Введение 3
1. История возникновения терроризма и определение понятия «терроризм» 7
1.1. История возникновения терроризма 7
1.2. Определение понятия «терроризм» 11
1.3. Причины возникновения терроризма 19
2. Теоретические аспекты противодействия терроризму 26
2.1. Уголовно-правовые средства и субъекты противодействия терроризму 26
2.2. Профилактика как основное направление в противодействии
террористической деятельности 33
2.3. Проблемы профилактики распространения идеологии терроризма 38
3. Практические разработки по профилактике террористической деятельно сти49
3.1. Роль средств массовой информации и сети «Интернет» в профилактике
распространения идеологии терроризма 49
3.2. Комплекс мер по профилактике террористической деятельности среди
молодёжи 63
Заключение 73
Список литературы 79
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что, современный этап развития общества характеризуется существенными изменениями в экономической, политической и социальной сферах. Как показывает практика борьбы с терроризмом, с помощью традиционных мер эффективно противодействовать сегодня современным террористическим угрозам невозможно. Нужен новый комплексный подход в организации системы мер на международном, общегосударственном и региональном уровнях, учитывающий новые политические, экономические, военные, а также психологические закономерности и механизмы, новейшие информационно -психологические технологии, которые использует современный терроризм. В настоящее время терроризм приобрел характер глобальной угрозы для всей системы международной и национальной безопасности. Согласно статистическим данным Национального антитеррористического комитета (далее - НАК) по террористическим составам рост превысил 50% - 262 человека в 2017 году против 167 в 2016.1 В данном случае в статистику подпадают люди, осужденные по статьям о теракте, содействии терроризму, публичных призывах к террористической деятельности, участии в деятельности террористической организации или сообщества, а также о прохождении обучения с целью участия в террористической деятельности. Как ранее заявлял председатель НАК, глава Федеральной службы безопасности (далее - ФСБ) Александр Бортников, в 2017 году было предотвращено 18 терактов, по террористическим статьям были арестованы 1018 человек, а 78 убиты при задержании.2 За последние пять лет число осужденных по террористическим статьям выросло более чем в девять раз. В 2013 году наказание по делам о терроризме понесли всего 28 человек. В своем выступлении на валдайском форуме в 2015 году Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что мы имеем дело, «по сути, с врагом цивилизации, человечества и мировой культуры, который несет идеологию ненависти и варварства, попирает мораль, ценности мировых религий, в том числе и ислама, компрометируя 1 его».
Одной из ведущих тенденций терроризма является расширение его географии. Высокий уровень террористических вызовов выявлен в ряде стран Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии.
На протяжении всей истории своего существования человечество сталкивалось с разными формами и проявлениями терроризма. Особого размаха это явление достигло в конце XX - начале XXI века. Беспрецедентные по своему проявлению, масштабам и жестокости террористические акты получают широкий резонанс во всем мире, вызывая не только справедливое возмущение общественности, но и серьезное опасение за мир, и безопасность на планете. Терроризм нарушает систему правовой защиты человека, наносит огромный ущерб стабильности мирового сообщества, государственным интересам, и в частности безопасности людей в целом. Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился к настоящему времени в одну из самых острых и злободневных проблем глобального значения. Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушение духовных, материальных, культурных ценностей, которые невозможно воссоздать веками. Кроме того, терроризм порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Указанные факторы делают проблему особенно острой и обуславливают необходимость проведения более масштабной работы в сфере профилактики террористической деятельности. Особому риску подвержена молодежь, поскольку именно сознание молодых людей восприимчиво к влиянию со стороны адептов террористической идеологии, следовательно, в целях профилактики террористической деятельности работа с молодежью должна стать одним из приоритетных направлений реализации государственной политики, и именно понимание социального самочувствия молодых людей, их умонастроения, того, как они себя ощущают в преобразующихся социально -экономических, политико - правовых, культурно-идеологических условиях, особенно значимо для профилактики терроризма. Современные террористические движения используют сегодня тактику «ожидания», внедряясь через Интернет в идеологическое пространство российского общества, накапливая свой потенциал в молодежной среде и выжидая очередного идеологического кризиса в каком-либо из регионов. В этом плане особую тревогу вызывает использование Интернета как в пропагандистских целях, так и для распространения различных материалов по организации террористической деятельности, а также для непосредственной координации и управления лицами, оправдывающими терроризм. Безусловно, проводить профилактику терроризма намного целесообразнее, чем ликвидировать последствия подобных явлений.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации профилактики террористической деятельности, как ключевого направления противодействия терроризму.
Предметом исследования являются нормативно -правовые акты, научные труды и исследования в сфере профилактики террористической деятельности.
Целью данной дипломной работы является исследование направлений профилактики террористической деятельности в современном обществе.
Для достижения данных целей, были установлены следующие задачи:
• изучение исторического аспекта возникновения и причин терроризма;
• определение понятия терроризма;
• анализ уголовно-правовых средств в противодействии терроризму;
• исследование профилактики террористической деятельности, как основного направления противодействия терроризму;
- обобщение существующих и разрабатываемых мер профилактики идеологии терроризма и террористической деятельности в целом....
В заключение, с уверенностью можно утверждать, что в основе терроризма лежит целенаправленное противоправное, политически мотивированное насилие, вплоть до уничтожения объекта воздействия (человека, материального объекта и т.п.), направленное на изменение поведения объекта, способного принять нужное для террористов решение, и которое посягает на общественные отношения, охраняемые государством. Терроризм исторически (с середины XIX в.) был основан легитимно непризнанными в функционирующей системе государственной организации и общественной иерархии индивидами. Возникновение и распространение этого социально-политического явления - исторически следствие появления в обществе возможности применения насилия более «слабой» стороной относительно более сильной как проявление осмысленной формы протеста, как средство достижения определенных политических целей. Это в значительной степени подчеркивается эволюцией развития терроризма в течение последних двух веков, а также масштабностью совершенных террористических акций, переосмыслением, так сказать, ценностных ориентаций их исполнителями. История показывает, что все главные террористические события современности укладываются в последнее десятилетие XX века. Именно в этот период разрабатывается стратегия современного терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика. В последнее десятилетие современный терроризм стремительно развивается, изменяя свои характеристики и принципы, становясь во многом принципиально новым явлением современности. Совершенствование терроризма происходит под воздействием сложных современных процессов глобализации и технического прогресса, его методы все больше отличаются непредсказуемостью и внезапностью. Несмотря на различные трактовки термина терроризм, в основном все исследователи признают, что для него характерны:
• публичность, т.е. любой террористический акт направлен на восприятие его массовой аудиторией, на общественный резонанс;
• применение или угроза насилия;
• страх, напряженность: террористы стремятся вызвать в обществе панику, чувство беззащитности;
• политическая мотивация: теракты подкрепляются радикальной риторикой, оправдывающей борьбу за власть.
Терроризм по своей сути является сложным социально-политическим явлением, аккумулирует в себе имеющиеся противоречия, достигшие в России уровня конфликта. Систематические насильственные акции с использованием огнестрельного оружия, различного рода взрывных устройств, захваты заложников, похищения людей, а также попытки ядерного шантажа позволяют рассматривать терроризм как широкомасштабное явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства. Современный терроризм представляет собой сложную систему, состоящую из комплекса взаимодополняющих процессов - идеологических, криминальных, военных, экономических, политических, религиозных и националистических. В целом, терроризм сегодня является ответной реакцией на длительное затягивание решения назревших (а во многих случаях давно перезревших) политических, этнических и социальных проблем. Для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и потенциал развития террористической деятельности во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.
Общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Данная система призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Одно из основных условий повышения результативности борьбы с терроризмом - получение упреждающей информации о планах террористических организаций по совершению террористических актов, деятельности по распространению идеологии терроризма, источниках и каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными средствами для осуществления террористической деятельности. Условием эффективной организации борьбы с терроризмом является заблаговременная подготовка сил и средств субъектов противодействия терроризму к пресечению террористического акта в ходе командно -штабных, тактико-специальных, оперативно -тактических учений, организуемых Федеральным оперативным штабом и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации. Деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. В соответствии с основными направлениями противодействия терроризму, предусмотренными Концепцией, антитеррористическая деятельность осуществляется посредством системы мер, в ходе реализации которых используются различные взаимосвязанные и согласованные между собой формы, методы, приемы и средства воздействия на субъекты террористической деятельности. При осуществлении деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма применяются меры, направленные на снижение уровня угроз террористических актов, урегулирование экономических, политических, социальных, национальных и конфессиональных противоречий, которые могут привести к возникновению вооруженных конфликтов и, как следствие, способствовать террористическим проявлениям; предупреждение террористических намерений граждан; затруднение действий субъектов террористической деятельности. При этом используются различные формы общей и адресной профилактики, осуществляемой с учетом демографических, этно -конфессиональных, индивидуально -психологических и иных особенностей объекта, к которому применяются меры профилактического воздействия.....
1. О борьбе с актами ядерного терроризма: международная конвенция от 13 апреля 2005 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008.
• № 33.
2. О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом: международная конвенция от 15 июня 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 41.
3. О борьбе с финансированием терроризма: международная конвенция от 9 декабря 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 12.
4. О борьбе с бомбовым терроризмом: международная конвенция от 16 декабря 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001.
• № 35.
5. О борьбе с захватом заложников: международная конвенция от 17 декабря 1979 г. // Библиотечник Российской газеты. — 2003. — № 13.
6. О предупреждении терроризма: конвенция Совета Европы от 16 мая 2005 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 20.
7. Резолюция №71/291: принята Генеральной Ассамблеей ООН 15 июня 2017 г. // Электронно -правовая система «ГАРАНТ» [официальный сайт]. URL: http://base. garant.ru/12123823/
8. Резолюция № 1566: принята Советом Безопасности ООН на 5053-м заседании 8 октября 2004 г. // Электронно -правовая система «ГАРАНТ» [официальный сайт]. URL: http://base. garant.ru/70309130/.
9. Резолюция № 1373: принята Советом Безопасности ООН на 4385-м заседании 28 сентября 2001 г. // Электронно -правовая система «ГАРАНТ» [официальный сайт]. URL: http://base. garant.ru/2561395/.
10. Резолюция № 1368: принята Советом Безопасности ООН на 4370-м заседании 12 сентября 2001 г. // Электронно -правовая система «ГАРАНТ» [официальный сайт]. URL: http ://base. garant. ru/2562394/.
11. Устав Организации Объединённых Наций // Действующее международное право. — 1945. — Т. 1.
12. О сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом: договор . // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 22.
13. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от
13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства
Российской Федерации. — 1996. — № 25.
14. О противодействии терроризму: федеральный закон от 06.03.2006 №
35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства Российской
Федерации. — 2006. — № 11.
15. О мерах по противодействию терроризму: указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 8....49