ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 5
1.1. Методические основы формирования орфографических умений и
навыков 5
1.2. Понятие орфографии и ключевые принципы орфографии 14
1.3 Психологические особенности процесса письма у младших
школьников 21
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД НЕПРОИЗНОСИМЫМИ
СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА 25
2.1 Анализ современных учебников по теме «Непроизносимые
согласные» 25
2.2 Методика работы над формированием орфографических навыков у
младших школьников 31
2.3 Проведение констатирующей диагностики по изучению уровня
сформированности орфографических умений младших школьников 32
2.4 Формирующий эксперимент 35
2.5 Проведение диагностики уровня усвоения темы «Непроизносимые
согласные в корне слов учащимися 3-го класса 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложение 1 59
Приложение 2 60
Приложение 3 61
Приложение 4 66
Грамотность - это важный и необходимый показатель культуры в современном мире. Безусловно, базовые навыки формируются в начальной школе, поэтому одной из самых сложных задач обучения детей в начальной школе является достижение высокого качества навыков орфографии.
Основная задача преподавания русского языка в начальной школе подразумевает собой овладение нормами литературного языка. Литературный язык - это высшая, образцовая, нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык - это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого.
Норма - это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех правила произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений. Чтобы речь была ясной, точной и понятной, необходимо соблюдение норм. Различают произносительные, лексические, грамматические, орфографические и другие нормы. Орфографические нормы относятся к письменной форме литературного языка.
Теоретический материал курса русского языка, представленный в большом объеме, представляет для малышей определенную сложность. Следующая сложность заключается в том, что все правила необходимо не просто запомнить, а усвоить, уметь применять их на практике. В начальной школе учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же.
Актуальность работы заключается в том, что проблема орфографической грамотности учащихся младших классов является одной из ключевых проблем обучения русскому языку. Выработка орфографических навыков, основанных на осознанном применении грамматических и орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся, главная задача учителя начальных классов по обучению русскому языку.
В связи с этим целью нашей работы является уточнение методики по обучению орфографии учащихся начальной школы на примере изучения темы «Непроизносимые согласные в корне слова».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) изучить основные принципы орфографии;
2) рассмотреть психологические особенности процесса письма у обучающихся начальной школы;
3) изучить современные подходы к формированию орфографического навыка;
4) уточнить методические условия формирования орфографических навыков написания непроизносимые согласных у младших школьников.
Объект работы - процесс обучения орфографии на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет работы - методические условия эффективного формирования навыка правописания непроизносимых согласных у учащихся начальных классов.
Орфографическая грамотность - это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами.
Сложность формирования орфографического навыка у младших школьников очевидна. Эта сложность вызвана лингвистическими особенностями состава русских орфограмм, психологическими особенностями младших школьников, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования, многообразием специальных упражнений по формированию как составных его частей, так и в целом орфографического навыка.
В своей работе мы рассмотрели основные понятия орфографии и основные принципы орфографии. В теории русской орфографии указываются фонематический, фонетический, традиционный принципы, а также дифференцирующие написания.
Мы рассмотрели психологические особенности процесса письма у обучающихся в начальной школе и обозначили условия формирования орфографических навыков у младших школьников.
Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен, прежде всего, учитывать психологическую природу орфографического навыка. Навыки - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности.
Немалую роль в деле обучения русскому языку играет сознательное отношение учащихся к работе. Активное, тщательное выполнений заданий в соответствии с требованиями учителя, учебника - тоже сознательное отношение к обучению. Интерес к работе, отсутствие принуждения со стороны учителя, родителей - очень важный признак сознательного отношения к обучению.
Наше исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Мы начали с констатирующего этапа, целью которого являлось выявление уровня сформированности умения писать слова с непроизносимыми согласными, безударными гласными в словах, удвоенные согласные в корне слова. Для того чтобы реализовать цель и решить задачи констатирующего эксперимента нами было проведено тестирование среди школьников 3 класса.
Результаты констатирующего исследования привели нас к выводу о необходимости проведения специального урока по теме «Непроизносимые согласные в корне слова», который направлен на устранение ошибок, которые мы выявили в ходе тестирования. Мы работали по УМК «Школа России».
С этой целью на формирующем этапе исследования нами был подобран и разработан дидактический материал, в соответствии с которым были проведены серии резервных уроков. Был составлен комплекс упражнений, который можно включить в работу по закреплению и отработке темы «Непроизносимые согласные в корне слова».
На завершающем этапе был предложен тест, цель которого - проверить уровень сформированности орфографического навыка у учащихся.
Сравнительный анализ результатов тестирования показал, что у большинства школьников повысился уровень сформированности орфографического навыка по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».
Таким образом, в результате проведенной нами работы были достигнуты положительные результаты. Несмотря на это, мы осознаем, что для формирования прочного навыка, достижения более высоких результатов, необходима систематическая работа на протяжении всего обучения в начальной школе.
1. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач // Начальная школа. -1988.
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1966.
3. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии // Начальная школа. -1976.
4. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. - Изд. «Знание» - М., 1977.
5. Буркова Т.В., Ушинский К.Д., Об упражнениях при обучении грамматике и правописанию // Начальная школа. - 1991.
6. Гошезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гошезо - М.: Просвещение, 1991.
7. Волина В.В. Занимательное азбуковедение - М.: Просвещение, 1991.
8. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов // Начальная школа. - 1988.
9. Жедек П.С. Методика обучения орфографии. Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1992.
10. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. - 1993.
11. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. - М., 1991.
12. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. -М., 1982.
13. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка // Начальная школа. -1988.
14. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка // Начальная школа. -199.
15. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. - 1989.
16. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка. - М., 1974.
17. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Светловская Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987.
18. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах // Начальная школа. -1984.
19. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990.
20. Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии // Начальная школа. -1996.
21. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. - М.: Просвещение. 1980.
22. Никитина Л.А. Правописание непроизносимых согласных в корне слова // Начальная школа. -1987.
23. Ожегова В.Д. Развитие орфографической зоркости // Начальник школа. - 1989.
24. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика - 1979.
25. Панов М.В. «И все - таки она хорошая» - 1964.
26. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1996.
27. Разумовская Л.И. Обучение орфографии в восьмилетней школе.-М., 1974.
28. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе.-М., 1960.
29. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Высш.шк. 1991.
30. Русский язык. Учебник для студентов педагогического института / Под ред. Л.Ю.Максимова. - М.: Просвещение, 1989.
31. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. - М., 1993.
32. Уткина Т.И. Работа со словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. -1989.
33. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок // Начальная школа. -1997.
34. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками // Начальная школа. -1991.