Введение 9
Глава 1. Теоретические аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе обучения математике 13
1.1. Функциональная грамотность как новый образовательный результат.... 13
1.2. Дидактические возможности формирования функциональной грамотности в процессе обучения математике 22
1.3. Игровые технологии как средство формирования функциональной грамотности на уроках математики 27
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Методические аспекты формирования функциональной грамотности у обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 34
2.1. Содержание, методы и средства обучения 34
2.2. Разработки уроков математики и внеурочных мероприятий 53
2.3. Описание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-6 классов на основе использования метапредметных заданий 65
Выводы по второй главе 76
Заключение 77
Библиографический список 80
Приложение 1. Лист самооценки обучающихся 88
Приложение 2. Текст и задания для 5 класса 89
Приложение 3. Задачи для обучающихся 6 класса 92
Приложение 4. Задание для групповой работы 99
Приложение А. Варианты стартовых комплексных работ для 5-6 классов 102
Приложение Б. Варианты итоговых комплексных работ для 5-6 классов..... 111
В связи с тем, что в рамках проекта «Образование» важной стратегической целью является вхождение России к 2024 году в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, в государственной программе «Развитие образования» особое внимание уделяется проблеме достижения тех показателей в области качества образования, которые признаны в международной образовательной практике. Одним из таких показателей является уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся. Несмотря на то, что результаты общероссийской оценки по модели PISA в 2022 выше, чем за 2018 год по всем видам грамотности, доля обучающихся, не достигших базового уровня владения математической, читательской и естественно- научной грамотности составляет 15,8%, 13,8% и 15,1% соответственно, при этом доля обучающихся, достигших высоких результатов составила 11,1%, 7,4% и 3,3%. Результаты исследований свидетельствуют о неготовности значительной части российских обучающихся к свободному применению знаний и умений в жизненных ситуациях, в связи с чем возникает необходимость развивать функциональную грамотность в процессе обучения математике.
Актуальность данной работы заключается в том, что в последние годы функциональной грамотности уделяется все большее внимание во многих странах. Отчасти это вызвано опасениями работодателей, что слишком много студентов покидают школу, не имея возможности математически функционировать на уровне, необходимом в современном мире труда. Кроме того, все чаще признается, что люди могут эффективно решать многие проблемы современной жизни только в том случае, если они математически грамотны в ключевых областях. Планирование в области личных финансов, оценка рисков, дизайн в домашних условиях или на экране компьютера; критическая оценка потока статистической информации от рекламы, политиков и прессы - это лишь некоторые из областей, где математика является важным инструментом в принятии разумных решений, а не просто экзотической роскошью. Функциональная грамотность дает новые возможности.
О.Е. Лебедев рассматривает функциональную грамотность как один из показателей образованности в рамках компетентностного подхода. Он считает, что задача определения функциональной грамотности человека заключается в выявлении способности решать функциональные проблемы, с которыми он встречается.
На сегодняшний день дети в школах получают знания из разных предметных областей, но многие из них не могут применить полученные знания в повседневной жизни. Среди основных образовательных результатов в федеральных образовательных государственных стандартах указаны метапредметные результаты, которые включают универсальные учебные действия и способность их использовать. Каждый выпускник общеобразовательной школы должен обладать как предметными, так и метапредметными результатами, которые необходимы ему в дальнейшей деятельности.
А.Г. Асмолов определяет метапредметные результаты как освоение обучающимися универсальных учебных действий, которые осуществляют овладение главными компетенциями. Иначе говоря, овладеть метапредметными результатами означает приобрести умение учиться.
В обновленном федеральном государственном образовательном стандарте одним из требований к реализации программы основного общего образования является формирование функциональной грамотности обучающихся. Под функциональной грамотностью понимается способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов действий. Из определения следует, что метапредметность является одной из составляющих функциональной грамотности....
Исходя из того, что функционально грамотная личность - это личность, принимающая участие в политической, экономической, гражданской, общественной и культурной жизни общества и своей страны для поддержания их прогресса и своего собственного, можно утверждать, что первостепенной задачей образования является формирование функциональной грамотности у обучающихся.
Формирование функциональной грамотности обучающихся происходит на всех школьных дисциплинах, в том числе и на уроках математике. Современные учителя математики часто сталкиваются с проблемой нехватки дидактических возможностей при формировании функциональной грамотности на уроках математики. Этот факт затрудняет процесс формирования личности, способной функционировать в обществе.
Учитывая вышеперечисленные факторы, можно сделать выводы, что преимущественно следует использовать творческие, игровые, исследовательские и проектные методы на уроках математики в 5-6 классах с целью формирования функциональной грамотности.
Таким образом, формирование и развитие функциональной у обучающихся на уроках математики требует значительной подготовки учителя. Основным инструментом при формировании функциональной грамотности у обучающихся 5-6 классов на уроках математики являются игровые технологии.
В результате изучения школьного курса математики обучающиеся должны знать, для чего им в жизни нужна математика и как она применяется в их будущих профессиях.
В данной работе раскрыта сущность понятия « функциональная грамотность обучающихся», выявлены пути формирования функциональной грамотности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математики. Выделены и охарактеризованы основные методы и средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках математики, а также разработаны фрагменты уроков математики в 5-6 классах, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, с использованием игровых технологий. Осуществлена проверка эффективности разработанных рекомендаций в ходе проведения опытно-экспериментальной работы.
При выполнении работы удалось достичь цели исследования и решить поставленные задачи. Во время проведения опытно-экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования: использование игровых технологий в процессе обучения математике в 5-6 классах способствует формированию функциональной грамотности обучающихся.
1. Adrian Stoica. Using Math Projects in Teaching and Learning // Social and Behavioral Sciences. - 2015. - №108. - С. 703-705.
2. Burhan NurgiyantoroBeniati LestyariniDwi Hanti Rahayu. Mapping junior high school students’ functional literacy competence // Cakrawala Pendidikan. 2020. №39(3). С. 560-572.
3. By Robert G. Berns and Patricia M. Erickson Contextual Teaching and Learning: Preparing Students for the New Economy // The Highlight Zone. - 2001. - №5. - С. 2-3
4. Beisenova Z., Kanafieva K., Moldakhmetova S. On the functional literacy of students: Questions of development // Analele Universitatii din Craiova - Seria Stiinte Filologice, Lingvistica. 2021. №43(1-2). С. 13-24
5. Алексеева Е.Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности // Мир науки, культуры, образования. 2020. №4(83). С. 214-218.
6. Алтухова Е.В., Видеман Т.Н., Величко М.В. Математика. 5-11 классы: уроки учительского мастерства. - Волгоград: Учитель, 2009. С. 60-65.
7. Антонова О.В. Компетентностно-ориентированные задания как способ оценивания метапредметных результатов // Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 16 - 20.
8. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. С. 104-106.
9. Басюк В.С., Ковалев Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности - основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, №4 (61). С. 13 - 33.
10. Батура Л.В., Батура А.В. Роль информационно-коммуникационных технологий при формировании математической грамотности школьников // Педагогическая наука и практика. 2019. № 1(23). С. 98-101.
11. Бахарева Е.В. Повышение профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся общеобразовательной школы // Наука и школа. - 2019. - №2.
12. Беломестных М.И. Конструирование учебных заданий как средство достижения результатов освоения метапредметных и личностных универсальных учебных действий // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения. Материалы II Всероссийской научно- методической конференции с международным участием, посвященной 110-летию Иркутского педагогического института. 2019. С. 104 - 109.
13. Вдовина А. Д. Использование комплексных заданий для формирования метапредметных знаний и умений во внеурочной деятельности по математике // Актуальные проблемы развития общего и высшего образования. XVII Межвузовский сборник научных трудов. 2021. С. 170 - 179.
14. Виноградов В.Л., Талышева И.А., Пегова Х.Р. Роль формулировки учебного задания в достижении личностных и метапредметных результатов обучающихся // Вопросы педагогики. 2021. № 3 - 1. С. 69 - 72.
15. Волкова Т.Н. Использование практико-ориентированных задач в обучении математике учащихся основной школы // Математика и математическое образование: современные тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам II заочной Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С.173-176....(56)