Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ

Работа №158677

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2024
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ 6
1.1. Понятие социометрического статуса в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности социометрического статуса ребенка в младшем школьном возрасте 14
1.3. Методы развития благоприятного социометрического статуса ребенка младшего школьного возраста 22
Выводы по Главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ 33
2.1. Организация исследовательской деятельности 33
2.2. Анализ результатов исследования 34
2.3. Комплекс мероприятий по развитию благоприятного социометрического статуса ребенка младшего школьного возраста в классе 42
Выводы по Главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 58

Актуальность исследования обусловлена тем, что для младших школьников классный коллектив представляется первой социальной группой, в которой обучающиеся занимаются ведущей деятельностью своего возрастного этапа развития: учением, в процессе чего общаются, отстаивают свою позицию и сотрудничают. Так, каждый обучающийся в классе занимает определенный социометрический статус, который вычисляется путем анализа суммы предпочтений и отвержений, получаемых от его одноклассников. Данный показатель бывает благоприятным или неблагоприятным исходя из того, какие чувства испытывают участники коллектива в отношении к данному субъекту - положительные или отрицательные.
По причине того, что большую часть своего времени обучающийся проводит в этом коллективе, взаимодействует с одноклассниками в рамках выполнения учебных заданий, участвует в классных и школьных мероприятиях, социометрический статус младшего школьника, то есть его положение в классе, оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие.
Следует обратить особое внимание на документ федерального уровня «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации» до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996р., содержащий в себе направления для воспитательной деятельности на ступени начального общего образования, главным целевой ориентир которого основан на ФГОС НОО: психологическое благополучие подрастающего поколения. Таким образом, образовательное учреждение в процессе обучения и воспитания должно ориентироваться на принцип сохранения и развития психологического здоровья младшего школьника.
Эмоциональное благополучие выступает как компонент психологического здоровья и представляет собой удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, с педагогами, в среде сверстников, создание благоприятного микроклимата в группах. Эмоциональное благополучие обучающегося касательно классного коллектива зависит от того, насколько стремление к общению среди одноклассников является взаимным. Если же в классе у ребенка низкий социометрический статус, то его потребность в общении со сверстниками может быть неудовлетворена в полной мере, такой обучающийся нередко испытывает чувство отчужденности, переживает из -за отсутствия друзей, его коммуникативные умения не развиты на достаточном уровне, следовательно, у него формируется эмоциональное неблагополучие.
Благодаря изучению социометрического статуса в классном коллективе было выявлено, что уже в 3 классе преобладает процентное соотношение неблагоприятных социометрических статусов, а именно: «непринятые» и «отвергнутые» над благоприятными.
Для того, чтобы воспитать и обучить психологически здоровую личность, необходимо оптимизировать процесс взаимодействия между обучающимися в образовательной организации. Это возможно достичь за счет развития благоприятного социометрического статуса ребенка в младшем школьном возрасте в классе...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В любой малой группе существует социометрическая структура, которая представляется как совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Более полно отражает систему внутригрупповых предпочтений такой элемент, как «социометрический статус».
Понятие социометрического статуса было введено Дж. Морено и заключается в том, какое положение человек занимает в социальной группе. Я.Л. Коломинский рассматривал социометрический статус как положение личности в системе межличностных отношений, которое определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Благодаря проведению метода социометрии становится возможным изучить социометрический статус, который в рамках этого метода рассматривается как сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы. В соответствии с количеством полученных выборов испытуемых относят к статусной категории группы: «звезд», «предпочитаемых», «принятых», «непринятых» и «отвергнутых».
Социометрический статус младшего школьника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие выступает как компонент психологического здоровья и представляет собой удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, с педагогами, в среде сверстников, создание благоприятного микроклимата в группах.
Положение обучающегося в классном коллективе предполагает учет социометрического статуса, который может оказывать различное влияние на данного ученика. При благоприятном социометрическом статусе обучающийся с интересом посещает школу, активно включен в образовательную деятельность учреждения, принимает участие в общественных делах, положительно относится к коллективу сверстников. При неблагоприятном же возникает противоположенное отношение к школе, учебной и внеучебной деятельности, одноклассникам, по причине того, что обучающийся неудовлетворен своим положение в коллективе, у него формируется эмоциональное неблагополучие.
В связи с этим появляется необходимость оптимизации процесса взаимодействия между обучающимися, повышение их социометрического статуса за счет реализации комплекса мероприятий.
В ходе работы были решены представленные ниже задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы для определения понятия социометрического статуса.
2. Рассмотреть особенности социометрического статуса ребенка в младшем школьном возрасте.
3. Проанализировать методы развития благоприятного социометрического статуса ребенка младшего школьного возраста.
4. Определить социометрический статус обучающихся 2-4 классов.
5. Составить и реализовать в 4 классе комплекс мероприятий по развитию благоприятного социометрического статуса ребенка младшего школьного возраста в классе и оценить его результативность.
Благодаря учету теоретических представлений понятия социометрического статуса в младшем школьном возрасте и основных психологических особенностей, была подобрана психодиагностическая методика: «Социометрия» Дж. Морено.
Во 2 классе представлены все группы социометрического статуса. Преобладает группа «предпочитаемых», за ней следует группа «принятых». На данном возрастном этапе обучающимся при выборе одноклассников свойственно руководствоваться оценкой со стороны классного руководителя, отдавать свое предпочтение тем одноклассникам, у которых высокая успеваемость, поведение соответствует нормам класса, а также отсутствуют замечания насчет поведения....


1. Агапов В.С., Фельдман И.Л., Овда Л.Г. Уровневые различия структуры ценностной сферы личности младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №6. С. 1-8.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизеологические особенности индивидуальности школьников. М.: Юрайт, 2018. 192 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2017. 363 с.
4. Андриенко О. А. К проблеме взаимосвязи воспитания личности и развития коллектива // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 2(27). С. 13-16. DOI 10.26140/bgz3-2019-0802-0001. EDN MVUFCH (дата обращения 15.02.2024).
5. Беринская И.В., Колосова Е.А. Возможности метода комплексной сказкотерапии в формировании социально-коммуникативных навыков младших школьников // Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики : Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 27 октября 2023 г.). Иркутск: Аспринт, 2023. С. 54-59.
6. Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. М.: ООО «Чистые пруды», 2005. 32 с.
7. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2008. 368 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Мысль, 2014. 313 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / под ред. М. В. Гамезо [и др.]. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
10. Денисова Е.А., Кипень К.А. Социально-психологический климат и социометрический статус младших школьников в детском коллективе // Педагогический форум. 2021. №1(7). С. 70-75. EDN IXJFGX. (дата обращения: 07.03.2024).
11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: «Златоуст», 1998. 352 с.
12. Казакова А.В., Савченко В.В. Проектная деятельность как средство развития социальных навыков младших школьников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. №05 (82). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-sotsialnykh-navykov-mladshikh- shkolnikov.html (дата обращения: 18.03.2024).
13. Карпова С.А. Проектная деятельность младших школьников в формировании навыков XXI века // Актуальные вопросы современных научных исследований: сборник статей VIII Международной научно - практической конференции. В 2 частях (г. Пенза, 05 декабря 2023 г.). Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. С. 122-124.
14. Кодиров А.Н., Ибрагимова Н.Т. Кейс-технологии как метод активного обучения // ORIENSS. 2021. №9. С. 734-738. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologii-kak-metod-aktivnogo-obucheniya(дата обращения: 14.02.2024).
15. Козлов В.В., Трифонова С.А., Панкратова Т.М., Николаева Л.А. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2022. 501 с...(35)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ