Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения жанра портрета на уроках изобразительного искусства младшими школьниками 7
1.1 История развития портретного жанра 7
1.2 Виды, жанры портрета и особенности передачи образов в
изобразительном искусстве 11
1.3 Уроки-беседы как средство изучения изобразительного
искусства в начальной школе 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению жанра портрета младшими школьниками на уроках-беседах 21
2.1 Цели, задачи и методика организации исследования 21
2.2 Педагогические рекомендации для организации деятельности
по изучению жанра портрета младшими школьниками 31
2.3 Анализ результатов исследования 36
Заключение 46
Список использованных источников 50
Приложение 55
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения начальной образовательной программы начального общего образования у учеников младших классов необходимо формировать эстетические потребности, ценности и чувства. Основной задачей реализации содержания в области «Изобразительное искусство» является развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию изобразительного искусства.
Образовательный процесс в общеобразовательной организации направлен на то, чтобы дети младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства учились выражать свои чувства и мысли через рассматривание творческих работ художников и скульпторов в жанре портрета, эстетическое отношение к окружающей действительности, что способствует эстетическому развитию. Но эти уроки имеют значение не только для ребёнка, но и для педагога, так как дают возможность конкретнее узнать особенности характера каждого ученика, познакомиться с их духовным миром. Педагог имеет возможность проследить, как развиваются творческие способности младших школьников: образное представление, воображение, а также умение анализировать полотна портретного жанра и передавать конкретные черты портретируемого в собственных творческих работах. Изучение жанра портрета на уроках по изобразительному искусству интересно для педагога еще и тем, что через наглядный материал он имеет возможность научить детей рассматривать окружающих людей, изучать их внешний облик и внутренний характер. Ведь именно через внешнюю оболочку (прическу, одежду, фигуру) можно увидеть внутреннее содержание, характер и сущность человеческой души. Через рассматривание портрета ребёнок приходит к пониманию своих чувств, учится переживать и сочувствовать изображенному и восхищаться красотой произведения.
Впечатления, полученные от восприятия искусства портрета, побуждают детей взяться за кисть и попробовать себя в роли художника- портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях. Но прежде чем начать рисовать человек должен научиться рассматривать произведения искусства, видеть красоту, передаваемую
профессиональными художниками. И в этом могут помочь уроки-беседы по изобразительному искусству, во время которых развиваются наблюдательность и творческое воображение младших школьников, а также их изобразительные способности.
Характерной особенностью урока-беседы является то, что дети выступают активными участниками образовательного процесса. Во время урока-беседы они отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, делают самостоятельные выводы. Но все это корректирует педагог, так как именно он руководит такой беседой, уточняет ответы и формулирует итоги.
Уроки-беседы по изучению портретного жанра несут в себе определенную значимость для обучающихся начальной школы, ведь через изображение портрета можно с исключительной полнотой выразить самое важное и существенное для любого вида искусства, а именно внутренний мир человека.
Вышесказанное обусловило выбор темы выпускной
квалификационной работы: «Изучение жанра «портрет» младшими школьниками на уроках-беседах по изобразительному искусству».
Объект исследования: процесс изучения жанра «портрет» на уроках изобразительного искусства в начальной школе .
Предмет исследования: уроки-беседы по изобразительному
искусству как способ изучения жанра «портрет» младшими школьниками.
Цель исследования: практическое подтверждение эффективности уроков-бесед как средства изучения жанра «портрет» на уроках по изобразительному искусству в начальной школе.
...
Анализ педагогической, искусствоведческой и методической литературы показал, что история развития портретного жанра пришла к нам из далекой древности. Жанр портрета нашел свое отражение и в творчестве художников-живописцев, скульпторов, художников-графиков. Творческие люди всех стран и эпох стремились изобразить человека во всем его великолепии. Существует множество направлений в жанре портрета и множество его видов.
В зависимости от того, сколько человек на нем изображено, как изображены люди, какого размера портрет и еще множество факторов определяет к какому виду относится изображение. Для более точной передачи образа каждый автор использует свои методы и приёмы рисования. Но каждый раз портретист передает индивидуальность изображенной натуры, её характер. Всему этому необходимо учить видеть детей младшего школьного возраста, а урок-беседа является одной из эффективных форм такой работы в общеобразовательной организации.
Беседа на уроках изобразительного искусства является одним из действенных методов обучения детей младшего школьного возраста и помогает развитию художественно-эстетического вкуса ребёнка. Строение урока-беседы зависит от целей и задачей, стоящих перед обучающимися. А также от методических приемов, избранных для работы педагогом. Урок- беседа по изобразительному искусству является средством формирования представлений, необходимых детям для дальнейшей творческой самостоятельной деятельности по созданию изображения, в нашем случае портрета. Чем богаче опыт детей в изучении какой-либо области изобразительного искусства, в данном случае жанра портрета, тем выше степень умственной и речевой активности во время беседы, а значит, уроки- беседы помогают развивать ребёнка не только эстетически, но и интеллектуально, что очень важно на начальной ступени образования. Для ребенка младшего школьного возраста характерны такие качества, как острота и свежесть восприятия, любознательность и воображение. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, что отчетливо проявляется в играх, в занятиях любимым делом. Ребенок уже приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организацией. Достаточно развита память ребенка - он легко и прочно запоминает то, что понравилось, что произвело сильное впечатление и что непосредственно связано с его интересами, поэтому в обучении и воспитании можно добиться желаемых результатов, если использовать перечисленные выше психические особенности младшего.
Главное правило при любой работе с младшими школьниками над произведениями искусства заключается в том, что акценты на их формальные стороны нужно делать лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманию содержания произведения искусства. Центральный акцент должен быть сделан на эстетическом восприятии самой действительности, отражаемой искусством, а восприятие искусства должно рассматриваться, прежде всего, как средство активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий.
Эмпирическое исследование знаний детей младшего школьного возраста о портретном жанре показало, что дети (70%) знают, что такое портрет, немного знают его видов и в каких видах изобразительного искусства выполняется портрет. Знают имена художников-портретистов и могут назвать их произведения.
30% детей группы показали более высокий уровень знаний по исследуемой проблеме. Дети этой группы знают, что такое портрет, знают от 5 до 7 видов портрета (коллективный, индивидуальный, исторический, автопортрет, парадный). Детям нравятся портреты, они хотят научиться их рисовать, и они хотели бы научиться передавать сходство человека с изображением.
...
1. Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 классы [Текст]/ М.А. Абрамова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 67 с.
2. Алексеева, В. Что такое искусство? [Текст]/ В. Алексеева — М.: Сов. художник, 20015. — 260 с.
3. Алексюк, А.М. Взаимодействие форм организации и методов обучения [Текст]/ А.М. Алексюк // Сов. школа. — 1983. — № 7. — С. 8-15.
4. Алексюк, А.М., Катушонок Т.А. Единство содержания и методов обучения [Текст]/ А.М. Алексюк, Т.А. Катушонок // Педагогика. — М., 1986. — Вып. 25. — С. 13-16.
5. Алисийчук, А.С. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников [Текст]/ А.С. Алисийчук. — М.: Академия, 2011. —
160 с.
6. Алпатов, М.В. Очерки по истории портрета [Текст] / М.В. Алпатов. - М.: Педагогика, 2016. - 49 с.
7. Андроникова, М. Об искусстве портрета [Текст] / М.
Андронникова. - М.: Педагогика, 2012. - 182 с.
8. Андроникова, М. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма [Текст] / М. Андронникова. - М.: Педагогика, 2014. - 56 с.
9. Аникушин, М. О портретном творчестве [Текст] / М. Аникушкин // Художник. - 1973. - №3. - С.37.
10. Баранов, С.П. Принципы обучения [Текст]/С. П. Баранов.- М.: Просвещение, 2013. - 64 с.
11. Басин, Е.Я. К определению жанра портрета [Текст] / Е.Я. Басин // Советское искусствознание. - 1986. - №20. - С.27.
12. Беда Г. В. Живопись [Текст]/ Е.Я. Басин. — М.: Просвещение, 2016. — 190 с.
13. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты [Текст]/ Г.В. Беда.
• М.: Просвещение, 2014. — 240 с.
14. Беседы о живописи в школе [Текст]. — М.: Искусство, 1966. — 96 с.
15. Бучинский, С.Л. Основы грамоты по изобразительному искусству [Текст]/ С.Л. Бучинский. — М.: Искусство, 1981. — 178 с.
16. Вишковский, И. Методы активизации познавательной деятельности[Текст]/ И.Вишковский // Психолог. — 2004. — № 21-22. — С. 100-114.
... всего 51 источник