образовательный процесс различных технологий, которые будут содействовать деятельности педагога в процессе реализации данных идей.
К числу технологий отвечающим требованиям и задачам современного образования можно отнести технологию фасилитации, которая предполагает усовершенствование групповой работы, через раскрытие сильных качеств личности обучающихся.
Отметим, что изучаемая технология малоизучена отечественными авторами, и в большей степени применяется в рамках развития бизнес- компаний.
Однако в последнее десятилетие количество теоретических работ по проблеме возросло. Данное явление связано с перестройкой образовательного процесса с классического на современный, который в свою очередь основан на Федеральных государственных стандартах, и предполагает переход от преимущественного заучивания и воспроизведения информации к самостоятельному поиску знаний через решение проблемных задач.
В этой связи технология фасилитации является одной из наиболее оптимальных. Так как она основана на интерактивных методиках, предполагающих постоянное межличностное общение в контексте достижения целей через совместное выделение целей и поиск путей её достижения.
Таким образом, молодость явления, слабая теоретическая проработанность проблемы и низкий уровень практического использования технологии обуславливают актуальность темы исследования.
Объект исследования. Технология фасилитации, как средство изучения обществоведческих дисциплин.
Предмет исследования. Понятие и особенности фасилитации в образовательном процессе в контексте организационного развития и группового взаимодействия, а также эффективность внедрения технологии в процесс изучения обществоведческих дисциплин.
Степень изученности проблемы. Следует отметить, что фасилитация, как образовательная технология является молодым и малоизученным явлением. Однако существующая теоретическая база позволила сформировать представление о феномене в целом.
Так одной из фундаментальных работ в этой области можно считать труд К. Роджерса1. Автор утверждает, что получение знаний является биологической потребностью каждого человека, и для того чтобы эта потребность была удовлетворена необходимо соблюдать несколько условий:
• учитывать особенности личности;
• совершенствовать педагогическое мастерство;
• развивать эффективное межличностное взаимодействие.
Все эти положения, по мнению исследователя, гармонично сочетаются в технологии фасилитации. Более того автор сформулировал основы педагогической фасилитации, тем самым выделив её на фоне смежных явлений.
Труды Л. С. Шестаковой2, Н. С. Трофимой3 и В. В. Васиной4, посвящённые истории возникновения и развития фасилитации, позволили провести ретроспективный анализ явления.
В ходе исследования сути и сущности феномена фасилитации были проанализированы работы следующих авторов:
1. О. В. Пушкиной5, которая предполагает, что фасилитация является технологией организации процесса, направленного на развитие личностных качеств и характеристик педагога, с целью раскрытия его педагогического потенциала в профессиональной деятельности.
2. Ф. Г. Мухаметзяновой6, утверждающей, что фасилитация в образовании является неким «усилением» обучения, воспитания и развития субъектов учебной деятельности.
3. Н. В. Алексеевой7, представляющей фасилитацию, как способ построения эффективного группового взаимодействия.
Проблемам определения потенциала и роли фасилитации в образовании посвящены труды: Н. Колпаковой8, раскрывающей суть работы методики «Саммит позитивных перемен» в рамках исследуемой технологии. А. А.Лободы1 рассматривающей изучаемый феномен в контексте повышения работы в группе, а также Г. П. Новиковой2 анализирующей практику применения фасилитации в образовательном процессе.
Таким образом, можно отметить тот факт, что обобщающих работ по теме исследования на данный момент нет, что еще раз доказывает актуальность выбранной темы исследования.
Источниковую базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основная цель российского образования на сегодняшний день - формирование компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах жизни. В рамках проведенного исследования мы определили, что реализации вышеуказанной цели способствует использование современных технологий, в том числе «фасилитации».
В ходе достижения поставленной цели, посредством реализации задач исследования были сделаны следующие выводы.
Технология фасилитации берет своё начало в трудах зарубежных авторов, преимущественно XX века.
Впервые фасилитация как социальное явление было представлено психологами и социологами, что вполне логично и объясняется спецификой работы учёных в данном направлении.
Комплексно, применительно к образовательному процессу, феномен был исследован в трудах К. Роджерса, в соответствии с учением гуманизма.
Значительный вклад в развитие фасилитации внесли бизнес-компании, заинтересованные в повышении эффективности работы групп, посредством включения и активизации деятельности отдельных сотрудников.
На данный момент по всему миру активно внедряют и развивают фасилитационные практики международные ассоциации и центры, призванные содействовать процессам глобализации и интернационализации всех областей жизни современного общества.
Педагогическая фасилитация в России является молодым и малоизученным явлением. Практика отдельных педагогов позволяет говорить о том, что технология набирает популярность и зарекомендовывает себя с положительной стороны.
Анализ существующих зарубежных и отечественных работ по теме позволил сформулировать актуальное, в рамках данной работы, определение и доказать принадлежность феномена к разряду педагогических технологий.

продуктивность образовательного процесса посредством развития компетенций и качеств педагога, а также отдельных качеств личности обучающегося в ходе групповой работы.
Изучаемая технология выступает эффективной технологий организационного развития и групповой деятельности при условии соблюдения этапности её разработки и внедрения, развитии личностных характеристик педагога-фасилитатора, грамотном отборе методов и приёмов, которые в свою очередь должны учитывать: особенности классного коллектива, и отдельных обучающихся.
Так, выбранная для внедрения фасилитационного курса группа включает в себя обучающихся 6 класса, относящихся к младшему подростковому возрасту, который хоть и не характеризуется физиологическими скачками, но является важнейшим этапом становления личности. Ведь именно в 11-12 лет меняется мышление ребёнка, а соответственно социальные приоритеты.
Психологическая характеристика возраста, перекликается с образовательными потребностями детей, часто выступая стимулятором или движущей силой деятельности класса. Характеристика форм общения внутри коллектива напрямую связана с особенностями психологического и физического развития младших подростков.
В практической главе была представлена программа факультативного курса «Социальные отношения: теория и практика», раскрыты
использованные в рамках технологии фасилитации методики. А также проведён анализ эффективности технологии.
Были выделены основные критерии исследования:
• уровень мотивации обучающихся;
• социометрический статус личности;
• стадия развития коллектива.
Каждый из которых был улучшен по итогам внедрения программы курса.
Следовательно, технология фасилитации является эффективной в рамках изменения социометрического статуса личности и сплочённости коллектива в целом, при условии наличия продуманной программы, которая учитывает особенности и потребности обучающихся, а также наличия соответствующих компетенций и личностных качеств педагога.
Таким образом, полученные результаты исследования позволяют говорить о том, сто были достигнуты поставленные в начале работы цели и задачи.


1. . Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 21.02.2023).
2. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 (в ред. от 01.01.2023). - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.02.2023).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования № № 1897 от 17.12.2010 (ред. от 11.12.2020). - [Электронный ресурс] // ФГОС // URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 22.02.2023).
4. Примерная рабочая программа воспитания для
общеобразовательных организаций № 3/22 от 23.06.2022. - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» // URL: https://clck.ru/33WKsW (дата обращения: 02.02.2023).
II. Статьи и монографии по теме исследования
5. Ахметова, А. М. Оценка уровня школьной мотивации по
методике Н. Г. Лускановой / А. М. Ахметова. - [Электронный ресурс] / Образовательная сеть nsportal // URL: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/raznoe/2017/09/03/otsenka-urovnya-shkolnoy-motivatsii-po-metodike-n-g- luskanovoy (дата обращения: 05.04.2023).
6. Алексеева, Н. В. Технология фасилитации «Мировое кафе»: возможности использования в учебном процессе средней школы / Н. В. Алексеева // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. - 2017. - № 2(3). - С. 89-91.
7. Алиханова, В. Л. Психоаналитическая концепция феномена идентичности / В. Л. Алиханова // Время науки. - 2018. - № 1. - С. 3-12.
8. Андреева, А. Д. Особенности межличностных отношений младших подростков в образовательной среде современной и советской школы / А. Д. Андреева, А. Г. Лисичкина // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2020. - Т. 13, № 2. - С. 39-49.
9. Васина, В. В. Фасилитация социального взаимодействия в рамках онтологического подхода / В. В. Васина // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-1. - С. 291-297.
10. Вилкинсон М. Секреты фасилитации. SMART-руководство по работе с группами / М. Вилкинсон. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 520 с.
11. Гилбрейрт, М. Фасилитация и как она может повысить
эффективность. - [Электронный ресурс] / М. Гилбрейт. - 2017 // URL: https://martingilbraith.com/facilitation-and-how-it-can-add-value/ (дата
обращения: 15.02.2023).
12. Горнякова, М. В. Психологическое консультирование и образование: новые возможности и технологии: практико-ориентированная монография / М. В. Горнякова; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2018. - 200 с.
13. Дэвис, Б. «Теория фасилитации» в дискурсах об обучении в образовании. - [Электронный ресурс] / Б. Дэвис, К. Фрэнсис. - 2021 // URL: https://learningdiscourses.com (дата обращения: 15.02.2023).
14. Димухаметов, Р. С. Фасилитация как эффективный механизм социализации / Р. С. Димухаметов // Педагогическая наука и практика. - 2015. - №4 (10). - C.11-14.
15. Дудковская, Е. Е. Технологии управления инновационными образовательными проектами в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей / Е. Е. Дудковская // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 5(78). - С. 184-186....48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ