Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь эмоциональной сферы подростка с его социальным статусом в группе

Работа №158658

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ данных по проблеме исследования связи эмоциональной сферы подростка с его социальным статусом в группе .. 6
1.1. Сущность социометрического (социального) статуса личности 6
1.2. Эмоциональное развитие личности в подростковом возрасте 13
1.3. Формирование тревожности и агрессивности в подростковом
возрасте 27
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Эмпирическое исследование связи эмоциональной сферы
подростка с его социальным статусом в группе 39
2.1. Процедура и методы исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 43
Выводы 58
Заключение 62
Список используемых источников 66
Приложение 71


Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. И, конечно же, эмоциональное развитие претерпевает в это время существенное изменение. Он также характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций.
Одна из основных проблем подросткового возраста - проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Трудности также связаны и с поиском устойчивого набора социальных ролей.
Эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, имеют далеко идущие последствия. Многие исследователи связывают некоторые типы нарушения поведения у детей с различными формами эмоциональных 3
нарушений. Неоднократно демонстрируется связь эмоционального неблагополучия с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми и т.д.
Данная проблема достаточно полно отражена в работах отечественных зарубежных авторов, таких как Андреева Г.М. [2], Божович Л.И. [10], Гозман Л.Я [16], Дерманова И.Б., Ильин Е.П., Казанская В.Г., Лафренье П., Райс Ф. [49], Реан А.А, Сидоренко Е. В. [54] и др.
Учитывая стремительные изменения, которые происходят в эмоциональной сфере подростка и, безусловно, обуславливают его жизнедеятельность, начиная от самочувствия и заканчивая его социальной, деятельностной успешностью и ту важность, которую приобретает общение со сверстниками, находящее свое выражение в его социальном статусе в группе, возникает вопрос, насколько связаны между собой особенности эмоциональной сферы подростка и его социальный статус в группе.
Цель исследования: изучение связи эмоциональной сферы подростка с его социальным статусом в группе для использования диагностических данных в работе с подростками и консультативной практике с их родителями и педагогами...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Безусловно, период подростковости - один из наиболее важных и сложных периодов в жизни и становлении человека, он сопровождается глубокими, коренными изменениями как в области физиологии, так и в психологическом аспекте, эти изменения оказывают значительное влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка. То же самое качается и эмоциональной сферы подростка, развитие которой происходит определенным, бурным образом, сопряженным со множеством кризисов и противоречий.
Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками, наряду с чем происходит формирование микрогрупп, подростка очень важно чувствовать свою причастность к группе, иметь определенный социальный статус.
Учитывая стремительные изменения, которые происходят в эмоциональной сфере подростка и, безусловно, обуславливают его реакции и настроения, и ту важность, которую приобретает общение со сверстниками, находящее свое выражение в его социальном статусе в группе, возникает вопрос, насколько связаны между собой особенности эмоциональной сферы подростка и его социальный статус в группе.
Целью работы являлось изучение связи эмоциональной сферы подростка с его социальным статусом в группе для использования диагностических данных в работе с подростками и консультативной практике с их родителями и педагогами.
Мы предположили, что существует связь показателей эмоциональной сферы с социометрическим статусом детей подросткового возраста, а именно: высокий социометрический статус характерен для подростков с низким уровнем тревожности и высоким уровнем агрессивности.
Проведение эмпирического исследования включало в себя 3 этапа:
Первый этап - диагностика социометрического статуса подростков. На этом этапе был использована методика «Социометрия» Дж. Морено.
Второй этап исследования - исследование особенностей эмоциональной сферы, а именно тревожности и агрессивности подростков. С этой целью были использованы следующие методики:
• «Опросник исследования уровня агрессивности» А. Басса, А. Дарки;
• «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан.
Третий этап - выявление связи показателей эмоциональной сферы с социальным статусом старшеклассников с помощью метода ранговой корреляции Спирмена. Выводы, основанные на материале полученного анализа.
В результате проведенного анализа результатов, мы получили следующие выводы:
1. Для большинства подростков характерен низкий уровень физической агрессии, негативизма, вербальной агрессии, что может объясняться информационным веком, доступностью технологий, и, соответственно, большей продвинутостью подростков, которые не склонны проявлять физическую агрессию, они обладают навыками конструктивного решения конфликтов и предпочитают договариваться. Для большинства подростков характерен средний уровень косвенной агрессии, раздражения и чувства вины. Это может быть связано с предпочтением и готовностью проявлять свою агрессию, но без ущерба другим людям, что может быть обусловлено развитыми навыками рефлексии, провоцирующими иногда чувство вины. Подросткам свойственен высокий уровень подозрительности, что может быть связано со склонностью взаимодействовать с образом человека в своей голове, а не с реальным субъектом.
2. Для большинства подростков характерен средний уровень общей и межличностной тревожности, они могут контролировать степень своей тревоги по поводу различных ситуаций, а также в отношениях и общении, им свойственна эмпатия и чуткость вместе со способностью трезво оценивать ситуацию. Это может быть связано с наличием большого количеств информации в свободном доступе, подростки чаще всего оказываются хорошо осведомленными во многих делах, начиная с обычных житейских вопросов и заканчивая вопросами межличностных отношений (дружеские, романтические и т.д.), что может в значительной мере снижать тревогу. Для большинства подростков характерен низкий уровень самооценочной и магической тревожности, их отношение к себе устойчиво, опору они чувствуют в себе и не беспокоятся по поводу сверхъестественных и мифических явлений, однако существует риск, что к конструктивной критике в свой адрес эти подростки могут оказаться «слепы». Это может быть связано с продвинутостью нынешних подростков, информационным веком, приверженностью доказанным фактам, а также с большей просвещенностью родителей, которые воспитывают детей в русле принятия себя, показывая свою любовь просто потому что ребенок такой, какой он есть. Большинство подростков также отличает высокий уровень школьной тревожности, что выражается в проявлении бурной реакции даже на малейшие трудности в школе, будь то отношения с учителем, одноклассниками или оценки...


1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 2 / ред. Н.В. Кузьмина. - СПБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - 547 с.
2. Андреева Г.М. Возрастная психология: учебное пособие / Г.М. Андреева. - М.: Академия, 2014. - 704 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева.
- М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 с.
4. Астапов В. М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. — М., 2001.
— 160 с.
5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., Брянцевой и Б.Красовского. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
6. Баскаков A.M. О симпатиях и антипатиях в межличностном общении / A.M. Баскаков // Вестник ин-та пед. исследований. Серия: Педагогика и психология. - 2004. - Вып 2. - С.78-84.
7. Батаршев A.B. Психология личности и общения / A.B. Батаршев.
- М.: Владос, 2004. - 246 с.
8. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. - М.: Эксмо, 2001. - 512 с.
9. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. — 200 с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. /Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.- соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ, 2001. - 349 с.
11. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. — 2-е изд., стер.
— М.: Смысл: Академия, 2006. — 544 с.
12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Ред.- сост. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
13. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2003. - 624 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - 2016. - 299 с.
15. Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса / В.М. Галузинский. - М.: Тарту, 2004. - 212 с...59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ