Введение 3
Глава 1. Возрастно-физиологические, психолого-педагогические
и современные представления о методике координационных способностей младших школьников 7
1.1 Анатомо-физиологическая характеристика детей
младшего школьного возраста 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего школьного возраста 11
1.3 Особенности методики физического воспитания детей
младшего школьного возраста 14
1.4 Координационные способности и методические
основы их воспитания у младших школьников 20
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 33
Глава 3. Методика развития координационных способностей и анализ
полученных результатов исследования 34
3.1 Виды и методы координационных способностей 34
3.2 Методика развития координационных способностей 35
3.3 Анализ результатов исследования 38
Выводы 40
Практические рекомендации 41
Библиографический список 42
Приложение 46
Актуальность. В настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.(29)
Двигательную сферу школьника образуют физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, которыми он владеет.
Развитие физических качеств, способствует целенаправленному воздействию на комплекс естественных свойств организма детей, оказывает значительное воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья.
Координационные способности имеют важное значение в обогащении двигательного опыта учащихся. Чем большим объемом двигательных навыков владеет учащийся, тем выше уровень его ловкости, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями. Показателями ловкости является координационная сложность движений, точность и время их выполнения, которые главным образом связаны с ориентировкой в пространстве и тонкой моторикой.
Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.
Что же касается самого определения «координация движений», то содержание этого понятия более многообразно, чем буквальный перевод с латинского. В настоящее время существует большое количество определений координации движений. Все они, в той или иной степени, подчеркивают какие - то отдельные аспекты этого сложного явления (физиологический,биомеханический,нейрофизиологический,кибернетический).
Еще в 1946 году в книге «Физиология человека» крупнейший и авторитетнейший отечественный ученый в области биомеханики человека, физиологии активности и теории управления движениями Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы».
Это определение и по сей день является одним из наиболее распространенных и общепризнанных. По мнению Н.А. Бернштейна (1947, 1991), главной трудностью управления двигательного аппарата является преодоление избыточных степеней свободы. Как известно, по подсчету О. Фишера (1906), с учетом возможных перемещений между туловищем, головой и конечностями в человеческом теле находится не менее 107 степеней свободы (возможных основных направлений движений). Например, только руки и ноги имеют по 30 степеней свободы. Поэтому основная задача, которую должен решить человек при координации движений, — исключение избыточных степеней свободы.
К основным трудностям при управлении двигательным аппаратом обычно относят:
1. Необходимость распределения внимания между движениями во многих суставах и звеньях тела и необходимость стройно согласовывать все их между собой.
2. Преодоление большого количества степеней свободы, которые присущи человеческому телу.
3. Упругая податливость мышц (Н.А. Бернштейн, 1991).
Ю.Ф. Курамшин указывает, что «...координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции».
Целенаправленному развитию координационных способностей должно уделяться значительное внимание в процессе физического воспитания школьников. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от проявления свойств нервной системы, и особенно сенсорных систем человека[28].
Физическое воспитание детей не должно сводиться к мускульной деятельности, как это традиционно культивировалось в практике общеобразовательных школ. Двигательная активность в физическом воспитании является основой для других видов учебно-воспитательной работы. Многое можно постичь в движении, в двигательной игровой деятельности. Применение игровых средств позволяет учащимся постичь «школу эмоций», смоделировать ряд межличностных отношений, способствует существенному повышению эмоционального фона занятий[22].
Объект исследования: дети 9-10 лет занимающиеся в секции общей физической подготовки.
Предмет исследования: развитие координационных способностей детей в секции по общей физической подготовке.
Цель нашего исследования - изучить влияние использования подвижных игр на занятиях в секции Общей Физической Подготовки на уровень развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Анализ литературных источников по данной проблеме.
2. Разработать методику развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.
3. Проверить эффективность предложенной методики.
4. Определить показатели развития координационных способностей у детей экспериментальной и контрольной групп.
Перед тем, как организовать исследование, мы выдвинули гипотезу о том, что уровень развития координационных способностей учащихся начальных классов можно повысить, применяя подвижные игры.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней определены особенности организации и проведения подвижных игр координационной направленности и закономерности повышения показателей координационных способностей при их проведении.
Практическая значимость нашей работы характеризуется тем, что предложенная в ней методика развития координационных способностей может широко использоваться учителями физической культуры в их педагогической деятельности.
1. Уровень развития координационных способностей у младших школьников, занимающихся в секции общефизической подготовки, выше, чем у детей контрольной группы.
2. Динамика улучшения показателей координационных способностей в экспериментальной группе выражена в более высоких результатах:
• Показатели развития способности к комплексной реакции у детей экспериментальной группы стали значительно выше к концу эксперимента - 35,8, чем в контрольной группе.
• Показатели развития динамического равновесия у детей экспериментальной группы были выше к концу эксперимента на 14,1%, чем в контрольной группе.
• Показатели развития статического равновесия у детей экспериментальной группы к концу эксперимента стали выше на 10,5%, чем в контрольной группе.
• По показателям развития способности к согласованию движений дети экспериментальной группы к концу эксперимента на 8,1% превосходили учащихся контрольной группы.
3. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной нами методики развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - с. 144.
2. Ашмарин Б.А. «Теория и методика физического воспитания»
3. Бекузарова Н.В. Привычка культурного поведения как один из признаков организованности младших школьников / Научный ежегодник КГПУ. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001. Вып.2.Т.1. - с.194-195.
4. Богданова Г.П. «Физическая культура в школе»
5. Большенков В.Г., Нарбаев Р.Д. Подвижные игры с мячом. №3 с.25. / Журнал —Физическая культура в школе”. 1995 г.
6. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры - Издание 5-е переработка и дополнение. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -224 с.
7. Волохитина М.И. Очерки психологии младших школьников. - М.: АПН РСФСР, 1959. - с.214.
8. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека (Возрастные особенности с основами школьной гигиены). Изд. 2-е, перераб. и доп. Учебное пособие для пед. ин-тов. М., —Высшая школа”, 1974.
9. Григорьев О.А. Для развития координационных способностей./ —Физическая культура в школе”, №6 с.46, 2001 г.
10. Гуревич Н.М. Индивидуально-психологические особенности
школьников. - М.: Знание, 1988. -с.79.
11. Долотина О.П. Игровые уроки в 1 классе. №3 с.21, №6 с.12. / —Физическая культура в школе”. 1997 г.
12. Журов М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Издательский центр —Академия”, 2002. - 160 с.
13. Коджаспиров Ю.Г. Игровая рационализация уроков. №7 с.32, №8 с.28. / Журнал —Физическая культура в школе”. 2000 г.
14. Кофман Л.Б. «Настольная книга учителя физической культуры»
15. Куперина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека: Учебник для фак. пед. ин-тов. - 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1979. - 304 с.
16. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977. - с.224.
17. Лях В.И. Координационные способности школьников. №4 с.6, №5 с.3 / Журнал —Физическая культура в школе”. 2000 г.
18. Лях В.И. « Развивая координационные способности». 1-4 классы. №10 с.18. / Журнал —Физическая культура в школе”. 1991 г.
19. Лях В.И. Развивать координационные способности. №5 с.32. / Журнал —Физическая культура в школе”. 1996 г.
20. Лях В.И. Совершенствование специальных координационных возможностей. №2 с.7. / Журнал —Физическая культура в школе”. 2001 г.
21. Лях В.И. Циклические упражнения в развитии координационных способностей младших школьников. №9 с.20. / Журнал —Физическая культура в школе”. 1990 г.
22. Макарова О.С. Спортивно-игровые проекты для 3 класса. №4 с.7. / Журнал —Физическая культура в школе”. 2001 г.
23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. -543 с.
24. Мир детства: Младший школьник / под редакцией А.Г. Хрипковой. - 2-е издание. - М.: Педагогика,1988. - с.272: ил.
25.Образно-методические лекции по педагогике, психологии,физиологии.
27. Петришина О.Л., Попова Е.П. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста. - М.: —Просвещение”, 1979.
28. Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: Тезисы докладов Всерос. научн.-практ. конф. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004г.
29. Программа физического воспитания учащихся I-IV классов.
30. Рунцов Б.С. Подвижные игры на уроках в малокомплектованной школе. №1 с.22. / Журнал —Физическая культура в школе”. 1991 г.
31. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - с.608: ил.
32. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры. Под общей редакцией Л.П. Матвеева и А.Д Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). М., ”Физкультура и спорт”, 1979.
33. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1989 гг./ под редакцией И.И. Ильмова, В.Я. Ляудис. - М.: Издательство московского университета,1981. - с.304.
34. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2000.
35. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры М, 2003г.
36. Ростовцев Д.Е. Подготовка горнолыжника. М., Физкультура и спорт 1987
37. Салманов Г.Д. Уроки горных лыж. - М.. Физкультура и спорт., 1983
39.Матвеев А.П., Новиков А.Д. Общие основы теории и методики спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
40. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
41.Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) // Под общей ред. А.В.Карасева. -М.: Лептос, 1994. - 368с.
42.24. Зацировский Н.В. Спортивная метрология. Учебное пособие для институтов. 1988
43. Зимкин Н.В. Физиология человека / М., Физкультура и спорт 1970г.
44. Зырянов В.А., Ремизов Л.П. Техника горнолыжного спорта. М., Физкультура и спорт 1968г.
45. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. — М.: «Физкультура и спорт», 1987 - 256 с.
46. Фомин Н.П., Вавилов Ю.Н. Физические основы двигательной активностью М., Физкультура и спорт 1991г.
47. Филин В.П. Проблема управления подготовкой юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1978. - №4.
48. Ялакас С.И. Школа горнолыжника - М., Физкультура и спорт, 1973г»