Введение 3
Глава I Специфика жанра антиутопии 5
1.1. История становления жанра антиутопии в литературе 5
1.2. Особенности создания произведений «1984» Джорджа Оруэлла и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли 10
Вывод по главе 1 16
Глава II. Антиутопия как обобщение опыта исторической реальности XX века 17
2.1. Специфика общественного устройства в романах «1984» и «О дивный новый мир» 17
2.2. Проблема свободы личности в произведениях Джорджа Оруэлла и Олдоса Хаксли 28
2.3. Значение романов в современных условиях 31
Вывод по главе II 34
Заключение 36
Библиография 38
«Настоящая литература может быть там, где ее делают не исполнительные и благонадежные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики, - писал Евгений Замятин в знаменитом эссе «Я боюсь» 1912 года. - А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правоверным , должен быть сегодня полезным, не хлестать всех, как Свифт, не может улыбаться всем как Анатоль Франс, - тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, газетная, которую читают сегодня и в которую завтра завертывают глиняное мыло».
Данная работа посвящена изучению важного явления как жанр антиутопии. Роман-антиутопия занимает особое место в литературе XX века. О романах-антиутопиях написано множество критических трудов, однако, в отечественном литературоведении жанр антиутопии, исследован еще недостаточно. Исторические моменты и и социальные перемены часто находят свое отражение в художественном творчестве. Одновременно с этим искусство, и в особенности литература, способно предвосхищать изменения настроений людей и идеологий. Литература часто задавалась вопросами: возможно ли идеальное общество, к чему могут привести необдуманные действия людей и не совершит ли человечество новых ошибок.
Возможность осуществления утопии и антиутопии в реальной жизни рассматривалась на протяжении многих веков, однако эти размышления носили скорее философский характер. Также интерес к антиутопии связан с тем, что мы живем в то время, о котором писатели- утописты середины ХХ века строили страшные предположения. Этим объясняется актуальность представленной темы.
Объектом исследования являются романы -антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.
Цель исследования заключается в анализе данных произведений, сведений, содержащихся в научных источниках, обобщении знаний и построении более полного и целостного взгляда на антиутопию как на явление в культурном сознании XX-XXI веков, а также выявления особенностей жанра на примере данных произведений.
Эта цель выявила круг задач:
- рассмотреть историю и причины появления жанра антиутопии;
- выявить характерные черты антиутопии;
- сравнить реальности в данных произведениях и охарактеризовать их;
Методы исследования: полный комплексный анализ произведений,сопоставительный метод, сравнительный метод.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Теоретическая значимость исследования определена его вкладом в литературоведение, в изучении жанровых особенностей антиутопии в литературе.
Практическая значимость предполагает возможности использования результатов исследования на практике, в частности как пособие для литературоведческих работ, изучения типов отражения истории в литературе, исследования творчества писателей - антиутопистов.
Научная новизна заключается в постановке вопроса литературоведческого изучения антиутопии в английской литературе на примере романов Джорджа Оруэлла и Олдоса Хаксли.
Во - первых, были выявлены роль и место антиутопии как жанра в литературе XX века. Антиутопия - это прогноз будущего, это роман - предупреждение. В противоположность средневековой утопии, источающей оптимизм и надежду, антиутопия выражает настроение пессимистичное, беспомощность людей, потерю свободы личности, надежд и веры. Общим в романах, да и во всех произведениях-антиутопиях является то, может ли человек и его внутренний мир изменены настолько, что теряется само понятие личности, забываются все стремления к свободе, понятия о собственном достоинстве, исчезают чувства и основное из них - любовь. Человек забывает о том, что он человек. Проблематика, поднятая в антиутопии, слишком серьезная, чтобы отмахнуться от нее. Но это как раз такая проблематика, вне которой невозможно осмыслить опыт нашего века. Но антиутопия показывает не только мрачные стороны реальности, она еще стремится к свету, надеется на чудо, которое произойдет, если в мире все пойдет к лучшему.
Во-вторых, определились события исторических реальности, предпосылки которой и явились причиной возникновения антиутопии. Это нарастающий темп индустриального развития, появления человека-робота, все большее отдаление человека от природы и сближение с техникой. Это появление стран с тотальным строем, контролем личности, подавляющем человека, контролирующим каждый его шаг.
В-третьих, охарактеризованы варианты утопий, которые даны Олдосом Хаксли Джорджем Оруэллом. Это общества, полностью оторванные от природы, машинизированные, ставящие на первое место не человека, а машину. Государства полностью контролируют свободу человека, распределяя все, вплоть до распорядка дня. Они не дают немного сойти с их проложенного пути, потому что если человек сойдет с него, это приведет к краху самого государства. Прослеживается развитие отношений между личностью и властью. Сначала герой восхищается таким принципом жизни, но по мере развития романа он понимает, что в этой жизни не все правильно и не все верно. Точнее, даже очень многое. И он стремится как-то изменить существующий строй, делая все возможное в своих силах, пусть он и действовал в начале неосознанно, еще не понимая всей сути своих действий.
Ни один из авторов, чьи произведения рассмотрены в работе, не может обвиняться в демонстрации легкости уничтожения в человеке его человеческой натуры - чувств, стремлений. Но так или иначе, после ознакомления с подобными произведениями у читателя возникает ощущение, которое предает ему автор, что вес ужасы, описываемы в романах, возможны уже сейчас, при помощи техники и средств, которые существуют.
Подводя итог, нужно сказать, что антиутопия оказал очень больше влияние на все человечество XX века. Она заставила задуматься людей о том, что может случиться в будущем , если не изменить свои сегодняшние' взгляды на мир. Но она повлияла не только на людей того, прошлого века, но и наш век, на наших современников. Мир увидел, что предсказания, выраженные в этих романах сбылись. А это значит, что думать о своих действиях и поступках нужно сегодня, а не потом, когда уже ничего исправить невозможно.
1. Баталов А.Я. В мире утопии. Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М., 1989.
2. Воробьева А.Н. Русская антиутопия ХХ века в ближних и дальних контекстах. Самара, 2006.
3. Геворкян Э. Чем вымощена дорога в ад? Антипредисловие // Антиутопии ХХ века. М. 1989.
4. Горбачёва, Н. Мыслепреступление Джорджа Оруэлла / Н. Горбачёва // Всемирная литература. - 2000. - № 2. - С. 125-132.
5. Гре'бенникова Н. С. Зарубежная литература XX века (Литература Великобритании и США) : Учебное пособие по курсу "История зарубежной литературы XX века" / Горно-Алтайский государственный университет Горно-Алтайск , 2000.
6. Гнедовский М. Философская мастерская Олдоса Хаксли // Путь. - 1995. - N8. - c.234-239.
7. Звсре'в А. «Когда пробьет последний час природы...». Антиутопия. ХХ век // Вопросы литературы, 1989, №1.
8. Звс'ре'в, А. М. О Старшем брате и чреве Кита / А. Н. Зверев // Вопросы литературы. - 1989. - № 1.
9. Звсре'в А.М. Джордж Оруэлл. Мысли в пути. Перевод с англ. Зве'рсва А.М. Москва, «АСТ» 2008г. стр 134.
10.Зинкевич Н.А. Биография Дж.Оруэлла. Москва, «Цитадель», 2001г.стр 3-11.
11. Ионин Л. То, чего нигде нет. Размышления о романах - антиутопиях. Москва, «Новое время» 1988г. вып. № 25, стр 40.
12. Ивашева В.В. Английская литература Великобритании ХХ века. - М.: Просвещение, 1967.
14. Латынина Ю.Л. Литературные истоки антиутопического жанра. Автор. дисс. к. филол. н. М., 1992. стр 208.
15. Латынина, Ю. В ожидании Золотого века. / Ю. Латынина // Октябрь. -1989. - № 6. - С. 177-187.
16. Лазаренко О. Вперед смотрящие: (О романах-антиутопиях О. Хаксли, Дж. Оруэлла, А. Платонова) // Подъем. - 1991 - N9 - с.233-239.
17. Морсон Г. Границы жанра // Утопия и утопическое мышление. М.,1991
18. Мосина В.Г. Три главные книги Джорджа Оруэлла. Монография. Москва, «Издательство Магистр», 1999. Стр 216.
19. Муравьев В.С. «Джордж Оруэлл - «1984» и эссе разных хш». Роман и художественная публицистика. Москва, Прогресс, 1989г. стр 45.
20. Мендельсон Н.О. Американская сатирическая проза XX века. Москва, Прогресс, 1972 год.
21. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Российская академия наук ИНИОН. Гл.редактор и составитель А.Н.Николюкин. Москва, «Интелвак», 2001г. стр 37.
22. Некита А. Институционное забытие Мифа как антиутопическая демагогия социального Ничто // Некита А.Г. Онтология социального будущего. Великий Новгород, 2006.
23. Новикова Г. Необыкновенные приключения науки в утопии и антиутопии (Г.Уэллс, О.Хаксли, А.Платонов) // Вопросы литературы, 1998, №4.
24. Новиков В. Возвращение к здравому смыслу: субъективные заметки читателя антиутопии / В. Новиков // Знамя. - 1989. - № 7. - С. 214-220.
25. Новикова Т. Пространственно-временные координаты в утопии и антиутопии : Андрей Платонов и западный утопический роман; Ст. из США // ВЕСТНИК МГУ. 9.ФИЛОЛОГИЯ .— Б.м. — 1997
26. Ортега и Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. 1989, № 3.
27. Оруэлл Дж.. 1984 // Дж. Оруэлл. 1984. Скотный двор. Т.1. - М.: Капик, 1992.
28. Павлова О.А. Метаморфозы литературной утопии: теоретический аспект. Вол гоград, 2004.
29. Палиевский П. Непрошенный мир (Послесловие к роману О. Хаксли «О дивный новый мир») // Иностранная литература. - 1990 - N4.- c.125-126.
30. Рабинович В.. Утопия и антиутопия ХХ века // Рабинович В. Зарубежная литература: Учебное пособие - Екатеринбург: УрГУ, 1991.
31. Ребикова Л. О некоторых социально-политических тенденциях в антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир» // Вестник ЛГУ. Сер. История, языкознание, литературоведение. Вып. 3. -Л., 1986.
32. Солженицын А. Из Евгения Замятина//Новый мир, №10, 1987.
33. Тараненко И.В. Лексическое представление социокультурного пространства в жанре антиутопии. Автореф.дис.к. филол.н., СПб., 2001.
34. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы филосо- фии. 1990, № 10.
35. Фролова И.Т. Философский словарь. Полииздат. 1981. 4 изд.
36. Хаксли О .О дивный новый мир. // Хаксли О. О дивный новый мир. - М.: Тера - книжный клуб, 2002 с. 620.
37. Чаликова В. Утопия и свобода. Москва, 1994г, стр 1-3
38. Чаликова В. Утопия и утопическое мышление : Антология зарубежной литературы : Пр. с англ., нем., франц., и др. языков / Сост., предисл. и общ. ред. В. А. Чаликовой .— М : Прогресс, 1991.
39. Чаликова В. Вечный год. Послесловие к публикациям романа Дж. Оруэлла «1984». Перевод В.п.Голышева, Москва, «Новый мир», 1989г. № 2,3,4, № 4, стр 128-130.
40. Чаликова, В. А. Несколько мыслей о Джордже Оруэлле / В. А. Чаликова // Знамя. - 1989. - № 8. - С. 222-225.
41. Шабловская, И. В. История зарубежной литературы (ХХ век, первая половина) / И. В. Шабловская. - Минск: изд. центр Экономпресс, 1998. - С. 169-173.
42. Шишкин А. Есть остров на том океане: утопия в мечтах и в реальности // Утопия и антиутопия ХХ века. Вып. 1. - М.: Прогресс,1990.
43. Якушева Н.Б. Трансформация утопии в антиутопию в культуре ХХ века. СПб., 2001.
44. Янг М. Возвышение меритократии // Утопия и утопическое' мышле'ние. М.,1991.
I. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комисси й.
1. Воробьева А.Н. Возрождение антиутопии в контексте советской литературы 60-70-х годов // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». - №3. - 2006. - С.35 - 42.
2. Воробьева А.Н. Маленький челове'к в антиутопическом контексте // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». - №4. - 2006. - С.42 - 49.
3. Воробьева А.Н. Роман И.Эренбурьа «Хулио Хуренито» в контексте антиутопических сюжетов 20-х годов ХХ века // Вестник Самарского государственного университета. - №10//2 (50). - 2006. - С.5 -15.
7. Воробьева А.Н. Книга как персонаж антиутопических сюжетов в русской литературе ХХ века // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. Педагогика и психология. Филология и искусствове'де'ние. -
II. Монографии.
8. Воробьева А.Н. Русская антиутопия ХХ века в ближних и дальних контекстах. - Самара: Изд-во Самар. научного центра РАН, 2006. - 268 с.
9. Воробьева А.Н. Современная русская литература. Проза. 1970 - 1990-е годы. - Самара: Изд-во СГАКИ, 2001. - 183 с.
III. Статьи.
11. Воробьева А.Н. Развитие жанра антиутопии в современной русской литературе // Культура. Творчество. Человек. Ч.1. - Самара: Самарский гос. ин-т культуры, 1991. - С. 87 - 90.
12. Воробьева А.Н. Книжные ориентиры современного сознания в изображении новой русской антиутопии // Мир культуры: человек, наука, искусство. - Самара: Изд-во СГИИК, 1996. - С.237 - 238.
13. Воробьева А.Н. Литературно-философский контекст утопии начала ХХ века. Роман А.Богданова «Красная звезда» // Культура ХХ века. Материалы научной конференции, посвященной 35-летию СГАКИ. Ч. 1. - Самара: Самар. гос. академ. культуры и искусств, 2006. - С.191 - 201.
14. Воробьева А.Н. Метаморфозы Мечты о будущем в изображении новейшей антиутопии // Х1Х Пуришевские чтения: Переходные периоды в мировой литературе и культуре: Сборник статей и материалов. - М.: Изд-во МПГУ, 2007. - С.42 - 44.
15. Воробьева А.Н. «Сверхлюди» как идеал новоутопических сюжетов // ХХ Пуришевские чтения: Россия в культурном сознании Запада. - М.: Изд-во МГПУ, 2008. - С.32 - 34.
16. Воробьева А.Н. Будущее России в изображении новейшей русской антиутопии // Культурно-историческое наследие Поволжья. - Н.-Новгород: Изд-во «Нижегородская радиолаборатория», 2007. - С. 114 - 117.
17. Воробьева А.Н. Эстетические функции «новояза» в антиутопии // Языковые коммуникации в системе социально-культурной деятельности. - Самара: Самар. гос. академ. культуры и искусств, 2007. - С.202 - 213.
18. Воробьева А.Н. «Дивный новый мир» в новейших постутопических интерпретациях // Академические тетради. Вып.8. - Самара: Самар. Гос. акад. культуры и искусств, 2008. - С. 17 - 33.
19. Воробьева А.Н. Личность и общество в новейших антиутопических сюжетах // Материалы Пятой Всероссийской электронной научно¬практической конференции. - Самара: Изд-во Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2008. - С. 249 - 253.
Интернет- ресурсы
1. Тюкин А. «Джордж Оруэлл. 1984». Рассказ о книге. www.proza.ru
2. Словарь литературоведческих терминов http://enc-dic.com/litved/antiutopija-151/
3. Российская Государственная Библиотека
http://www.rsl.ru//antiutopia:janrlitkb//
4. Журнальный зал http://magaziness.russ/