Введение 3
Глава I. Теоретические основы нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием дошкольного возраста
1.1. Понятие темпо-ритмической организации речи 5
1.2. Заикание как нарушение темпо-ритмической стороны речи 9
1.3. Клинико-педагогическая характеристика детей с заиканием 11
Глава II. Изучение особенности темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием
2.1. Организация, содержание обследования темпо-ритмической организации у детей с заиканием
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 24
Глава III. Развитие темпо-ритмической стороны речи дошкольников с заиканием
3.1. Цель, задачи, организация логопедической работы 28
3.2. Формирование темпо-ритмических аспектов речи у заикающихся
дошкольников 29
3.3. Контрольный эксперимент 34
Заключение 39
Список литературы 41
Формирование правильной устной речи для дошкольников является неотъемлемой частью речевого развития. В последнее время отмечается рост числа детей с различными вариантами нарушений речевого развития. Проблема заикания требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенетического развития, так как у детей с заиканием имеются несформированность фонетической, просодической сторон речи. Просодическая сторона речи была изучена О.А. Бохан, Н.А. Рычковой, Г.Р. Шашкиной и многими другими. На сегодняшний день причины развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов в различных областях (логопедов, невропатологов, психологов и других). Именно поэтому эта проблема актуальна и сегодня.
Таким образом, объектом исследования является состояние темпо-ритмической стороны речи у заикающихся детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - игры, задания, упражнения на логопедических занятиях, направленных на преодоление нарушений темпо - ритмической стороны речи без формирования особенностей у заикающихся дошкольников.
Цель изучения - преодоление нарушений темпо-ритмической стороны речи в процессе коррекционной работы дошкольников с заиканием.
Задачи работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую
специальную литературу по данной проблеме;
2. Изучить состояние темпо-ритмической стороны речи заикающихся дошкольников с помощью подобранной диагностической методики.
3. Подобрать упражнения на ритмизацию движений и провести обучающий эксперимент.
Изучение организовано на базе старшей логопедической группы МБОУ НОШ ДС р.п. Чаадаевка Городищенского р-на.
Гипотеза: 1. У заикающихся дошкольников нарушена темпо-ритмическая сторона речи, а именно: восприятие и передача ритмов, сопоставление движений под заданный ритм, восприятие темпа.
2. Использование упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, голосоподачи, темпа и ритмизации общих движений и органов артикуляции будет способствовать преодолению выявленных нарушений.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе учителя - логопеда как в дошкольных, так и в школьных образовательных организациях.
После анализа изученной литературы можно прийти к выводу, что проблема заикания, а в нашем случае именно нарушения темпо -ритмической стороны речи судорожного характера на сегодня все также остается актуальна. Очень важно понимать, что необходима коррекционная работа не только дефекта, а личности в целом, так как чем старше становится ребенок, тем сильнее усугубляется сам дефект.
В работе мы рассмотрели нарушения темпо-ритмической стороны речи судорожного характера, т.е. заикание и сделали вывод, что заикание - сложное речевое расстройство. В первой главе рассмотрены виды и причины возникновения заикания, и можно сделать вывод о том, что родителям необходимо тщательно относиться к развитию своих детей, так как они, сами не замечая, могут быть причиной появления данной патологии.
В ходе данной работы была изучена темпо-ритмическая сторона речи заикающихся дошкольников, в результате которой можно сделать вывод - правильная организация речевой среды, совмещение речевой деятельности с музыкальными и другими опорами способствует нормализации изучаемого аспекта речи судорожного характера.
Преодоление нарушений просодики предполагает воспитание спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования, ритмически упорядоченной речи. Логопедическая работа подтверждает, что развитие чувства ритма у детей с нарушениями речи оказывает мощное корригирующее воздействие, т.е. формирование чувства ритма оказывает коррекционно-развивающее влияние на различные виды деятельности и эмоциональное состояние ребенка. Одно из важнейших воздействий - развитие координации между дыханием и голосом, звуком, словом и фразой. Ритм дает возможность человеку непроизвольно реализовать правильное согласование общих и речевых движений.
Основной задачей логопедической работы для заикающихся является нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Нормализация двигательной сферы способствует критическому отношению к собственным движениям и к речи, воспитывает чувство уверенности в своих силах, снимает эмоционально-стрессовое напряжение в общении, формирует устойчивость к сложной эмоциональной ситуации.
Комплексная, системная, поэтапная работа по преодолению заикания на логопедических занятиях будет способствовать улучшению темпо¬ритмической организации речи дошкольников и совершенствованию собственной речи в целом, что доказывает выдвинутую нами гипотезу.
1. Абелева, И. Ю. Психологический аспект заикания: автореф. дис. канд. пед. наук / И. Ю. Абелева, - М., 1976.
2. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е,Э. Артемова, - М., 2008.
3. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи / Л.З. Арутюнян, - М., 1993.
4. Асатиани, Н.М. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием / Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова // Дефектология. - 2011. - №1. - С.24-27.
5. Бахматова, З.Н. Плавно, медленно, красиво... Система работы по устранению заикания у старших дошкольников и младших школьников/ З.Н. Бахматова, - М., 2010.
6. Беккер, К.П. Заикание / К.П. Беккер, Власова Н.А. - М., 2015.
7. Белякова, Л.И. Заикание. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, - 2-е изд., испр. - М., 2012.
8. Богомолова, А.И. Устранение заикания у детей и подростков / А.И. Богомолова - М., 2013.
9. Борисова, Е.А. Педагогическая технология коррекции заикания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.А. Борисова, Екатеринбург, 2010.
10. Бохан, О.А. Звуки и интонация русской речи / О.А. Бохан - М., 1981.
11. Буянов, М.И. Заикание у подростков. Книга для логопеда. Из опыта работы / Сост. М.И. Буянов - М.,1989.
12. Визель, Т.Г. Коррекция заикания у детей / Т.Г. Визель - М., 2012.
13. Власова, Н.А. Заикание/ Н.А. Власова, К.П. Беккер - М., 2013.
14. Власова, Н.А. О заикании детей дошкольного возраста /
Н.А.Власова// Педиатрия - 2014. - №7. - С.7-11.
15. Власова, Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских домов / H.A. Власова // Логопедия : заикание. Хрестоматия; сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М., 2003.
16. Власова, Т.А. Фонетическая ритмика / Т.А. Власова - М., 1996.
17. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова - М., 2002.
18. Волкова, Г.А. Личностно-психологический аспект в изучении и устранении заикания: программа спецкурса / Г.А. Волкова - СПб., 1993.
19. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников / Г.А. Волкова - М., 2013.
20. Волкова, Г. А. Заикание и дизонтогенез / Г.А. Волкова // Методы изучения и преодоления речевых расстройств : межвуз. сб. науч. тр. ; под ред. Г. А. Волковой. - СПб., 1994.
21. Воронова, А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие / А.Е. Воронова - М., 2010.
22. Ворошилова, Е.В. Коррекция заикания у дошкольников / Е.В. Ворошилова - М., 2012.
23. Выгодская, И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре /
И.Г. Выгодская - М., 2017.
24. Гавришева, Л.Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры / Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева - Изд-во, СПб., 2007.
25. Дьякова, Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся / Е. А. Дьякова // Логопедия. Заикание. Хрестоматия : учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений ; сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М., 2003.
26. Емельянова, Л.Ф. Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией / Л.Ф. Емельянова // Школьный логопед - 2004. - №2. - С.13-16.
27. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин [Электронный ресурс]. -http://pedlib.rU/Books/3/0086/3 0086-1.shtml
28. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм / Г.Н. Иванова-Лукьянова - учебное пособие. 4-е издание. - М., 2002.
29. Исагулиев, П.И. Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания / П.И. Исагулиев, М.В. Секачев - НИИ школьных технологий, 2009.
30. Казбанова, Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания / Е.С. Казбанова // Логопед - 2005. - №6. - С.21-25.
31. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду / М.Ю. Картушина, - М., 2003.
32. Ковшиков, В.А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах. Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей / В.А. Ковшиков - Л., 1976.
33. Копачевская, Л.А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями // Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Л.А. Копачевская, Е.Ф. Лаврова - 2003.
34. Куршев, В. А. Заикание / В. А. Куршев - М. : Медицина, 1994.
35. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / О.И. Лазаренко М., 2009.
36. Ларина, Е.А. К вопросу о периодизации развития интонационной системы языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А.Ларина // журнал «Коррекционная педагогика» 2009. - №4. - С.5-7.
37. Левина, Р.Е. Преодоление заикания у дошкольников / Р.Е. Левина - М., 2009.
38. Леонова, С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Леонова. - М., 2004.
39. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, - М., 1998
40. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова Учебное пособие. - СПб., 2006.
41. Лохов, М.И. Если у ребенка заикание... / М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко - СПб., 2011.
42. Меньшикова, С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей/ С.В. Меньшикова - Казань, 2011.
43. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических
занятиях [Электронный ресурс]. - http:ZZpedlib.ru/BooksZ1Z0132/1 0132-
1.shtml
44. Миссуловин, Л.Я. Заикание и его устранение. Z Л.Я. Миссуловин, СПб., 2013.
45. Оганесян, Е.В. Логопедическая ритмика: для занятий с заикающимися подростками и взрослыми / Е. В. Оганесян; - М., 1998.
46. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах / И.А. Поварова- 3-е изд. - М., 2012.
47. Поварова, И.А. Заикание / И.А. Поварова - СПб., 2005.
48. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. / Н.А. Рычкова - М., 2014.
49. Садовникова, Е. Н. Личностно-коммуникативные особенности заикающихся детей старшего дошкольного возраста / Е. Н. Садовникова // Логопед. - 2004. - № 5. - С. 14-16.
50. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш.учебн. заведений / В.И. Селиверстов - М., 2011.
51. Сикорский, И.А. Заикание / И.А. Сикорский - М., 2008.
52. Сикорский И. А. О заикании. Хрестоматия по логопедии: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова - М., 1997
53. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия / Т. А. Ткаченко - М.,2008.
54. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного
звукопроизношения [Электронный ресурс]. -
http://pedlib.ru/Books/1/0460/1 0460-1.shtml
55. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев - М., 2002.
56. Чевелева, Н. А. Заикание у детей / Н. А. Чевелева // Логопедия. Заикание. Хрестоматия : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений ; сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М., 2003.
57. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина - М., 2003.
58. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с
нарушениями речи [Электронный ресурс]. -
https:// studfile.net/preview/5781153/
59. Шевцова, Е.Е. Технология формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина - М., 2009.