Введение
Глава I. Теоретические основы словообразования прилагательных в современном английском языке
1.1 Общая характеристика словообразования как самостоятельной науки в лингвистике 7
1.2 Способы словопроизводства в современном английском языке 10
1.3 Продуктивные модели образования прилагательных в английском языке 16
Выводы по I главе 22
Глава II. Методические основы формирования лексико¬
грамматических навыков на материале словообразования прилагательных в английском языке
2.1 Анализ учебно-методических комплексов по английскому языку,
использующихся в 9 классах 24
2.2 Система упражнений для формирования лексико-грамматических навыков на материале словообразования прилагательных в английском языке 28
Выводы по II главе 45
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Данная выпускная квалификационная работа посвящена формированию лексико-грамматических навыков на материале словообразования прилагательных в английском языке.
Актуальность данной темы состоит в том, что формированию лексико-грамматических навыков уделяются недостаточно внимания, в связи с чем, формируется неразвитость данной темы в современной методике обучения английскому языку. Кроме того, без учета специфики развития, формирования и совершенствования лексико-грамматических навыков, невозможно подготовить учащихся 9 класса к успешной сдаче ОГЭ (основной государственный экзамен) по английскому языку. Вопросы формирования лексико-грамматических навыков в обучении английскому языку все еще недостаточно разработаны и изучены, поэтому все перечисленные проблемы являются актуальными и своевременными для современной методики обучения английскому языку.
Объектом работы является формирование лексико-грамматических навыков на материале словообразования прилагательных английского языка.
Предметом работы является разработка системы упражнений на материале словообразования прилагательных в английском языке.
Цель работы заключается в научном обосновании и составлении системы упражнений для формирования лексико-грамматических навыков у учащихся 9 классов при подготовке к сдаче ОГЭ (основной государственный экзамен) на материале словообразования прилагательных в английском языке.
Гипотеза нашей работы заключается в том, что обучение словообразованию имен прилагательных будет эффективным, если в процессе формирования лексико-грамматических навыков использовать специально подготовительную систему упражнений.
1) проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
2) изучить теоретические основы словообразования прилагательных в современном английском языке;
3) выявить наиболее продуктивные модели образования прилагательных в английском языке;
4) проанализировать учебно-методические комплексы по английскому языку, использующихся в 9 классах;
5) разработать упражнения для формирования лексико-грамматических навыков у учащихся 9 классов для подготовки к сдаче ОГЭ (основной государственный экзамен) на материале словообразования прилагательных в английском языке.
Решение указанных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования:
• изучение лингвистической, психолингвистической и методической
литературы по проблеме исследования;
• наблюдение за учебным процессом во время педагогической практики
в сентябре-октябре 2016 г.;
• анкетирование учеников 9-классов МБОУ СОШ гимназия № 9 г.Кызыла;
• изучение и обобщение опыта работы учителей английского языка школ г. Кызыла и преподавателей кафедры иностранных языков ТувГУ.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка определить способы формирования лексико¬грамматических навыков на материале словообразования прилагательных в английском языке.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных лингвистов, посвященные теории и методики преподавания иностранным языкам, формированию лексико-грамматических навыков, словопроизводству в современном английском языке, способу словообразования прилагательных в английском языке.
Теоретическая значимость работы состоит в изучении специфики формирования лексико-грамматических навыков, отбора и организации языкового материала, а также научном обосновании системы упражнений для формирования лексико-грамматических навыков у учащихся 9 классов при подготовке к сдаче ОГЭ (основной государственный экзамен) на материале словообразования прилагательных в английском языке.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы учителями английского языка в процессе подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по английскому языку, а также студентами старших курсов профилей подготовки: «Педагогическое образование в области иностранного языка», «Педагогическое образование с двумя профилями родной язык и литература и иностранный (английский) язык», «Педагогическое образование английский и немецкий языки» филологического факультета ТувГУ на семинарских занятиях по дисциплине «Методика обучения английскому языку» и во время прохождения педагогической практики в образовательных учреждениях.
Структура работы выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи исследования, его объект, предмет, фактический материал и методы его анализа, а также раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе были изучены теоретические основы словообразования прилагательных в современном английском языке, которые подразделяются на общую характеристику словообразования как самостоятельной науки в лингвистике, способы словопроизводства в современном английском языке и продуктивные модели образования прилагательных в английском языке.
Во второй главе были исследованы формирования лексико-грамматических навыков на материале словообразования прилагательных в английском языке, был сделан анализ учебно-методических комплексов по английскому языку, использующихся в 9 классах и была составлена система упражнений для формирования лексико-грамматических навыков на материале словообразования прилагательных в английском языке.
В конце работы приводится список использованной литературы.
В результате анализа учебно-методических комплектов можно сделать вывод, что в них нет списка основных суффиксов и приставок, которые участвуют в образовании новых слов, отсутствует теоретический материал по аффиксации.
Каждое новое слово образуется по определенной модели. Согласно Доржу Н.М., которая дала классификацию образования прилагательных в английском языке, существуют всего 12 моделей, от которых образуются имена прилагательные. Большинство из этих моделей (именно восемь: V, N + able, V + ible, N, A + ly, V + ive, N + ous (-cous, -ious, -uous), N + ful, N + ic, N, V + ary) выражают в основном непосредственное воздействие качеств и свойств одушевленных и неодушевленных предметов, которые выражают их исходные слова (имена существительные, глаголы, имена прилагательные), а также характерные черты у людей. Модель N + less выражает отсутствие качества, а модель N, A + y описывает людей и предметов с исходным существительным и означает цвет после имен прилагательных. Модель N, A + ish определяет сходство людей и предметов, а также слабовыраженное качество. Последняя модель N + al характеризует свойство предметов от исходного существительного.
В основу нашей системы упражнений легла классификация словообразования прилагательных Доржу Н.С.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе были исследованы теоретические основы словообразования прилагательных в английском языке, способы словопроизводства в современном английском языке и продуктивные модели образования прилагательных в английском языке, был сделан анализ учебно-методических комплектов по английскому языку, использующихся в 9 классах и была сделана система упражнений на формирование лексико-грамматических навыков на материале словообразования прилагательных в английском языке.
1. Биболетовой, М.З. Enjoy English. Учебник для 9 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2011. - 278 с.
2. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1977. - 278 с.
3. Ворно, Е.Ф Лексикология английского языка. - Ленинград: Изд-во: Министерства Просвещения. 1955.
4. Ваулина, Ю.Е. Spotlight 9. Учебник 2010. - 216 с.
5. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Учебник. - М.: Высш. школа, 1982. - 373 с.
6. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
7. Гальскова, Н.Д., Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
8. Зимняя, И. А. Проектная методика обучения английскому языку // ИЯШ. 1991. - № 3. - с. 9-15.
9. Иванова, И.П. О принципах анализа сложного слова в современном английском языке. Л., 1967.
10. Каращук , П. Словообразование в современном английском языке. М., 1976.
11. Кауфман, К.И. Happy English.ru. Учебник для 9 кл. общеобразоват. учрежд. - Обнинск: Титул, 2010. - 276 с.
12. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование. М., 1965.
13. Мешков, О.Д. Словосложение в современном английском языке. М., 1976.
14. Мешков, О.Д. Словообразование современного английского языка, М., 1985.
15. Опарина, Е.А. Методика обучения иностранным языкам в схемах и таблицах: Конспекты лекций. Е.Н. Опарина; Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2005. - 40 с.
16. Родзевич, Н.С. Словосложение в современном английском языке. Канд. дисс. Киев., 1950.
17. Смирницкий, А. И. Лексикология английского языка.
18. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
19. Солонина, М.А. Английская лексикология. М., 1971.
20. Миролюбова, А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
21. Харитончик, З.А. Лексикология английского языка: Учеб. пособие. Мн.: Выш. шк., 1992. - 229 с.
22. Marchand H. The categories and types of present-day English word- formation. Ed.2 Munchen, 1969.
23. Marchand H. The categories and types of present-day English word- formation. Wiesbaden. 1960.
24. Шанский, Н.М. Основы словообразовательного анализа. - М. 1980.
СПИСОК СЛОВАРЕЙ И ИХ УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
25. СЛТ - Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд-во: «Советская энциклопедия»
26. СЛТ - Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966
27. OWD - Sally Wehmeier Oxford Wordpower dictionary., 1993.
28. АСМПИЯ - Колесникова, И.О. «Англо- русский справочник по методике преподавания иностранных языков» - СПб., 2001, - 21 с.
29. Useful English [Электронный ресурс] URL:
http://usefulenglish.ru/writing/difficult-suffixes-of-nouns-and-adj ectives (дата обращения 12.03.2016)
30. Изучение английского языка бесплатно [Электронный ресурс] URL: http: //www.langinfo .ru/ (дата обращения 12.03.2016)
31. Библиотека методических материалов для учителя [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/ (дата обращения 12.03.2016)
32. Онлайн-словарь ABBYY LINGVO [Электронный ресурс] URL: http://www.lingvo-online.ru/ru (дата обращения 18.03.2016).
33. Словари английского онлайн [Электронный ресурс] URL:
http://www.multikulti.ru/English/info/English_info_110.html (дата
обращения 18.03.2016).
34. Англо-русский словарь Мюллера и программы для его использования в UNIX [Электронный ресурс] URL: http://mueller-dic.chat.ru/ (дата обращения 18.03.2016).