Изучение правописания непроизносимых согласных в начальной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 5
1.1. Методические основы формирования орфографических умений и
навыков 5
1.2. Понятие орфографии и ключевые принципы орфографии 14
1.3 Психологические особенности процесса письма у младших
школьников 21
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД НЕПРОИЗНОСИМЫМИ
СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА 25
2.1 Анализ современных учебников по теме «Непроизносимые
согласные» 25
2.2 Методика работы над формированием орфографических навыков у
младших школьников 31
2.3 Проведение констатирующей диагностики по изучению уровня
сформированности орфографических умений младших школьников 32
2.4 Формирующий эксперимент 35
2.5 Проведение диагностики уровня усвоения темы «Непроизносимые
согласные в корне слов учащимися 3-го класса 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложение 1 59
Приложение 2 60
Приложение 3 61
Приложение 4 66
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 5
1.1. Методические основы формирования орфографических умений и
навыков 5
1.2. Понятие орфографии и ключевые принципы орфографии 14
1.3 Психологические особенности процесса письма у младших
школьников 21
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД НЕПРОИЗНОСИМЫМИ
СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА 25
2.1 Анализ современных учебников по теме «Непроизносимые
согласные» 25
2.2 Методика работы над формированием орфографических навыков у
младших школьников 31
2.3 Проведение констатирующей диагностики по изучению уровня
сформированности орфографических умений младших школьников 32
2.4 Формирующий эксперимент 35
2.5 Проведение диагностики уровня усвоения темы «Непроизносимые
согласные в корне слов учащимися 3-го класса 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложение 1 59
Приложение 2 60
Приложение 3 61
Приложение 4 66
Грамотность - это важный и необходимый показатель культуры в современном мире. Безусловно, базовые навыки формируются в начальной школе, поэтому одной из самых сложных задач обучения детей в начальной школе является достижение высокого качества навыков орфографии.
Основная задача преподавания русского языка в начальной школе подразумевает собой овладение нормами литературного языка. Литературный язык - это высшая, образцовая, нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык - это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого.
Норма - это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех правила произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений. Чтобы речь была ясной, точной и понятной, необходимо соблюдение норм. Различают произносительные, лексические, грамматические, орфографические и другие нормы. Орфографические нормы относятся к письменной форме литературного языка.
Теоретический материал курса русского языка, представленный в большом объеме, представляет для малышей определенную сложность. Следующая сложность заключается в том, что все правила необходимо не просто запомнить, а усвоить, уметь применять их на практике. В начальной школе учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же.
Актуальность работы заключается в том, что проблема орфографической грамотности учащихся младших классов является одной из ключевых проблем обучения русскому языку. Выработка орфографических навыков, основанных на осознанном применении грамматических и орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся, главная задача учителя начальных классов по обучению русскому языку.
В связи с этим целью нашей работы является уточнение методики по обучению орфографии учащихся начальной школы на примере изучения темы «Непроизносимые согласные в корне слова».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) изучить основные принципы орфографии;
2) рассмотреть психологические особенности процесса письма у обучающихся начальной школы;
3) изучить современные подходы к формированию орфографического навыка;
4) уточнить методические условия формирования орфографических навыков написания непроизносимые согласных у младших школьников.
Объект работы - процесс обучения орфографии на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет работы - методические условия эффективного формирования навыка правописания непроизносимых согласных у учащихся начальных классов.
Основная задача преподавания русского языка в начальной школе подразумевает собой овладение нормами литературного языка. Литературный язык - это высшая, образцовая, нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык - это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого.
Норма - это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех правила произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений. Чтобы речь была ясной, точной и понятной, необходимо соблюдение норм. Различают произносительные, лексические, грамматические, орфографические и другие нормы. Орфографические нормы относятся к письменной форме литературного языка.
Теоретический материал курса русского языка, представленный в большом объеме, представляет для малышей определенную сложность. Следующая сложность заключается в том, что все правила необходимо не просто запомнить, а усвоить, уметь применять их на практике. В начальной школе учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же.
Актуальность работы заключается в том, что проблема орфографической грамотности учащихся младших классов является одной из ключевых проблем обучения русскому языку. Выработка орфографических навыков, основанных на осознанном применении грамматических и орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся, главная задача учителя начальных классов по обучению русскому языку.
В связи с этим целью нашей работы является уточнение методики по обучению орфографии учащихся начальной школы на примере изучения темы «Непроизносимые согласные в корне слова».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) изучить основные принципы орфографии;
2) рассмотреть психологические особенности процесса письма у обучающихся начальной школы;
3) изучить современные подходы к формированию орфографического навыка;
4) уточнить методические условия формирования орфографических навыков написания непроизносимые согласных у младших школьников.
Объект работы - процесс обучения орфографии на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет работы - методические условия эффективного формирования навыка правописания непроизносимых согласных у учащихся начальных классов.
Орфографическая грамотность - это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами.
Сложность формирования орфографического навыка у младших школьников очевидна. Эта сложность вызвана лингвистическими особенностями состава русских орфограмм, психологическими особенностями младших школьников, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования, многообразием специальных упражнений по формированию как составных его частей, так и в целом орфографического навыка.
В своей работе мы рассмотрели основные понятия орфографии и основные принципы орфографии. В теории русской орфографии указываются фонематический, фонетический, традиционный принципы, а также дифференцирующие написания.
Мы рассмотрели психологические особенности процесса письма у обучающихся в начальной школе и обозначили условия формирования орфографических навыков у младших школьников.
Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен, прежде всего, учитывать психологическую природу орфографического навыка. Навыки - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности.
Немалую роль в деле обучения русскому языку играет сознательное отношение учащихся к работе. Активное, тщательное выполнений заданий в соответствии с требованиями учителя, учебника - тоже сознательное отношение к обучению. Интерес к работе, отсутствие принуждения со стороны учителя, родителей - очень важный признак сознательного отношения к обучению.
Наше исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Мы начали с констатирующего этапа, целью которого являлось выявление уровня сформированности умения писать слова с непроизносимыми согласными, безударными гласными в словах, удвоенные согласные в корне слова. Для того чтобы реализовать цель и решить задачи констатирующего эксперимента нами было проведено тестирование среди школьников 3 класса.
Результаты констатирующего исследования привели нас к выводу о необходимости проведения специального урока по теме «Непроизносимые согласные в корне слова», который направлен на устранение ошибок, которые мы выявили в ходе тестирования. Мы работали по УМК «Школа России».
С этой целью на формирующем этапе исследования нами был подобран и разработан дидактический материал, в соответствии с которым были проведены серии резервных уроков. Был составлен комплекс упражнений, который можно включить в работу по закреплению и отработке темы «Непроизносимые согласные в корне слова».
На завершающем этапе был предложен тест, цель которого - проверить уровень сформированности орфографического навыка у учащихся.
Сравнительный анализ результатов тестирования показал, что у большинства школьников повысился уровень сформированности орфографического навыка по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».
Таким образом, в результате проведенной нами работы были достигнуты положительные результаты. Несмотря на это, мы осознаем, что для формирования прочного навыка, достижения более высоких результатов, необходима систематическая работа на протяжении всего обучения в начальной школе.
Сложность формирования орфографического навыка у младших школьников очевидна. Эта сложность вызвана лингвистическими особенностями состава русских орфограмм, психологическими особенностями младших школьников, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования, многообразием специальных упражнений по формированию как составных его частей, так и в целом орфографического навыка.
В своей работе мы рассмотрели основные понятия орфографии и основные принципы орфографии. В теории русской орфографии указываются фонематический, фонетический, традиционный принципы, а также дифференцирующие написания.
Мы рассмотрели психологические особенности процесса письма у обучающихся в начальной школе и обозначили условия формирования орфографических навыков у младших школьников.
Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен, прежде всего, учитывать психологическую природу орфографического навыка. Навыки - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности.
Немалую роль в деле обучения русскому языку играет сознательное отношение учащихся к работе. Активное, тщательное выполнений заданий в соответствии с требованиями учителя, учебника - тоже сознательное отношение к обучению. Интерес к работе, отсутствие принуждения со стороны учителя, родителей - очень важный признак сознательного отношения к обучению.
Наше исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Мы начали с констатирующего этапа, целью которого являлось выявление уровня сформированности умения писать слова с непроизносимыми согласными, безударными гласными в словах, удвоенные согласные в корне слова. Для того чтобы реализовать цель и решить задачи констатирующего эксперимента нами было проведено тестирование среди школьников 3 класса.
Результаты констатирующего исследования привели нас к выводу о необходимости проведения специального урока по теме «Непроизносимые согласные в корне слова», который направлен на устранение ошибок, которые мы выявили в ходе тестирования. Мы работали по УМК «Школа России».
С этой целью на формирующем этапе исследования нами был подобран и разработан дидактический материал, в соответствии с которым были проведены серии резервных уроков. Был составлен комплекс упражнений, который можно включить в работу по закреплению и отработке темы «Непроизносимые согласные в корне слова».
На завершающем этапе был предложен тест, цель которого - проверить уровень сформированности орфографического навыка у учащихся.
Сравнительный анализ результатов тестирования показал, что у большинства школьников повысился уровень сформированности орфографического навыка по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».
Таким образом, в результате проведенной нами работы были достигнуты положительные результаты. Несмотря на это, мы осознаем, что для формирования прочного навыка, достижения более высоких результатов, необходима систематическая работа на протяжении всего обучения в начальной школе.
Подобные работы
- Особенности изучения темы «Разбор слова по составу» в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Сочинения-описания в начальных классах
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА ОСНОВЕ ОРФОГРАММЫ «НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Формирование орфографических навыков младших школьников на нетрадиционных формах уроков по русскому языку
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Использование приемов мнемотехники при изучении слов с непроверяемыми
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Применение графической технологии в коррекции дизорфографии у обучающихся начальных классов (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025



