ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Семиотические (ментальные) оппозиции в языковой картине мира 7
1.1. Семиотика как наука о знаковых системах 7
1.2. Семиотические оппозиции как лексическое воплощение ментальности в языке 10
1.3. Понятие языкового сознания в психолингвистике как науке 12
1.4. Метод ассоциативного эксперимента и ассоциативное поле 15
ВЫВОДЫ 19
Глава 2. Анализ ассоциативных полей Любовь и Ненависть в РАС и ЭАСПС 20
2.1. Характеристика ядерной зоны, около ядерной и периферии ассоциативного поля Любовь в РАС и ЭАСПС 20
2.2. Обратный анализ: от реакции «любовь» к стимулу 32
2.3. Анализ ассоциативного поля Ненависть в РАС и обратный анализ в РАС и ЭАСПС 34
2.4. Рабочая программа элективного курса для учеников 10-11 классов СОШ .. 42
ВЫВОДЫ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Язык представляет собой важный способ формирования и представления опыта и знаний человечества об окружающем его мире и действительности. Всю совокупность накопленных знаний и представлений о мире, зафиксированных в языке, называют языковой картиной мира. Однако жизнь не стоит на месте, следовательно, процесс накопления опыта взаимодействия человека и окружающей его действительности является процессом динамическим, не прекращающимся. Это приводит к тому, что языковая картина мира любой нации также постоянно меняется. Именно этот аспект является решающим в плане актуализации интереса среди лингвистов к изучению национальных языковых картин мира.
В последнее время становятся актуальными психолингвистические исследования, посвященные изучению языкового сознания как результатов ментальной деятельности, вербализуемых лексическими средствами национального языка. Лексическим воплощением ментальности в языке как глубинного уровня коллективного и индивидуального сознания, образа мыслей, установок воспринимать, чувствовать мир определенным образом, присущих человеку или общественной группе, являются семиотические бинарные оппозиции. Культурно значимой в русской языковой картине мира и языковом сознании является семиотическая оппозиция «любовь - ненависть». В данной работе осуществляется психолингвистический анализ понятий «любовь» и «ненависть», составляющих универсальную бинарную оппозицию, в языковом сознании русских.
Актуальность исследования обусловлена тем, что национальная языковая картина мира постоянно меняется, и в лингвистике актуализируется интерес к изучению языкового сознания, а также отмечается недостаток работ, посвященных описанию семиотической оппозиции «любовь - ненависть» в языковом сознании русских.
В лингвокультурологии в последнее время появились важные исследования, посвященные анализу и сопоставлению концептов в национальных языковых картинах мира. Это работы таких исследователей, как: С.С. Бредихина, З.М. Габоевой, О.П. Каналаш, О.М. Казаковой, Л.К. Бобрышевой, Д.В. Лагоденко, О.А. Корниловой, Е.А. Карапетян и многих других. Исследователи стремятся определить, как реалии внешнего мира получают в языке разную символьную значимость.
Для описания русской национальной картины мира и изучения русского языкового сознания особую значимость представляет оппозиция «любовь - ненависть». Это обусловлено тем фактором, что довольно длительное время концепту «любовь» уделялось повышенное внимание со стороны лингвистов, а концепт «ненависть» не являлся объектом лингвистических исследований. Среди исследователей, рассматривавших концепт «любовь» следует отметить С.Г. Воркачева, изучавшего образы любви в сопоставительном аспекте на примере испанского и русского языка, концепт любви в русском языковом сознании; работу Е.Е. Каштановой по вопросу лингвокультурологического анализа концепта «любовь»; исследования Л.Е. Вильямс, рассматривающей понятие «любовь» на материале немецкого и русского языка в сопоставительном аспекте.
Лишь в 2004 году Е.Ю. Балашова впервые стала не только подробно анализировать концепт «ненависть», но и рассмотрела его как бинарную оппозицию к концепту «любовь» в русском и американском языковом сознании.
Итак, все вышесказанное обусловило выбор темы исследования выпускной квалификационной работы: «Семиотическая оппозиция «любовь - ненависть» в языковом сознании русских».
Объект исследования: языковое сознание русских.
Предмет исследования: ассоциативные поля «любовь» и «ненависть» в Русском ассоциативном словаре (РАС) и электронном ассоциативном словаре Приенисейской Сибири (ЭАСПС), позволяющие описать семиотическую оппозицию «любовь - ненависть»...
Цель нашего исследования заключается в изучении семиотической оппозиции «любовь - ненависть» в языковом сознании русских на основе данных, полученных из ассоциативных словарей (РАС и ЭАСПС).
В ходе реализации задач, проанализировав теоретический материал по теме, мы выяснили, что семиотика как наука, изучающая знаки и знаковые системы, тесно связана с лингвистикой, так как естественный язык является важной знаковой системой. Лексическим воплощением ментальности в языке являются семиотические бинарные оппозиции, которые позволяют описать языковую картину мира. Ментальность как определенный образ мышления, глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания тесно связана с понятием языкового сознания. Семиотические ментальные оппозиции являются способом трансляции языкового сознания, в формировании которого большую роль играют ценностные, ментальные особенности жителей, объединенных территорией, моделью поведения, складом ума и т.п.
Таким образом, семиотика позволяет проанализировать язык как знаковую систему, посредством которой можно сформировать представление о речевом поведении человека. Однако данный аспект уже является объектом исследования другой научной дисциплины - психолингвистики, науки, изучающей взаимоотношения языка, речевого поведения людей, сознания и мышления, обеспечивающей подход к языку как психическому феномену. Данная общность позволяет сделать вывод о смежной области пересечения двух наук: семиотики и психолингвистики.
Среди ученых актуальными являются психолингвистические исследования, посвященные изучению языкового сознания как результатов ментальной деятельности, вербализуемых лексическими средствами национального языка.
Эффективным способом изучения языкового сознания русских является метод массового ассоциативного эксперимента, принятый в психолингвистике, позволяющий получить данные о ценностях, ментальности народа. Материалом для анализа служит ассоциативное поле - совокупность ассоциаций на слово- стимул. В нашей работе были проанализированы ассоциативные поля «любовь» и «ненависть» в РАС и ЭАСПС, позволяющие описать семиотическую оппозицию «любовь - ненависть». В наши задачи входило описание особенностей репрезентации АП «любовь» и «ненависть» в языковом сознании жителей Центральной части России и Приенисейской Сибири методом сравнения реакций и стимулов. Представим краткие результаты.
Ядерное пространство АП Любовь в языковом сознании русских характеризуется чувственной основой любви (реакция «чувство» в РАС и ЭАСПС в ядерной зоне). В основном, реакции сибиряков и жителей Центральной части оказались различны, любовь как ценность приобретает разное значение, семантическое наполнение. Среди реакций у жителей обоих регионов наблюдаются устойчивые выражения, пословицы, поговорки (в РАС - любовь до гроба, любовь с первого взгляда, в ЭАСПС - любовь зла, любовь-морковь). Для сибиряка оказалась важна чувственность, сердечная привязанность (сердце). Жители Сибири также ассоциируют любовь с культурными феноменами - кинофильм «Любовь и голуби».
Анализ околоядерной зоны показал, что в языковом сознании русских сохраняется антонимичное представление, жители обоих регионов ассоциировали любовь с ненавистью, как антонимом. Для сибиряка важны семейные ценности, это выражается в реакциях жена, семья, что объясняется укладом жизни сибиряков. Анализ реакций показал, что жители Центральной России чаще ассоциируют любовь с негативными проявлениями, в то время как у сибиряка любовь вызывает положительные эмоции и наивысшую степень удовлетворения - счастье.
Жители Центральной России воспринимают любовь как некое абстрактное понятие, поэтизированное, на это указывают такие реакции, как платоническая в околоядерной зоне, «любовь до гроба» в ядерной, вечная в периферии, а также стимул весна, на который дана реакция любовь жителями Центра. Жители Сибири воспринимают любовь, как нечто светлое, чувство, которое помогает жить. Обратный анализ позволил выявить чувственную основу любви в языковом сознании русских....
1. Агеев В.Н. Семиотика. М.: Весь Мир, 2002. - С. 46-47
2. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс: учеб. пособие для студ. филол. спец. высш. учеб. заведений. — 5-изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 384 с.
3. Ахохова Е.А. Конспект лекций. Семиотика и лингвистика. [Электронный ресурс] - режим доступа Шз://м^.асааеш1а.еаи/35538962/СЕМИОТИКА И ЛИНГВИСТИКАсвободный
4. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник/ В.П. Белянин. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 232с.
5. Васильев А.Д., Васильева С.П., Мамаева Т.В., Устьянцева Е.В. Базовые ценности регионального языкового сознания русских Приенисейской Сибири: монография / отв. ред. С.П. Васильева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 180 с
6. Васильев А.Д., Васильева С.П., Тимченко А.Г. Этнокультурное сознание и самосознание сибиряка, отраженное в языке: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 204 с.
7. Васильева С.П. ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ в языковом сознании сибиряков Приенисейской Сибири» // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. № 2. Красноярск, -2015. С. 214 - 220.
8. Воркачев С.Г Концепт любви в русском языковом сознании // Коммуникативные исследования 2003: Современная антология. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 189-208
9. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М., 2001. - 320 с.
10. Жильцова Т.П., Васильева С.П. Изучение языкового сознания методом ассоциативного эксперимента: этика // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. № 3 (25).
11. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
12. Залевская А.А. Введение в психолингвистику М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. - 382 с.
13. Иванов Вяч. В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. - М., 1965. - 246 с.
14. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности. - М., 1994 [Электронный ресурс] - режим доступа https://gigabaza.ru/doc/124506-pall.htmlсвободный
15. Колесов В.В. Язык и ментальность. - СПб., 2004. - 240 с...(40)