Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях дошкольного образовательного учреждения

Работа №158608

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ 13
1.1. СДВГ: причины и особенности 13
1.2 Особенности СДВГ у детей дошкольного возраста 37
Вывод по главе 1 41
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ 44
2.1. Организация и методы исследования 44
2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения детей с
СДВГ в условиях ДОУ 50
2.3. Анализ и интерпретация результатов реализации программы 59
Вывод по главе 2 68
Заключение 70
Список используемых источников 73
Приложение 78

Актуальность исследования. На современном этапе наблюдается тенденция к увеличению числа детей, у которых двигательная активность выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке.
Большое количество детей отличает непосредственность, эмоциональность, импульсивность, подвижность, но при этом они способны внимательно слушать взрослого, выполнять его указания. Однако с гиперактивными детьми очень трудно наладить контакт хотя бы потому, что они находятся в постоянном движении, внимание их рассеяно, они импульсивны и непослушны. Большинству гиперактивных детей присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, у таких детей низкая самооценка, они имеют проблемы в сфере взаимоотношений и учебной деятельности.
Из-за непонимания со стороны окружающих, гиперактивные дети формируют трудно исправимую агрессивную модель защитного поведения, что способствует их дезадаптации в коллективе сверстников.
Проблема биологического происхождения СДВГ изучалась на уровне нейроанатомии. В результате исследования было выявлено, что у детей с СДВГ структуры головного мозга, которые включены в процесс обмена нейромедиаторов, обладают анатомическими особенностями. Формирование этих особенностей происходит во фронтальной части коры головного мозга, базальных ганглиях, ретикулярной формации и мозжечке. Также медицинские исследования показали, что у гиперактивных детей имеются значительные различия в объеме серого и белого веществ в отделах головного мозга по сравнению с нормой [24, с. 38-50].
С помощью ядерно-магнитно-резонансной томографии Ф. Кастелланос и другие ученые выявили, что дети с СДВГ имеют меньший объем мозга по сравнению с нормативными детьми.
Н. Гогтай и соавторы в свою очередь провели исследование группы детей и взрослых с СДВГ от рождения и до 20 лет. В результате они обнаружили значительное запаздывание в созревании всех структур головного мозга в среднем на 2 года до достижения 10 лет по сравнению со сверстниками с нормальным развитием. С течением определенного периода времени созревание мозговых структур у детей с СДВГ постепенно достигают уровня возрастной нормы.
В настоящий период времени известно несколько теорий, которые пытаются объяснить возникновение и развитие СДВГ с точки зрения нейропсихологического подхода. Предполагается, что данное заболевание возникло в результате многочисленных нарушений в регуляции когнитивной деятельности.
Р. Баркли [10] в свою очередь считает, что самым главным недостатком СДВГ является сложность поведения по определенным правилам. Ученый сюда также относит дефицит распределения и поддержания внимания, рабочей памяти, планирование, подавления неадекватных реакций, подвижность установок. Те особенности поведения, которые свойственны данному заболеванию, автор считает вторичным дефектом.
Другие ученые К. Шу и В. Дуглас основной причиной возникновения и развития СДВГ считают дефициты лобной части головного мозга. Исследователями были проведены многочисленные тесты, благодаря которым удалось определить уровень развития лобных функций и памяти у детей с СДВГ. Итоги тестирований показали значительные различия между группами детей с СДВГ и детьми контрольной группы - уровень выполнения задания тестов детьми с диагнозом СДВГ оказались гораздо ниже возрастной нормы.
Дж. Свансон и соавторы выдвинули предположение, что в основе СДВГ лежит дефицит управляющих механизмов внимания и бдительности. При выполнении заданий, требующих длительного поддержания внимания, при анализе выполнения различных когнитивных тестов, у детей с СДВГ были выявлены наибольшие трудности [22; 23].
Дж. Сержант и другие исследователи ведущую роль в возникновении и развитии СДВГ отводят энергетическому фактору. Данная модель Дж. Сержанта получила название когнитивно-энергетической - ученый выделяет возможности распределения ресурсов, дефицит которых и является основным в СДВГ. Именно недостаточность энергетических ресурсов может приводить к нарушению активности как механизмов нисходящей регуляции, вызывая дефицит торможения и произвольного удержания внимания, так и механизмов восходящей активации, что в свою очередь приводит к истощаемости и колебаниям внимания. Расторможенное поведение, свойственное таким детям, напрямую является результатом этих дефицитов [24, с. 38-50].
По мнению Е.В. Крупской и Р.И. Мачинской в первую очередь необходимо исследовать главное звено этого синдрома - это нарушение процессов внимания. Благодаря этому можно будет понять природу особенностей познавательной деятельности у детей с различными типами СДВГ. Именно внимание играет базовую роль в формировании любой деятельности человека [24, с. 38-50].
Т.Г. Горячева и А.С. Султанова [22] также проводили нейропсихологическое исследование. В эксперименте принимали участие 50 детей с СДВГ и 30 нормативных детей 5-6 лет. По результатам исследования было получено, что первичным дефектом у большинства детей с диагнозом СДВГ является функциональная недостаточность субкортикальных структур мозга. Это связано с патологией в развитии еще в перинатальный период, в результате чего возникает дисфункция активно формирующихся во внутриутробном периоде стволовых и подкорковых структур мозга. Наличие дисфункции стволовых клеток в структуре мозга подтверждено данными исследовании при помощи ЭЭГ.
В научной литературе, кроме биологических факторов, выделяют социальные факторы, которые способствуют возникновению и развитию СДВГ у детей. Сюда относят низкое социальное положение семьи, криминальное окружение, разногласия и ссоры между родителями. Алкоголизм и отклонения в сексуальном поведении у матери считаются в большей степени отягощающими течение данного заболевания [4; 10].
Проводились исследования на определение взаимосвязи гиперактивности с социально-экономическим статусом и другими демографическими показателями. Полученные данные оказались противоречивыми: результаты некоторых исследований подтверждают достоверность выдвинутой гипотезы, а результаты других - не находят подтверждения. Немаловажным фактором является то, что у родителей детей с СДВГ часто наблюдаются психические нарушения [4].
Д. Видерман и другие ученые в свою очередь предполагают о неразрывной связи между гиперактивностью и аффективным поведением у взрослых. Ученые также относят сюда алкоголизм и другие виды нарушения асоциального поведения родителей и ближайших родственников. Исследователи обнаружили, что существует связь между антисоциальным поведением родителей и синдромом у детей даже в случае, когда дети были отделены от родителей с самого рождения. Такая связь носит неспецифический характер и не всегда выявляет причинную связь, но эти факторы также могут оказывать существенное влияние на течение и исход заболевания [9, с. 34]. По мнению А.М.Алексеевой, злоупотребление родителями алкоголя, семейные конфликты, потери близких или развод родителей выступают в роли сильнейших усугубляющих факторов развития СДВГ. В таких семьях происходит нарушение эмоционального контакта с родителями и ближайшим окружением [4].
Все вышеперечисленные факторы относятся к группе управляемых - в случае изменения неблагоприятной психосоциальной среды в окружении детей на благоприятную, как правило, происходит снижение выраженности симптомов СДВГ. При неблагоприятных условиях развитие синдрома у детей переходит в тяжелую степень выраженности и способствует развитию социальной дезадаптации.
На протяжении нескольких десятков лет проводились исследования причин и факторов возникновения СДВГ, тем не менее, в настоящее время в научной литературе наблюдается достаточно большое количество гипотез о причинах возникновения СДВГ.
Комплексные исследования различных научных дисциплин (медицинских, генетических, психологических и нейропсихологических) установили, что специфические нарушения различных аспектов внимания и организации деятельности у гиперактивных детей в значительной степени связаны с функциональной незрелостью мозга.
Как показали многочисленные исследования, чтобы оказать квалифицированную психолого-педагогическую помощь таким детям недостаточно использовать только медицинский подход. Требуется комплексный подход, который будет включать как нейрофизиологические методы исследования, так и нейропсихологическое обследование, что позволит поставить адекватный диагноз. Благодаря такому подходу будут выявлены не только низкие показатели внимания и повышенная импульсивность, но и будет определена качественная характеристика дефицитарности психических функций ребенка и природа имеющихся нарушений.
В результате исследований многочисленных ученых, было выявлено, СДВГ является наиболее частой причиной обращения к специалистам за психологической помощью в детском возрасте. При длительном проявлении импульсивности и гиперактивности могут сформироваться отклоняющиеся формы поведения (Егорова М.С., 1995; Ковалов В.В., 1995; Горьковая И.А., 1996; Захаров А.И., 1999; Fischer М. etal., 1993; Weiss G., HechtmanL.T., 1993; OlsonSh., 1996). Последствия СДВГ во взрослом возрасте могут проявиться неудачами в личной и профессиональной карьере (Гуревич К.М., 1991; Галкина Т.В., Алексеева Л.Г., 1992; SinghN.N. etal., 1991).
Проводимые научные исследования доказывают, что нельзя обвинять гиперактивного ребенка в отсутствии желания или волевых усилий (может, но не хочет).
Необходимо понять, что проблемы, связанные с обучением и воспитанием, являются результатом изменения биохимической активности мозговых структур (хочет, старается, но не может). Поэтому практические психологи в сотрудничестве с педагогическими, медицинскими работниками и родителями способны помочь в решении данной актуальной проблемы. Они имеют в своём арсенале достаточное количество игр и упражнений, направленных на развитие произвольных процессов и свойств внимания.
Игры соревновательного характера способствуют созданию у детей положительной мотивации на овладение своим поведением, помогают адаптироваться в окружающей среде, снижают их гиперактивность [1].
Анализ психолого-педагогической философской литературы по проблеме исследования, а также изучение реального состояния проблемы в опыте работы дошкольных образовательных организаций подтверждают существование ряда противоречий между:
- имеющимся потенциалом психолого-педагогических средств сопровождения детей с СДВГ и недостаточной теоретической и практической разработанностью модели психолого-педагогического сопровождения в условиях действующих ДОУ;
- уровнем психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ и недостаточной разработанностью программно-методических материалов для специалистов психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ.
С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого состоит в обосновании оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ.
Цель исследования - разработать систему психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ.
Объект исследования - психологические характеристики дошкольников с СДВГ.
Предмет исследования - организация психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ будет эффективным, если:
- разработаны программа и определены основные критерии психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ;
- технологии и средства психолого-педагогического сопровождения направлены на поддержку и развитие личности ребенка и опираются на личностно-ориентированный подход;
- осуществляется взаимодействие с родителями детей с СДВГ с целью формирования у них основ знаний и умений по использованию психолого-педагогических средств эффективного сопровождения детей с проблемами в развитии;
- разработана программа коррекционной работы с детьми с СДВГ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены его основные задачи:
1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть сущность понятия СДВГ, проанализировать его основные компоненты, методы диагностики.
3. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ.
4. Провести эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения детей среднего и старшего дошкольного возрастов с СДВГ.
5. Разработать программу коррекционной работы и определить специальные условия обучения и воспитания детей с СДВГ.
6. Разработать рекомендации специалистам ДОУ в построении диагностической, консультативно-организационной, коррекционно-развивающей работе с гиперактивными детьми.
Теоретико-методологическую основу исследования составили отечественные теории и концепции развития психики в онтогенезе (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин); концепция системогенеза деятельности и способностей (В.Н. Дружинин, А.В. Карпов, Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков); теоретические исследования особенностей психического развития детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).
Методы исследования. Для осуществления целей исследования, решения поставленных задач и проверки гипотез нами был использован комплекс исследовательских методов:
- теоретико-методологический анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ;
- психодиагностические методы (беседа, наблюдение, тесты «Найди и вычеркни», «10 слов» (А.Р. Лурия), «Раздели на группы», «Исключение лишнего», «Обведи контур», проба на реципрокную координацию (А.Р. Лурия), анкета для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 4-15 лет Н.Н. Заваденко, анкеты для родителей и педагогов Брязгуновой И.П., Касатиковой Е.В., анкета для педагогов на выявление синдрома дефицита внимания Шарапановской Е.В.;
- диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV;
- психо-коррекционные методы (развитие дефицитарных функций, отработка конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Сюда включены следующие упражнения: мышечные растяжки, на дыхание, для языка и мышц челюсти, массаж и самомассаж, перекрестные телесные упражнения, развитие мелкомоторных навыков, релаксация, развитие коммуникативной и когнитивной сферы, игры с правилами).
Для обработки полученных результатов применялись методы математической статистики: методы индуктивной статистики (коэффициента корреляции Спирмена, t-критерия Стьюдента). Обработка количественных данных проводилась с помощью программы SPSS.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с сентября 2018 года по май 2019 года на базе МАДОУ ДС с. Бессоновка, МБДОУ ДС с. Чемодановка, МБДОУ ДС с. Грабово.
Достоверность результатов обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, адекватностью используемых методов цели и задачам, логике исследования, применением методов математической статистики и репрезентативностью выборки.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования легли в основу разработки системы психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, направленной на оптимизацию психологической структуры учебной деятельности и формирование готовности к обучению в школе детей данной категории.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - это клинический синдром, при проявлении которого отмечается нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение. Это связано с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля, поэтому подобные нарушения следует более точно классифицировать как «синдром дефицита внимания».
2. Нарушения в поведении ребенка активно начинают проявляться в период интенсивного формирования высших психических функций. Такие изменения значительно влияют на дальнейшую социальную адаптацию ребенка, и, соответственно, на качество его жизни в целом. Возникает необходимость в профилактике нарушений развития детей, основанной на взаимодействии детских неврологов и психиатров, психологов, педагогов- воспитателей.
3. Главным условием снижения проявления признаков СДВГ у детей, а также их успешной социализации служит создание программы психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ, в основе которой будут применяться три основных направления - работа с детьми, родителями и педагогами, а также включать в себя основные блоки: диагностический, психокоррекционный и педагогический.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы были представлены на XXIX научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей «Актуальные проблемы науки и образования» ПГУ, 2018 год; в сборнике научных статей по материалам научно¬практической конференции «XIX Социологические чтения» / Под ред. к.филос.н., доцента Т.И. Лавреновой . - Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. А также отражены в следующих публикациях:
1. «Особенности сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях дошкольного образования».
2. «Диагностика и коррекция детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (46 наименований), 14 таблиц и приложения, в которое вынесены таблицы индивидуальной диагностики. В приложении на информационном носителе вынесена презентация. Основной объём работы составляет 84 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На современном этапе наблюдается тенденция к увеличению числа детей, у которых двигательная активность выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке.
Большое количество детей отличает непосредственность, эмоциональность, импульсивность, подвижность, но при этом они способны внимательно слушать взрослого, выполнять его указания. Однако с гиперактивными детьми очень трудно наладить контакт хотя бы потому, что они находятся в постоянном движении, внимание их рассеяно, они импульсивны и непослушны. Большинству гиперактивных детей присущи слабая психо-эмоциональная устойчивость при неудачах, у таких детей низкая самооценка, они имеют проблемы в сфере взаимоотношений и учебной деятельности.
Актуальность изучения СДВГ у детей старшего дошкольного возраста связана, прежде всего, с тем, что данная категория детей приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Из-за непонимания со стороны окружающих, гиперактивные дети формируют трудно исправимую агрессивную модель защитного поведения, что способствует их дезадаптации в коллективе сверстников.
В результате исследований многочисленных ученых было выявлено, что СДВГ является наиболее частой причиной обращения к специалистам за психологической помощью в детском возрасте. При длительном проявлении импульсивности и гиперактивности могут сформироваться отклоняющиеся формы поведения.
Накопленный многочисленными исследователями опыт в изучении проблемы СДВГ показывает, что не существует единого названия для данного патологического синдрома. Также нет единого мнения о факторах, которые ведут к возникновению синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Предположительно, что возникновение СДВГ может быть обусловлено биологическими и социальными факторами такими, как асфиксия у новорожденных, угроза прерывания беременности, анемия беременных, переношенность, употребление матерью во время беременности алкоголя и курение, бесконтрольность лекарственных препаратов.
Вместе с биологическими факторами риска СДВГ предполагается, что значительную роль играют социальные факторы, например, такие как педагогическая запущенность.
Нарушения поведения гиперактивных детей оказывают влияние не только на школьную успеваемость, но и определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. Такие дети испытывают проблемы в общении, потому что не могут устанавливать и поддерживать дружеские отношения с ближайшим окружением, не могут долго играть со сверстниками. Они часто конфликтуют и быстро становятся отверженными среди сверстников.
Поэтому целью нашего исследования явилось изучение специфики и причин возникновения СДВГ у детей старшего дошкольного возраста, а также разработка программы психолого-педагогического сопровождения детей в условиях ДОУ.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что процесс психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ будет эффективным, если будет разработана программа и определены основные критерии психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ.
Достоверность полученных результатов была подтверждена с помощью метода математической статистики.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная и апробированная нами в течение учебного года программа психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ может быть использована педагогами, психологами в качестве методического пособия в практической работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.
Полученные результаты в конце года подтвердили эффективность работы по психолого-педагогической поддержке дошкольников в условиях ДОУ.
В результате исследования на основе полученных данных нами были сформулированы практические рекомендации для дальнейшей работы педагогов ДОУ и родителей.



1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском. - М.: Книголюб, 2003. - 55с.
2. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания / гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 3. - С. 39-42.
3. Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - 576 с.
4. Брязгунов И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика, 2002. - 128 с.
5. Брязгунов И.П. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения) // Медицинский реферативный журнал. - СПб.: Питер, 2006. - 87 с.
6. Венар Ч. Психопатология развития детского и подросткового возраста. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 119 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
8. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Академия, 2005. - 256 с.
9. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. - М., Дефектология, 2003. - № 6. - С. 34.
10. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: ИД «Школа-Пресс», 2001. - 128 с.
11. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С, Соловьёв О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. Церебролизин в лечении минимальных мозговых дисфункций. - М.: ЭБЕВЕ, 1997. - 143 с.
12. Заваденко Н., Манелис Н., Успенская Т., Суворинова Н., Борисова Т. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С. 2-4.
13. Запорожец А.В. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человеческой личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 66-69.
14. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Гиперактивный ребенок // Первое сентября. - 2002. - № 7. - С. 7-9.
15. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребёнка. - М.: НИИ семьи, 1997. - 187с.
16. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М.: Олег и Павел, 1994. - 194 с.
17. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984. - 201 с.
18. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 258 с.
20. Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1971. - 147 с.
21. Малахова А.В. Гиперкинетические расстройства поведения у младших школьников с резидуально-органическим психосиндромом // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2005. - Т. 7. - № 5. - С. 27-30.
22. Мачинская Р.И. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь / Р.И. Мачинская, Е.В. Крупская, О.А. Семенова, Т.А.Филиппова, Е.С. Логинова, О.Н. Крысюк, М.М. Безруких. - М.: МПСИ, 2009. - 248 с.
23. Мачинская Р.И. Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте. - М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014. - 440 с.
24. Мачинская Р.И., Крупская Е.В. Созревание регуляторных структур мозга и организация внимания у детей младшего школьного возраста // Новые медицинские технологии. - 2011. - № 3. - С. 38-50.
25. Миролюбов А.В., Ярыгина С.В. Синдром дефицитавнимания с гиперактивностью у ребенка опасность для его будущего // Медработник. - 2008. - № 1. - С. 82-87.
26. Мэш Э. Детская патопсихология. -М.: Прайм-Еврознак, 2010. - 560 с.
27. Патофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ (экспертный доклад). - М.: CAF, 2007. - 42 с.
28. Покровский В.И. СДВГ: исследование, предварительные выводы и рекомендации // Охрана здоровья детей в России: мат-лы форума (Москва, 13-14 апреля 2006 г.). - М., 2006. - 114 с.
29. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. - СПб.: Речь, 2006. - 208 с.
30. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.
31. Скродцки К. Долговременные наблюдения детей с гиперкинетическим синдромом и помощь в решении их повседневных проблем // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учебное пособие / Под ред. М. Пассольта. - М.: Академия, 2011. - 217 с.
32. Степанов С.С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям. - М.: Политиздат, 2008. - 156 с.
33. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвиненко О.В. Динамика основных свойств внимания у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания / Конгресс по детской психиатрии. - М.: РОСИНЭКС, 2001. - С. 334-335.
34. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М.: Медицина, 1986. - 255 с.
35. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии. - 1998. - Т. 98. - № 9.
- С. 44-46.
36. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. - Нижний Новгород, 1995. - 201 с.
37. Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 96 с.
38. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. - СПб. : Речь, 2007. - 158 с.
39. Шевченко С.С. Помощь гиперактивным детям // Здоровье детей.
- 2010. - № 2. - С. 12-15.
40. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4-х томах. Т. 1 / Пер. с нем. - М.: Генезис, 1998. - 160 с.
41. Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. - СПб.: Хока, 2007. - 386 с.
42. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. - СПб.: ИМАТОН, 1997. - 197 с.
43. Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: a handbook for diagnostic and treatment. New York:Guilfred Press. - 1990.
44. Biederman J., Spencer T. Attention-deficit/hyperactivity disorder as a noradrenergic disorder// Biol.Psychiatry. - 1999. - Vol. 46. - № 9.
45. Clements S.D. Minimal brain dysfunction by children // National J. Neurolog. Bull. - 1966. - 130.
46. Castellanos F.X., Giedd J.N., Marsh W.L. Quantative brain magnetic resonance imaging in attentiondeficit/hyperactivity disorder// Arch. Gen. Psychiatry. - 1996. - Vol. 53.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ