Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Работа №158627

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы92
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ
ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Клинико-педагогическая характеристика младших школьников с
дизартрией 8
1.2. Формирование письма в онтогенезе 14
1.3. Особенности письма у младших школьников с дизартрией 20
1.4. Методические рекомендации для проведения анализа письма у
младших школьников с дизартрией 25
ГЛАВА НАСЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Организация, содержание обследования письма младших школьников
с дизартрией 32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
ГЛАВА 111.ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
3.1. Теоретическое обоснование логопедической работы по коррекции
письма младших школьников с дизартрией 50
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушения письма
у младших школьников с дизартрией 54
3.3. Анализ полученных данных 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84


В современном мире сохраняется проблема развития речи у детей. Ее нарушения негативно сказываются на развитии ребенка в целом, а также влияет на различные умственные процессы по отдельности. Ребенку с нарушением речи сложнее найти общий язык с окружающими его сверстниками и взрослыми людьми, поскольку в силу своего недомогания он просто не может подобрать фразы и слова. Таким образом, данное проявление становится препятствием в становлении личности человека, ухудшает его психологическое состояние, понижает собственную самооценку.
Дизартрия является одной из самых распространенных форм речевого нарушения, это «расстройство произносительной стороны речи, при которой страдает просодическая сторона звукового потока, фонетическая окраска звуков или неправильная реализация фонемных сигнальных признаков звукового строя речи (пропуски, замены звуков)». В области мозговой активности у ребенка с дизартрией возникают специфические трудности по определению существенных причинно-следственных связей, что может отражаться на искажении развития общей схемы речевого высказывания, которые могут усиливаться за счет недостаточного подбора нужных лексических единиц. От этого страдают функции речедвигательного анализатора, что приводит непосредственно к нарушению фонематического слуха.
В младшем школьном возрасте дети с дизартрией испытывают многочисленные проблемы на письме, поскольку данный процесс затрагивает многие компоненты умственной активности. Ученики начальной школы с дизартрией достаточно часто допускают устойчивые ошибки в письме. Объясняется этот факт недоразвитием общей и мелкой моторики, что напрямую отражается на каллиграфии. Данные нарушения могут напрямую привести к подменам букв на письме, их пропускам, специфике познавательной и эмоциональной деятельности, пространственной ориентации - все это определяет низкую готовность дошкольника к процессу обучения, особенно к освоению письмом, что может непосредственно привести к дальнейшим устойчивым ошибкам.
Устойчивые ошибки на письме при дизартрии изучается достаточно давно как в теории, так и на практике в нашей стране и за рубежом. Многочисленные исследования показали, что при данном речевом нарушении ошибки на письме специфичны и вовсе не зависят от освоения правил орфографии, с пропусками школьных занятий или интеллектуальными особенностями и характерны своим постоянством.
Такие известные ученые, неврологи, нейропсихологии, педагоги, психиатры как: Е.Н. Винарская, Н.С. Жукова, О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, И.Н. Садовникова и другие в своих научных трудах глубоко освещают тему нарушения письма у детей с дизартрией. Многие из них пришли к единому мнению, что дизартрия возникает в сочетании с неврологическими, психологическими и нейропсихическими отклонениями.
Актуальность исследования обусловлена тем, что нарушение письма на сегодняшний день считается одним из более общеизвестных явлений нарушения речи у младших школьников с дизартрией. При дизартрии происходит сбой функционирования систем, взаимодействующих напрямую с речевыми компонентами. Замедляется процесс связующих элементов между слуховым восприятием и кинестетическим. У детей с дизартрией нарушается связь нервной системы с речевым аппаратом, вследствие чего возникает нарушение артикуляционной моторики, речевые нарушения, искажается фонематическое восприятие и слух. Все это необратимо сказывается на ухудшении письма.
Объект исследования - письмо младших школьников с дизартрией.
Предмет исследования - логопедическая работа, направленная на коррекцию ошибок на письме у младших школьников с дизартрией
Цель исследования - на основе полученных теоретических знаний и данных проведенного эксперимента определить содержание коррекционной логопедической работы по минимизации и устранению ошибок на письме детей младшего школьного возраста с дизартрией...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить, что одним из наиболее часто встречаемых признаков дизартрии является нарушения письма. Обусловлен данный факт тем, что у детей с дизартрией зачастую нарушены многие процессы головного мозга, отвечающие за общую и мелкую моторику, фонематические процессы, пространственная ориентация.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена изучению теоретического вопроса проблемы нарушения письма у младших школьников с дизартрией. Рассмотрена клинико-педагогическая характеристика детей данного возраста. Такие дети метеозависимы, легкораздражимы, тревожны, беспокойны, упрямы, непослушны, для них характерна частая смена настроения. При физических нагрузках или утомлении от занятий беспокойство может увеличиваться. Ребенок может впадать в истерики: лежать на полу, кричать, тем самым привлекая к себе внимание окружающих. Некоторая группа детей, наоборот, отличаются пугливостью, заторможенностью, плохо приспосабливаются к новой обстановке, людям, коллективу, стараются избегать ситуаций, приносящих им переживания и негативные эмоции.
Рассмотрен процесс формирования письма в онтогенезе, специфика нарушений письма у школьников при дизартрии. Данные ошибки зачастую встречаются на уровне буквы и слога (пропуски букв, их перемещение, добавление лишних, путаница букв по кинестетическому признаку), на уровне слова (нарушения в написании самих слов, их разделение или наоборот, слитное написание), на уровне словосочетания и предложения (ошибки в определении границ предложений, присутствуют частые аграмматизмы). Данные ошибки в одиночном варианте встречаются не часто. Чаще всего происходит смешение ошибок. При этом у учеников с дизартрией наблюдается малоразборчивый почерк, медленная скорость письма, затрудненная автоматизации графических навыков.
Вторая глава исследования посвящена организации констатирующего эксперимента по выявлению нарушения письма у младших школьников с дизартрией. Констатирующий эксперимент проводился на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 города Кузнецка, в котором участвовало 10 детей в возрасте 8-9 лет (3 класс), 7девочек и 3 мальчика с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи, обусловленным дизартрическими нарушениями. Обследование проводилось по методике О.Б. Иншаковой в несколько этапов: сначала проводится слуховой диктант, затем ребенку предлагается провести самостоятельное списывание с печатного текста и рукописного, и, наконец, организация самостоятельного письма...


1. Архипова, Е. Ф.Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2019. - 319 с.
2. Беккер, К.П. Логопедия / К.П. Беккер, М. Совак. - М.: Академия, 2021. - 156с.
3. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с.
4. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 45 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М.: 1982. - 352 с.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М.: 1961. - 320 с.
7. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у
младших школьников. // Начальная школа. - 2021. - № 11. - С. 41-46.
8. Зайцева, Л. А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации / Л. А. Зайцева. - М.: НМ Центр, 1994. - 20 с.
9. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова.- М.: ВЛАДОС, 2011.- 279 с.
10. Калягин, В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А.Калягин, Т. С. Овчинникова. - М.: Академия, 2019. - 320 с.
11. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов / В. А. Киселева. - М.: Школьная пресса, 2017. - 48 с.
12. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей / А. Н. Корнев. - СПб.: 1995. - 224 с.
13. Лалаева, Р. И. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р. И. Лалаева, И. В. Прищепова. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с.
14. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: 2001. - 224 с.
15. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М.: 1968. - 369 с...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ