Введение 3
Глава I. Объекты православного архитектурного наследия Кузнецкого уезда в XVII - начале XX века
§1. Деятельность Русской Православной церкви на территории Кузнецкого уезда 14
§2. Строительство храмовых комплексов на территории Кузнецкого уезда 19
Глава II. Храмовые комплексы Кузнецкого района и основание Кузнецкой епархии в советский период
§1. Церковная политика советского государства 33
§2. Снос и закрытие храмов Кузнецкого района в период гонений на Русскую Православную Церковь и основание Кузнецкой епархии 41
Глава III. Строительство культовых сооружений Кузнецкой епархии Русской Православной Церкви в современной России
§ 1. Возрождение культовых сооружений Кузнецкой епархии Русской Православной Церкви в 1990-2000-е годы 53
§2. Строительство новых православных храмов в городе Кузнецке Пензенской области 57
Глава IV. Применение результатов исследования в преподавании истории в общеобразовательных организациях
§ 1. Программа элективного курса «Православные храмы города Кузнецка
и Кузнецкого района: история и современность» 65
Заключение 85
Список использованных источников и литературы 89
Приложения
Актуальность темы исследования. История развития религиозной архитектуры всегда представляла для исследователей особый интерес. Научная традиция освещения в исторических трудах культурного наследия различных эпох, выступает сегодня одним из основных направлений культурно-антропологического подхода отечественного обществознания.
Кроме того, сегодня важную роль в комплексе мер по развитию регионов стало играть такое направление как региональный (местный) туризм, в котором власть видит один из способов экономической динамики провинции. Многочисленные программы и дорожные карты по развитию регионального туризма формируются на основе объектов культуры, представляющие интерес для иногороднего населения. Именно в этой части объекты религиозной архитектуры Кузнецка и Кузнецкого района Пензенской области представляют особую ценность и могут стать частью туристических маршрутов.
Позитивное взаимовлияние власти и православной церкви сегодня повсеместно выражается в обширном проекте по восстановлению разрушенных в годы СССР храмовых комплексов и других культовых сооружений. В этой связи приобретает особую актуальность научное описание и анализ истории становления архитектурного образа православия на Кузнецкой земле.
Актуальность темы подтверждается и потребностью общества в осмыслении политики советского режима в духовной сфере: поиск исторических ошибок, противоречий и последствий этого процесса, влияние на сегодняшнее развитие духовной составляющей России.
Начавшееся духовное обновление общества, которое тесно связано с возрастанием роли церкви как важнейшего социального института, влиянием религиозных факторов на морально-нравственное становление общества отражается и на внутрицерковных канонах жизни, что также представляет большой интерес для историков. Данные изменения, находятся под сильным воздействием массовых настроений и современных социальных стереотипов.
Объект исследования - отечественная государственная религиозная политика в период XVII-XXI вв. и ее последствия для архитектурного наследия православной церкви Кузнецкого района Пензенской области.
Предметом исследования являются взаимоотношения власти и общества Кузнецкого района Пензенской области по строительству и сохранению церковных сооружений.
Хронологические рамки исследования. Нижняя граница исследования определена XVII веком (1699 год) - этот год считается официальной датой основания села Труёво-Воскресенское (города Кузнецка позднее) и открытия церкви Воскресения Христова (7 февраля 1699 года). Верхняя граница определена 2000-ми годами, когда в городе Кузнецке происходит возражение православия и реставрация сохранившихся храмов дореволюционного периода. Начиная с 2000-х годов Русская Православная церковь принимает активное участие в общественной жизни города, акцентирует внимание на формирование моральных ценностей, присущих Православию, развивает меценатство, благотворительность, культурно¬просветительскую деятельность.
Территориальные рамки исследования ограничены пространством действующего сегодня муниципального образования Кузнецкого района Пензенской области, а также церковно-административного округа в составе Русской Православной Церкви во главе с архиереем (епископом) - Кузнецкой епархии. В различные периоды времени, от создания села Труево до выделения Кузнецка в самостоятельную административную единицу в составе Пензенской области географическая территория сильно не изменялась.
Степень изученности проблемы. Несмотря на тот факт, что вопросу существования православных объединений города Кузнецка посвящено довольно много исследований, реальная объективная история данного вопроса с новых методологических позиций пока не раскрыта. В связи, с чем изучение этой проблемы, в контексте современных подходов новейшей истории особенно необходимо на региональном (местном) уровне.
Опираясь на проблемно-хронологический подход, изучение данной темы в отечественной историографии можно условно разделить на следующие этапы: начальный (до 1917 г.), советский (1917-1991 гг.),
постсоветский (1991 г. - по настоящее время).
Анализ историографии по теме православного архитектурного наследия показал, что работы по этой теме появились в основном в XIX вв. Авторами исследований по истории церкви, как правило, являлись выпускники духовных школ и лица из числа руководителей и преподавателей духовных ведомств. Поэтому их труды в основном были посвящены церковно-государственной политике .
В советский период в силу идеологических установок освещение строительства церковных сооружений проходило под влиянием научно-атеистической пропаганды. Для публиковавшихся в этот период трудов была характерна критика православия, разоблачение религии и вскрытие её противоречивой сущности. В своём большинстве эти работы предназначались как для пропагандистов, так и для широкого круга читателей. Это были в основном специализированные газеты и журналы, выходившие в советский период: «Антирелигиозник» и «Безбожник» выпускаемые по всей стране Союзом Воинствующих безбожников, содержание которых сводилось к антирелигиозной пропаганде и разоблачению религии.
Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Советской власти с 1917-1943 года были проанализированы О.Ю. Васильевой. Исследование основывалось на архивных материалах и научных статьях.
В работе чётко просматриваются основные тенденции изменения религиозной политики государства в отношении Церкви1.
Нужно отметить, что история православия Кузнецка пользуется популярностью, но период до 1930 года в силу его специфики, сложности изучения, не являлся основным. К концу 1930-х годов большевикам удалось сформировать отдельные элементы марксистской «квазирелигии», веры в «святость» идей партии и построение коммунистического общества, но стратегическая задача полного уничтожения Церкви и религии достигнута не была. Репрессивные меры, основанные на лишениях и ограничениях, не привели к кардинальным изменениям основ сознания верующих.
В 1974 году появилась работа В.Е. Короткова «В память о Кузнецких храмах», который анализирует их возникновение и историю. В работе прослеживается, с каким трудом автор собирает по крупицам сведения о снесённых ранее храмах, анализирует догмы и обряды православного Кузнецка. Это, пожалуй, единственная работа, на которую не повлияла политическая конъюнктура .
Также в 1974 году выходит книга О.Ю Савина, «Государственный музей А.Н Радищева», в которой он повествует о Спасо-Преображенской церкви с. Радищева (Кузнецкий уезд). Книга вышла в год 225-летия со дня рождения великого писателя. Читатель знакомится с жизнью и деятельностью Александра Николаевича и теми реликвиями, которые представлены в музейной экспозиции
Осенью 1979 года выходит историческая записка Л.Е Перфильев «История Воскресенского храма» (Вознесенский кафедральный собор конца XVII в. - середина XX в.). Автор повествует о его строительстве, о истории разработки проектов. Работа интересна именно тем, что оснащена всеми планами постройки и перестройки церкви со дня её основания (1699 год).
А так как церковь перестраивалась не один раз, Перфильев в своей работе анализирует и сопоставляет планы перестройки всех лет1.
В 1981 году появилась работа председателя Совета по делам религии при Совете Министров СССР В.А Куроедова, который рассматривал широкий круг, связанных с правовым положением религиозных объединений советского союза. Куроедов формулирует вывод о том, что советское правительство создаёт верующим все необходимые условия для исповедования любой религии и взамен требует лишь одного - соблюдения законов .
Таким образом, этап советской историографии по вопросу функционирования православных религиозных объединений приходится на 1917-1991 года, именно с данного времени происходит антицерковная «атака», и исследователи определяются с направлением своих работ. Также в 1940-1950-х годах - количество исследований по религиозной проблематике в СССР было весьма ограниченным, поскольку не была сформулирована чёткая официальная методологическая база для такого рода работ. В указанный период наблюдалось явное противоречие: с одной стороны, вызванная Великой Отечественной войной либерализация конфессиональной политики в отношении Церкви и практически временное прекращение антирелигиозной пропаганды и агитации; с другой стороны, провозглашенные социалистические идеологические подходы оставались в приоритете. И поэтому исследований советского периода по данной проблеме крайне мало, характеризовались они односторонним подходом к проблеме.
Обратимся к историографии постсоветского периода. Уже с 1992 по 1996 года в Кузнецке начал выходить журнал «Кузнецкие храмы», который повествовал об истории и современном состоянии церквей в районе.
В 1992 году была опубликована первая работа С.В Никонова «Что имеем, не храним»1, автор рассказывает о культуре города Кузнецка в те далёкие годы. Так же в последующие годы публикуются работы по истории строительства храмов («Покровский собор» 1993 год, «Никольская церковь» 1993 год, «Троицкая церковь» 1994 год, «Вознесенская церковь» 1995 год , «Образ Богородицы над родником» 1996 год), и о их разрушении («Исчезнувшая красота» 1993 год, «Над вечным покоем» 1996 год).
Историография проблемы современного периода характеризуются в основном работами знаменитого Кузнецкого краеведа М.В. Гриба. За более чем полвека краеведческий исследований и встреч с современниками он написал почти 900 статей и заметок, большая часть которых вошла в изданные ранее сборники «Храмы и купечество Кузнецка», «Кузнецк XX века», «Незабываемые» и др.
Для Кузнецка 1999 год был знаменателен. В этот год опубликованы многочисленные работы, которые были посвящены изучению православных храмов города Кузнецка и Кузнецкого района. Именно в этот год к 300- летию Кузнецка и 200-летию Пензенской Епархии М.В. Гриб представляет работу «Кузнецкие храмы и купечество Кузнецка». Автор использует ранее неизвестные архивные материалы и документы, описывает многим забытые храмы и современные архитектурные постройки, добавляет в текст фотографические материалы дореволюционного времени .
Нужно отметить, что в этот период, регулярно стали выходит публикации посвящённые истории и современной жизни Кузнецких храмов.
С 1995-2000 года много своих работ опубликовывает М.В Гриб: «Покровский собор» (1995 год), «В кадре - Кузнецк» (1997 год), «Осталась лишь медная пластина...» (1998 год), «Свидетели минувшего» (1999 год), «На стыке времени» (1999 год), «Возрождается храм-часовня» (2000 год)1 и др.
С 2004 года публикуются работы Г.Ю. Штурмина («Сюрпризы истории», «Возвращение святыни», «Путешествие в Аблязово» и др.) . Его исторические очерки очень интересны, они выделяются необычностью своего изложения. Это один из авторов, который сопоставляет традиции строительства и убранства храмов глубинки с Московскими.
В 2008 году в журнале «Гордость России» выходит статья В. А. Шилова «Бесценная реликвия» . Статья посвящена одному из живописных мест в селе Нижнее Аблязово, что находится в 30 км от Кузнецка - церкви Рождества Христова. Автор своим искусным изложением смог так описать всю красоту храма и особенно её внутренне убранство, что читатель благодаря своему воображению может всю эту красоту представить и ощутить.
Ещё одним замечательным авторам был В.К. Цодикович, который в 2012 году посвятил книгу церкви Рождества Христова. В книге исследуется выдающийся памятник искусства XVIII века. Её барочный резной иконостас, иконы и множественные деревянные скульптуры, созданные, по церковному преданию, опальным итальянским скульптором, спасённым Г.А Аблязовым - прадедом писателя А.Н Радищева. Книга предназначена для всех, кому дорога отечественная старина .
Особый интерес вызывает книга А.И. Дворжанского 2014 года «История Пензенской епархии Книга первая: исторический очерк» , где рассматривается функционирование местной епархии с 1799 года, когда она была создана, до конца ХХ века, характеризуется государственная практика в отношении Русской Православной церкви на региональном уровне, представлены биографии церковных иерархов. Конечно, тот момент, что А.И. Дворжанский является редактором «Пензенских епархиальных ведомостей», и то обстоятельство, что его работа написана по благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима, наложили свой отпечаток на содержание книги.
В 2015 году исполнилось 125 лет Казанскому храму города Кузнецка. Этому событию посвящены работы А.В Агишева «Святых молитв живое слово»1 и Е.Е. Нуштаевой «Многие лета Казанскому храму» . Содержание статей рассказывают о важном значении этого храма для кузнечан, за всё время со дня основания он ни разу не закрывался, даже в сложные для православия годы. Это «храм-мученик, храм воин славы, храм надежд», выстоял всю Вторую Мировую войну, привлекал к себе тысячи верующих, оставшихся без духовной поддержки.
В 2017 году выходит статья Ирины Китовой «Изюминки Кузнецкого района». Автор повествует о «долгожителях» земли Кузнецкой, в числе первых - церковь Рождества Христова (с. Нижнее Аблязово) и Преображенская церковь (с. Радищево) .
Таким образом, с 1990-х годов и до настоящего времени публикуется много новых работ историков-краеведов, интересующихся данной проблемой. Во многом актуальность изучения истории локальных православных храмов обусловлена открытием новых источников и возможностью введения их в научный оборот.
Источниковая база исследования представлена видовым разнообразием письменных источников: делопроизводственные материалы епархиальных органов управления (Саратовские епархиальные ведомости 1886, 1889 гг., клерикальные записи), источники личного происхождения, периодические издания города Кузнецка (газеты «Кузнецкий рабочий», «Любимая газета»). Наибольшей информативностью обладает документация, диверсифицированная в коллекциях Государственного архива Пензенской области (ГАПО), Государственного архива Саратовской области (ГАСО). Ценнейшие сведения о деятельности храмов города Кузнецка содержатся в источниках личного происхождения (в биографиях, переписках, автобиографиях священнослужителей), хранящихся в фондах Кузнецкого краеведческого музея.
Таким образом, обширная источниковая база послужили необходимым теоретическим фундаментом для обоснования сложных процессов, характеризующих историю деятельности православных храмов города Кузнецка. Стоит отметить, что до настоящего времени данная проблематика не являлась предметом специального исследования.
Целью исследования данной бакалаврской работы является изучение истории объектов православного архитектурного наследия города Кузнецка и Кузнецкого района Пензенской области в рамках государственного реформирования института церкви в XVII - XXI вв.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
- изучить историографию проблемы и проанализировать источники, в которых отражена тема исследования;
- рассмотреть деятельность Русской Православной церкви на территории Кузнецкого уезда в XVII - начале XX вв.;
- дать характеристику храмовых комплексов Кузнецкого уезда в XVII - начале XX вв.;
- проследить изменения, произошедшие в церковной политике в советский период;
- выявить причины и факторы, повлиявшие на снос и закрытие храмов Кузнецкого района в период гонений на Русскую Православную церковь;
- рассмотреть процесс возрождения и строительства культовых сооружений Кузнецкой епархии Русской Православной Церкви в современной России.
Методологическая основа исследования. Основным инструментом научного познания является проблемно-хронологический метод исследования и системный подход, предполагающий изучение исторического процесса в его единстве и противоречивости. При реализации принципа историзма были широко использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, систематизация, а также специально-исторические методы: сравнительный, историко-ситуативный и генетический, который нацеливает историка на комплексное изучение объекта исследования и последовательное изучение эволюционных изменений в развитии.
Научная новизна исследования обусловлена освещением малоизученных вопросов деятельности православных храмов города Кузнецка и Кузнецкого района в XVII-XXI вв., используя широкую источниковую базу и разнообразный спектр исторической литературы. В работе отражена специфика реализации региональной политики Русской Православной Церкви.
Практическая значимость исследования определена тем, что полученные результаты исследования, возможно, использовать на уроках краеведения города Кузнецка, в написании программы элективных курсах по духовной и религиозной жизни края, а также факультативных занятиях. Возможна разработка на базе данного исследования спецкурсов для ВУЗов по истории Русской Православной Церкви.
Кроме того, исследование применимо при составлении дорожных карт и туристических маршрутов государственными и муниципальными органами власти по развитию регионального туризма и туристической привлекательности Пензенской области и Кузнецкого района.
Полученные результаты исследования позволят восполнить пробелы в изучении истории Русской Православной Церкви, которые возможно использовать для составления учебных пособий и монографий, посвященные церковной и религиозной жизни в России.
Апробация основных результатов бакалаврской работы была осуществлена на XIX Всероссийской научно-практической конференции «Лебедевские чтения», проходившей 18 апреля 2018 г. на историко-филологическом факультете Педагогического института им. В.Г. Белинского ФБГОУ ПГУ, на тему «Объекты православного архитектурного наследия Кузнецкого уезда в XVII - начале XX века». Данная статья представлена к публикации в сборнике тезисов научных докладов.
Структура работы включает введение, четыре главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Таким образом, Русская Православная Церковь сыграла значительную роль в формировании русского национального сознания. Начиная с конца ХУ111 века в Кузнецком уезде начинает зарождаться церковная жизнь. С освоением края и увеличением жителей в селе Труёво-Воскресенское (позднее города Кузнецка) происходит строительство храмов, увеличивается число верующих. Были построены Воскресенская церковь (1699 год, перестроена в 1788 году) и Николаевская церковь (1799 год). Ближе к Х1Х образовывается Саратовская епархия, к которой относился Кузнецкий уезд. Начинает развиваться система управления, появляется церковная печать. Храм для верующего человека являлся духовной обителью.
В Х1Х веке в Кузнецке было построено семь православных храмов: Воскресенская церковь (1839 год), Покровская церковь (1818 год), Никольская тюремная церковь (1821 год), храм-часовня Параскевы- мученицы (1807 год), Троицкая церковь (1876 год), Ильинская церковь (1895 год) и Казанский храм (1890 год). Религиозное мировоззрение оставалось основой общественной мысли города Кузнецка. По оценки Саратовских епископов уровень религиозности в Кузнецке был высоким.
Если давать характеристику храмовым комплексам Кузнецкого уезда в ХУ11 - начале ХХ века, то первой деревянной церковью была Воскресенская, построенная в 1699 году. В 1788 году ее сменила новая, тоже деревянная церковь, построенная на том же месте. Строительство нового, каменного, храм было окончено в 1856 году. Эта в пять приделов церковь, чей главный престол освящен был уже в честь Вознесения Господня, пережила все перипетии полутора столетий бытия Кузнецка. Храм построен в 1842-1856 годах, а расширен в 1863-1866 годах. При храме до революции существовало две церковно-приходских школы. После 1917 года храм был закрыт.
Говоря о храмах Кузнецкого района, нужно отметить, что в ХУ111 веке строится Преображенский храм в с.Радищево. Пригородный храм, известный всем кузнечанам, расположен на территории современного музея-усадьбы А.Н. Радищева. Александр Николаевич был внуком сподвижника Петра I Григория Афанасьевича Аблязова, основателя сел Верхнее Аблязово и Нижнее Аблязово. Год начала строительства церкви - 1707 - принято считать основанием села. В 1735 году, по своему обещанию, прадед Радищева начинает строительство каменной церкви вместо деревянной. В 1738 году храм приобрел узнаваемый нами современный вид. Церковь относится к традиционному для этого времени типу храмов - восьмерик на четверике. С 1720 года Преображенское становится центром имений Аблязова. В храме находится родовой склеп Радищевых.
Жемчужиной Пензенского края можно с уверенностью назвать прекрасный старинный, расположенный на берегу реки, храм Рождества Христова. Вместе с селом храм получил свое начало от Г.А. Аблязова. Село первоначально называлось Александровским. Ранние упоминания относятся к 1712 году. Тогда уже стояла деревянная церковь с престолом во имя преподобного Александра Свирского. Новая, каменная, церковь датируется 1724 годом. Она украшена уникальным барочным резным иконостасом, который не уступает по своему уровню столице. Приделы существующей церкви также сохранили свое убранство.
К 1789 году, кроме Воскресенской соборной в городе Кузнецке упоминается Николаевская церковь, построенная на средства жителей города в 1799 году. В 1909 году вместо обветшавшего деревянного храма горожане выстроили новый, каменный. Площадь, на которой появилась новая церковь, стали называть Ново-Никольской. В 30-е годы XX столетия храм разрушили.
К началу XIX века в Кузнецке находилось всего две церкви, которые не могли вместить возрастающее число жителей. Поэтому в городе начинается строительство новой уже каменной церкви. Строительство храма началось в 1806 году. В Ведомости о соборной церкви Кузнецка за 1905 год дается информацию о годе постройки и благотворителях. У соборного храма были и приписные церкви: Тюремная во имя Святителя Николая Чудотворца и деревянная часовня на месте городской ярмарки в одной версте от храма. Покровский собор изображен на плане города Кузнецка 1820 года. В 30-е гг. XX века собор закрыли, в нем располагался клуб кустарей.
В 1807 году возводится Параскевинская часовня. Часовня была построена на средства кузнецкого купечества в самом начале XIX века на ярмарочной Кустарной площади, где с 1807 года проводились ярмарки. В 1924 году храм-часовню перестраивали заново.
В 1862-1876 годах строится усердием потомственного почетного гражданина первой гильдии купца Аркадия Журавлева Троицкая церковь. Боковые приделы освящены были 10 августа 1876 года. При храме действовала единственная в городе двухклассная церковно-приходская школа. После 1928 года с церкви сняли колокола и ее закрыли. Через некоторое время храм разрушили.
Еще одна из старинных деревянных церквей города, которая не сохранилась до нашего времени, была посвящена пророку Божию Илии. Построена в 1894-1895 годах вместо бывшей кладбищенской церкви на этом месте. В советские годы в здании церкви располагались разные учреждения. Потом церковь сломали. Кладбище, окружавшее храм, снесено и застроено.
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери является последним храмом, построенным в городе в XIX веке. Построена в 1886-1890 годах на средства соборного церковно-приходского попечительства. Казанская церковь - единственная, которая во всем регионе не закрывалась с момента своего освящения. В годы советской власти у храма появился нижний придел - была углублена подвальная часть здания, чтобы можно было совершать церковные таинства и требы, не вызывая раздражения властей.
Если говорить об истории Церкви ХХ века, в частности о церковной политике советского государства, то нужно заметить, что с 1920-х годов власть начинает проводить мероприятия по вытеснению Русской Православной Церкви из всех сфер жизни общества. В 1920-1930-е годы Церковь переживает трагичный период своей истории.
Происходит массовое закрытие церквей, уничтожение церковных ценностей, сбрасывание колоколов с храмов. К 1930 году в Кузнецке и Кузнецком районе были разрушены почти все храмы и оставались действующими лишь Казанская церковь города Кузнецка и Христорождественская церковь в селе Аблязово.
В 1940-е годы, с началом Великой Отечественной войны руководство страны начинает менять свои планы и происходит частичное возрождение православия, но под контролем государства. Политика советского руководства в отношении религии на всех этапах существования руководствовалась мероприятиями подавления религиозности населения. Начиная с Хрущёвской «оттепели» происходит смягчение в отношении к религии. С 60-х годов создаются институты научного атеизма и появляются Советы по делам религии. В 70-е годы атеисты могли свободно распространять свои убеждения. В отношениях государства и православных религиозных объединений до конца 1980-х гг. были установки советской вероисповедной политики с некоторыми либеральными «вкраплениями», что отчетливо проявлялось на региональном уровне. Но руководство страны нуждалось в поддержке различных социальных групп, в том числе и верующих. В 1990-х годы происходят явные перемены в государственно-церковных отношениях, однако происходило это неровно и можно сказать без четкой концепции, как со стороны властей, так и самой Русской Православной церкви.
В период с 1990-2000 годы происходит возрождение православия и реставрация сохранившихся храмов дореволюционного периода. На начало 2000-х годов в городе остаётся три храма, Вознесенский, Казанский и храм- часовня Параскевы-мученицы. В 1999 году Вознесенская церковь становится главным храмом Кузнецка и Кузнецкого района - собором. С 1999 по 2005 года шло восстановление храма-часовни Параскевы-мученицы. Сейчас возрождённый храм-часовня открыт для прихожан. Если говорить о Преображенском храме Кузнецкого района, то в 90-е годы в храме-музее приступили к реставрационным работам по восстановлению внутреннего облика храма и расчистке фресковой живописи XVIII века. Работали московские реставраторы под руководством А.Олиференко. На сегодняшней день Пребраженский храм села Радищева является одним из самых посещаемых культовых зданий Кузнецкого района, любимое место туристов. Казанский храма города Кузнецка в 1990-е годы продолжал своё развитие (с 1991 года Казанская церковь города Кузнецка является объектом культурного наследия регионального значения). В 2015 году храм отметил 125-летие своего бытия.
Начиная с 2000-х годов в городе Кузнецке строятся два новых храма: Николо-Покровский и Владимирский. Русская православная церковь начинает активно участвовать в жизни горожан, твердо отстаивать свои позиции и продвигать свои интересы. Сохраняя лояльность государству, она акцентирует внимание на формирование в обществе моральных и нравственных ценностей, присущих Православию. В настоящий период, государственно-религиозная политика на региональном уровне до сих пор находится в процессе становления.
Полученные результаты исследования предлагаем использовать при разработке элективного курса «Православные храмы города Кузнецка и Кузнецкого района: история и современность» для 9 класса в общеобразовательных учреждениях. Изучение краеведческого материала в рамках элективного курса через понимание событий, процессов и явлений, происходивших в нашем государстве, безусловно, способствует духовно-нравственному, патриотическому воспитанию учеников, позволяет взглянуть на духовную культуру своего края во взаимосвязи с историей Русской Православной Церкви.
1. Государственный архив Саратовской области (ГАСО)
Ф.Р. 135. Оп. 1. Д. 101, 8081. Фонд Саратовской духовной консистории Святейшего Синода (1732-1899).
Ф.Р. 136. Оп. 1. Д. 12. Фонд Саратовской духовной консистории
Святейшего Синода (1899-1912).
Ф.Р. 410. Оп. 1. Д. 2, 94, 97. Метрические книги церквей Саратовской губернии за 1972 год.
Ф.Р. 8061. Оп. 1. Д. 135. Канцелярия Синода.
2. Государственный архив Пензенской области (ГАПО)
Ф.Р. 2038. Оп. 1. Д. 462, 471, 668, 669. Советская власть и православная церковь.
3. Фонды Кузнецкого краеведческого музея.
Делопроизводственные материалы епархиальных органов
управления
4. Ведомость по церковно-приходским школам // Саратовские епархиальные ведомости - Саратов, 1886. - №9. - 93 с.
5. Краткие сведения о церквах Саратовской Епархии, существующих при них причтах и прихожанах // Саратовские епархиальные ведомости. - Саратов, 1896. - №8. - 305 с.
6. Отчет Саратовского Епархиального Училищного Совета о церковно-приходских школах в Саратовской Епархии за 1885-1886 учебный год // Саратовские епархиальные ведомости. - Саратов, 1887. - №13. - 396 с.
7. Отчёт Саратовского Епархиального Училищного Совета о церковно-приходских школах в Саратовской Епархии за время с ноября 1884 по ноябрь 1885 года // Саратовские епархиальные ведомости. - Саратов, 1886. - №2. - 67 с.
8. Отчет Саратовского Епархиального Училищного Совета о церковно-приходских школах в Саратовской Епархии за 1888-1889 учебный год // Саратовские епархиальные ведомости. - Саратов, 1887. - №9. - 89 с.
Периодические издания
9. Кузнецкий рабочий. - Кузнецк: Учред.: - МУП "Кузнецкий рабочий, 2004, 2017.
10. Любимая газета. - Кузнецк: Учред.: - автономная некоммерческая организация "Любимая газета", 2015.
II. Литература
Монографии, статьи, сборники по теме исследования
11. Белохвостиков Е.П. Столыпин в Пензенском крае. / Е.П. Белохвостиков // Улица Московская. - Пенза, 2008. - № 46. - С. 15.
12. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в 1927-1943 гг. / О.Ю. Васильева // Вопросы истории: Ежемесячный журнал. - М., 1994. - №4. - С. 35-46.
13. Введенский А.И. Церковь и государство. Очерк взаимоотношений Церкви и государства в России 1918-1922 гг. / А.И. Введенский. - М. : Центрополиграф, 1923. - 252 с.
14. Гидулянов О.Ю. Церковные колокола на службе магии царизма / О.Ю. Гидулянов. - М. : Наука, 1929. - 97 с.
15. Головатенко А. История церкви на уроках в общеобразовательной школе / А. Головатенко // История. - М., 1996. - №35. - 84 с.
16. Гриб М.В. Храмы города Кузнецка / М.В. Гриб // Пензенские епархиальные ведомости. - Пенза: Пензенская епархия, 1999. - №2. - 66 с.
17. Дворжанский А.И. Пензенский временник любитель старины / А.И. Дворжанский. - Пенза: Издательско-полиграфический комплекс «Пензенская правда», 2000. - 87 с.
18. Коротков В.Е. В память о Кузнецких храмах / В.Е. Коротков. - Пенза, 1974. - 78 с.
19. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе / В.А. Куроедов / В.А. Куроедов. - 2-е изд., доп. М. : Политиздат, 1984. - 256 с.
20. Клестов И. Материалы для истории города / И. Клестов. - Кузнецк: «Весь Кузнецк», 1997. - 98 с.
21. Кураев А. Церковь в мире людей / А. Кураев. - М. : Наука, 2009. - 89 с.
22. Козлов Ф.Н. Закрытие церквей как элемент государственной антирелигиозной политики в конце 1920-х - начале 1930-х годов / Ф.Н. Козлов // Вестник Чувашского университета. - М. : Знание, 2014. - №1. - С. 32.
23. Никонов С.В. «Что имеем, не храним» / С.В. Никонов. - Кузнецк: Вече, 1992. - 29 с.
24. Никонов С.В. Покровский собор / С.В. Никонов. - Кузнецк: Вече,
1993. - 65 с.
25. Никонов С.В. Никольская церковь / С.В. Никонов. - Кузнецк: Вече,
1993. - 23 с.
26. Никонов С.В. Троицкая церковь / С.В. Никонов. - Кузнецк: Вече,
1994. - 27 с.
27. Никонов С.В. Вознесенская церковь / С.В. Никонов. - Кузнецк: Вече, 1995. - 38 с.
28. Никонов С.В. Образ Богородицы над родником / С.В. Никонов. - Кузнецк: Вече, 1996. - 18 с.
29. Никонов С.В. Исчезнувшая красота / С.В. Никонов. - Кузнецк: Вече, 1993. - 37 с.
30. Никонов С.В. Над вечным покоем / С.В. Никонов. - Кузнецк: Вече, 1996. - 52 с.
31. Перфильева А.Л. Историческая записка / А.Л. Перфильев. - Кузнецк, 1979. - 89 с.
32. Позин Я.С. Кузнецк. Города Пензенской области / Я.С. Позин. - Саратов: Мысль, 1979. - 245 с.
33. Сборник «Весь Кузнецк» // Издание кузнецкого кружка краеведения. - Кузнецк, 1927. - №7. - 85 с.
34. Сосновских Е. Г. Трансформация государственно-конфессиональных отношений в 1985 - 1997 гг. / Е.Г. Сосновских. - Челябинск: Вече, 2014. - 79 с.
35. Савин О. М. Государственный музей А. Н. Радищева / О.М. Савин. - Пенза: ГУМНИЦ, 1994. - 256 с.
36. Цодикович В.К. Церковь «Рождества Христова» в Нижнем Аблязове / В.К. Цодикович. - Ульяновск: Искусство, 2012. - 181 с.
37. Целовальникова И.И., Ильязова Р.В. Реализация нормативно-правовых актов в сфере антирелигиозной политики в СССР в конце 1920-х - 1930 гг. / И.И. Целовальникова, Р.В. Ильязова // Власть. - М., 2015. - №1. - С. 112-117.
38. Цыпин В.И. История Русской Православной Церкви. 1917 - 1990 гг. / В.И. Цыпин. - М. : Издательский дом «Хроника», 1994. - 255 с.
39. Шилова В.А. Бесценная реликвия / В.А. Шилова // «Гордость России». - М. : Искусство, 2017. - С. 71-78.
Диссертации и авторефераты
40. Нестор (Люберанский), епископ Кузнецкий и Никольский. Православие в Кузнецке. Опыт церковно-исторического исследования (конец XVII - начало XX веков): дисс. ... магистр. богосл. - Дзержинский, 2016. - 98 с.
41. Солнцев Н.И. Труды русских историков церкви в отечественной историографии XVIII - XIX вв.: дис. д-ра ист. наук. - Нижний Новгород, 2009. - 95 с.