Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Работа №158615

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы57
Год сдачи2020
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
1.1. Характеристика детского церебрального паралича 6
1.2. Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным
параличом 10
1.3. Логопедическая работа с детьми с детским церебральным
параличом 14
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1. Цель, задачи, методика констатирующего исследования 22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1. Задачи и содержание экспериментального обучения 36
3.2. Приёмы формирования фонетико-фонематической стороны речи 39
3.3. Результаты контрольного эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Детский церебральный паралич - разнообразная патология, она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им. Актуальность развития системы специального образования дошкольников с детским церебральным параличом определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью восстребованности данной системы.
По зарубежным данным, в 50-х годах распространенность ДЦП варьировалась от 1-го в Англии до 4-х в США на 1000 школьников. В 1999 году К.А. Семенова привела такие данные о распространенности ДЦП в России: в 1962 году - 0,4 на 1000 детского населения, в 1999 году - 1,72 на 1000, в 2000-15 годах - 5,6-8,9 на 1000 [17].
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей с детским церебральным параличом проявляется в различных формах дизартрий.
Особенностью нарушений звуко-произносительной стороны речи при дизартрии является то, что при всех вида активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства.
Нарушение артикуляционной моторики при детском церебральном параличе не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывают нарушения фонематического восприятия. Это вызывает у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения звуко - слоговой структуры слова.
В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
• Недостаточное различение и затруднение в анализе только
нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
• Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
• При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок не «слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.
Однако не у всех детей трудности в овладении звуковым составом слов лишь с дефектно произносимыми звуками. И, наконец, в более редких случаях у детей может не отмечаться выраженных трудностей звукового анализа слов даже с дефектно произносимыми звуками. Это определяет необходимость дифференциального подхода при коррекции фонетико¬фонематических нарушений у детей.
Все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, направленных на развитие артикуляционных навыков, фонематического анализа и синтеза.
Цель нашей работы - изучение нарушения фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников и определение путей коррекции данных нарушений у детей с церебральным параличом.
Гипотеза. Мы предполагаем, что специально подобранная система упражнений и приемов поможет скорректировать нарушения фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с церебральным параличом.
Объект нашего исследования - фонетико-фонематическая сторона речи детей дошкольного возраста с церебральным параличом.
Предмет нашего исследования - приемы коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей с церебральным параличом на логопедических занятиях.
Для подтверждения гипотезы и достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать состояние фонетико-фонематической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. В ходе констатирующего эксперимента изучить нарушения фонетико-фонематической стороны речи у детей с церебральным параличом и проанализировать результаты.
3. Выявить особенности логопедической работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
4. Проанализировать результаты проведённого коррекционного обучения по формированию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
В своей работе мы использовали следующие методы:
1. Теоретический - анализ литературы по теме;
2. Социолого-педагогический - изучение личных дел, медицинской документации, изучение опыта логопедов практиков;
3. Экспериментальный - проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;
4. Статистический - количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе проведения экспериментов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена исследованию формирования моторных и фонетико-фонематических функций у дошкольников с детским церебральным параличом.
В первой главе представлены данные литературы по проблеме исследования. В частности, состояние двигательной сферы, речевые нарушения детей с церебральным параличом, описаны зарубежные и отечественные методики работы с данной категорией детей.
Во второй главе описана методика экспериментального изучения состояния моторных и фонетико-фонематических функций, которая проходила по следующим направлениям:
■ Обследование моторных функций (мелкой, мимической, артикуляционной моторики).
■ Обследование звукопроизношения, просодической стороны речи.
■ Обследование фонематических функций (фонематического восприятия,
фонематического анализа и синтеза).
■ Обследование дыхания.
По результатам исследования выделены 3 группы детей по сформированности моторных и фонетико-фонематических функций.
В третьей главе представлено содержание экспериментального обучения по формированию фонетико-фонематических функций.
Были сформулированы следующие задачи экспериментального обучения:
1. Нормализация артикуляционной, мимической и мелкой моторики (снижение тяжести проявления спастического пареза, гиперкинезов и атаксии);
2. Развитие физиологического и речевого дыхания, голоса;
3. Нормализация просодических компонентов речи (мелодико -
интонационной и темпо-ритмической стороны);
4. Постановка и автоматизация звуков в речи.
5. Развитие фонематических функций (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза).
Приёмы работы с каждой группой детей были отдифференцированы нами с учётом полученных данных в ходе констатирующего эксперимента. Коррекцию нарушений мы осуществляли на логопедических занятиях средствами тактильно-проприоцептивной стимуляции, развитием статико¬динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий, подключением двигательно-кинестетического и слухо-зрительно¬кинестетического контроля.
На основании анализа экспериментального обучения дошкольников с детским церебральным параличом можно заключить, что гипотеза констатирующего эксперимента подтвердилась.
Перспектива исследования заключается в дальнейшем изучении детей с детским церебральным параличом, изучения коррекционной работы и методов обучения детей данной группы.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.



1. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. / Е.Ф. Архипова - М. «Просвещение».1999.
2. Бадалян, Л.О. Детская невропатология. - М.,1975. -
[Электронный ресурс] - https://www.studmed.ru/badalyan-lo-
nevropatologiya_7985035bc4f.html
3. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи. / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина- Киев, 1988.
4. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия устной речи. - М., 1972. - [Электронный ресурс] -https://studfile.net/preview/5188274/
5. Блыскина, И.В. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств. / И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков - Санкт-Петербург: «Сатис», 1995.
6. Бот, О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития. / О.С. Бот - М., 1970.
7. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. / Е.Н. Винарская - М.: Просвещение, 1987.
8. Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. / Л.А. Данилова - Л., Медицина, 1977.
9. Дедюхина, Г.В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом. / Г.В. Дедюхина, Л.Д. Могучая, Т.А. Яньшина - М., «Гном и Д», 2001.
10. Жукова, Н.С. Если ваш ребенок отстает в развитии. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова - М., Медицина, 1993.
11. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова Т.Б. Филичева - М., 1990.
12. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. / О.Б. Иншакова - М, 2005.
13. Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова - М, Просвещение.1993.
14. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских
церебральных параличах. / Э.С. Калижнюк - М., 1990.
15. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: 1975. - [Электронный ресурс] - https://www.bookvoed.ru/files/3515/10/84/45.pdf
16. Кольцова, М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. / М.М. Кольцова - Л., 1980.
17. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. / М.М. Кольцова, М.С. Рузина - СПб., 1998.
18. Крестинина, И.А. Программа как средство включения детей с ММД в образовательный процесс // Дети с проблемами в развитии, - 2004. - №2.
19. Левченко, И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. / И.Ю. Левченко - М., 1989.
20. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько - М. 2001.
21. Логопедия. / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М., 2002.
22. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. / Л.В. Лопатина - СПб, «Союз», 2005.
23. Лопатина, Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стёртой дизартрией: Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. / Л.В. Лопатина - СПб., 1996.
24. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М., 1975. - [Электронный ресурс] - https://search.rsl.ru/ru/record/01006941207
25. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. / А.Р. Лурия - М., 1968.
26. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова - М., Просвещение.1985.
27. Мастюкова, Е.М. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. //Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой. - М.,1989.
28. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст. / Е.М. Мастюкова - М., 1991.
29. Махмудова, Н.М., Курбанов, У.К., Стерник, О.А. Детский
церебральный паралич. - Ташкент, 1978. - [Электронный ресурс] -
https://search.rsl.ru/ru/record/01007634190
30. Михеев, В.В. Нервные болезни. / В.В. Михеев - М.: 1958.
31. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. / Под ред. М.В. Ипполитовой. - М.,1989.
32. Панченко, И.И. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. / И.И. Панченко, Л.А. Щербакова, О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева - М., 2004.
33. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова - М.: 1998.
34. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Л.П. Савина - М., АСТ, 2002.
35. Семенова, К.А. Детские церебральные параличи. - М., 1968. - [Электронный ресурс] - https://search.rsl.ru/ru/record/01008402204
36. Семёнова, К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. / К.А. Семёнова - М.: Медицина, 1976.
37. Семёнова, К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП. / К.А. Семёнова, Н.М. Махмудова - Ташкент,1979.
38. Семёнова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом. / К.А. Семёнова, Н.М. Махмудова, М.Я. Смуглин - М., 1972.
39. Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. / И.А. Смирнова - СПб., «Детство-Пресс», 2003.
40. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. / Л.Ф. Спирова - М., 1980.
41. Стребелева, Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. / Е.А. Стребелева - М., 2004.
42. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Под ред. М.В. Ипполитовой. - М., 1988.
43. Халилова, Л.Б. Некоторые аспекты развития грамматического мышления детей с церебральным параличом. / Л.Б. Халилова - М., 1991.
44. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. / В.В. Цвынтарный - Нижний Новгород. «Флокс», 1995.
45. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей. / Г.В. Чиркина - М., Просвещение, 1982.
46. Чистякова, М.И. Психогимнастика. / М.И. Чистякова - М., «Просвещение», 1990.
47. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич. / Л.М.
Шипицына, И.И. Мамайчук - СПб., «Дидактика Плюс». 200.
48. Эйдинова, М.Б. Детские церебральные параличи и пути их
преодоления. / М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская - М 1959. -
[Электронный ресурс] - http://bookre.org/reader?file=379816&pg=44
49. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. / Д.Б. Эльконин - М., 1969.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ