КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
1.1. Характеристика детского церебрального паралича 6
1.2. Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным
параличом 10
1.3. Логопедическая работа с детьми с детским церебральным
параличом 14
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1. Цель, задачи, методика констатирующего исследования 22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1. Задачи и содержание экспериментального обучения 36
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи 39
3.3. Результаты контрольного эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
1.1. Характеристика детского церебрального паралича 6
1.2. Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным
параличом 10
1.3. Логопедическая работа с детьми с детским церебральным
параличом 14
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1. Цель, задачи, методика констатирующего исследования 22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1. Задачи и содержание экспериментального обучения 36
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи 39
3.3. Результаты контрольного эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Детский церебральный паралич - разнообразная патология, она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им. Актуальность развития системы специального образования дошкольников с детским церебральным параличом определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью восстребованности данной системы.
По зарубежным данным, в 50-х годах распространенность ДЦП варьировалась от 1-го в Англии до 4-х в США на 1000 школьников. В 1999 году К.А. Семенова привела такие данные о распространенности ДЦП в России: в 1962 году - 0,4 на 1000 детского населения, в 1999 году - 1,72 на 1000, в 2000-15 годах - 5,6-8,9 на 1000 [17].
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей с детским церебральным параличом проявляется в различных формах дизартрий.
Особенностью нарушений звуко-произносительной стороны речи при дизартрии является то, что при всех вида активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства.
Нарушение артикуляционной моторики при детском церебральном параличе не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывают нарушения фонематического восприятия. Это вызывает у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения звуко - слоговой структуры слова.
В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
• Недостаточное различение и затруднение в анализе только
нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
• Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
• При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок не «слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.
Однако не у всех детей трудности в овладении звуковым составом слов лишь с дефектно произносимыми звуками. И, наконец, в более редких случаях у детей может не отмечаться выраженных трудностей звукового анализа слов даже с дефектно произносимыми звуками. Это определяет необходимость дифференциального подхода при коррекции фонетико¬фонематических нарушений у детей.
Все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, направленных на развитие артикуляционных навыков, фонематического анализа и синтеза.
Цель нашей работы - изучение нарушения фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников и определение путей коррекции данных нарушений у детей с церебральным параличом.
Гипотеза. Мы предполагаем, что специально подобранная система упражнений и приемов поможет скорректировать нарушения фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с церебральным параличом.
Объект нашего исследования - фонетико-фонематическая сторона речи детей дошкольного возраста с церебральным параличом.
Предмет нашего исследования - приемы коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей с церебральным параличом на логопедических занятиях.
Для подтверждения гипотезы и достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать состояние фонетико-фонематической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. В ходе констатирующего эксперимента изучить нарушения фонетико-фонематической стороны речи у детей с церебральным параличом и проанализировать результаты.
3. Выявить особенности логопедической работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
4. Проанализировать результаты проведённого коррекционного обучения по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
В своей работе мы использовали следующие методы:
1. Теоретический - анализ литературы по теме;
2. Социолого-педагогический - изучение личных дел, медицинской документации, изучение опыта логопедов практиков;
3. Экспериментальный - проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;
4. Статистический - количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе проведения экспериментов.
По зарубежным данным, в 50-х годах распространенность ДЦП варьировалась от 1-го в Англии до 4-х в США на 1000 школьников. В 1999 году К.А. Семенова привела такие данные о распространенности ДЦП в России: в 1962 году - 0,4 на 1000 детского населения, в 1999 году - 1,72 на 1000, в 2000-15 годах - 5,6-8,9 на 1000 [17].
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей с детским церебральным параличом проявляется в различных формах дизартрий.
Особенностью нарушений звуко-произносительной стороны речи при дизартрии является то, что при всех вида активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства.
Нарушение артикуляционной моторики при детском церебральном параличе не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывают нарушения фонематического восприятия. Это вызывает у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения звуко - слоговой структуры слова.
В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
• Недостаточное различение и затруднение в анализе только
нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
• Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
• При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок не «слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.
Однако не у всех детей трудности в овладении звуковым составом слов лишь с дефектно произносимыми звуками. И, наконец, в более редких случаях у детей может не отмечаться выраженных трудностей звукового анализа слов даже с дефектно произносимыми звуками. Это определяет необходимость дифференциального подхода при коррекции фонетико¬фонематических нарушений у детей.
Все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, направленных на развитие артикуляционных навыков, фонематического анализа и синтеза.
Цель нашей работы - изучение нарушения фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников и определение путей коррекции данных нарушений у детей с церебральным параличом.
Гипотеза. Мы предполагаем, что специально подобранная система упражнений и приемов поможет скорректировать нарушения фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с церебральным параличом.
Объект нашего исследования - фонетико-фонематическая сторона речи детей дошкольного возраста с церебральным параличом.
Предмет нашего исследования - приемы коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей с церебральным параличом на логопедических занятиях.
Для подтверждения гипотезы и достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать состояние фонетико-фонематической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. В ходе констатирующего эксперимента изучить нарушения фонетико-фонематической стороны речи у детей с церебральным параличом и проанализировать результаты.
3. Выявить особенности логопедической работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
4. Проанализировать результаты проведённого коррекционного обучения по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
В своей работе мы использовали следующие методы:
1. Теоретический - анализ литературы по теме;
2. Социолого-педагогический - изучение личных дел, медицинской документации, изучение опыта логопедов практиков;
3. Экспериментальный - проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;
4. Статистический - количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе проведения экспериментов.
Данная работа посвящена исследованию формирования моторных и фонетико-фонематических функций у дошкольников с детским церебральным параличом.
В первой главе представлены данные литературы по проблеме исследования. В частности, состояние двигательной сферы, речевые нарушения детей с церебральным параличом, описаны зарубежные и отечественные методики работы с данной категорией детей.
Во второй главе описана методика экспериментального изучения состояния моторных и фонетико-фонематических функций, которая проходила по следующим направлениям:
■ Обследование моторных функций (мелкой, мимической, артикуляционной моторики).
■ Обследование звукопроизношения, просодической стороны речи.
■ Обследование фонематических функций (фонематического восприятия,
фонематического анализа и синтеза).
■ Обследование дыхания.
По результатам исследования выделены 3 группы детей по сформированности моторных и фонетико-фонематических функций.
В третьей главе представлено содержание экспериментального обучения по формированию фонетико-фонематических функций.
Были сформулированы следующие задачи экспериментального обучения:
1. Нормализация артикуляционной, мимической и мелкой моторики (снижение тяжести проявления спастического пареза, гиперкинезов и атаксии);
2. Развитие физиологического и речевого дыхания, голоса;
3. Нормализация просодических компонентов речи (мелодико -
интонационной и темпо-ритмической стороны);
4. Постановка и автоматизация звуков в речи.
5. Развитие фонематических функций (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза).
Приёмы работы с каждой группой детей были отдифференцированы нами с учётом полученных данных в ходе констатирующего эксперимента. Коррекцию нарушений мы осуществляли на логопедических занятиях средствами тактильно-проприоцептивной стимуляции, развитием статико¬динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий, подключением двигательно-кинестетического и слухо-зрительно¬кинестетического контроля.
На основании анализа экспериментального обучения дошкольников с детским церебральным параличом можно заключить, что гипотеза констатирующего эксперимента подтвердилась.
Перспектива исследования заключается в дальнейшем изучении детей с детским церебральным параличом, изучения коррекционной работы и методов обучения детей данной группы.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.
В первой главе представлены данные литературы по проблеме исследования. В частности, состояние двигательной сферы, речевые нарушения детей с церебральным параличом, описаны зарубежные и отечественные методики работы с данной категорией детей.
Во второй главе описана методика экспериментального изучения состояния моторных и фонетико-фонематических функций, которая проходила по следующим направлениям:
■ Обследование моторных функций (мелкой, мимической, артикуляционной моторики).
■ Обследование звукопроизношения, просодической стороны речи.
■ Обследование фонематических функций (фонематического восприятия,
фонематического анализа и синтеза).
■ Обследование дыхания.
По результатам исследования выделены 3 группы детей по сформированности моторных и фонетико-фонематических функций.
В третьей главе представлено содержание экспериментального обучения по формированию фонетико-фонематических функций.
Были сформулированы следующие задачи экспериментального обучения:
1. Нормализация артикуляционной, мимической и мелкой моторики (снижение тяжести проявления спастического пареза, гиперкинезов и атаксии);
2. Развитие физиологического и речевого дыхания, голоса;
3. Нормализация просодических компонентов речи (мелодико -
интонационной и темпо-ритмической стороны);
4. Постановка и автоматизация звуков в речи.
5. Развитие фонематических функций (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза).
Приёмы работы с каждой группой детей были отдифференцированы нами с учётом полученных данных в ходе констатирующего эксперимента. Коррекцию нарушений мы осуществляли на логопедических занятиях средствами тактильно-проприоцептивной стимуляции, развитием статико¬динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий, подключением двигательно-кинестетического и слухо-зрительно¬кинестетического контроля.
На основании анализа экспериментального обучения дошкольников с детским церебральным параличом можно заключить, что гипотеза констатирующего эксперимента подтвердилась.
Перспектива исследования заключается в дальнейшем изучении детей с детским церебральным параличом, изучения коррекционной работы и методов обучения детей данной группы.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией, как основа предупреждения дисграфии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция недоразвития фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021



