Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы кризиса зрелости у замужних и разведенных женщин 6
1.1. Психология кризиса зрелости и особенности его проявления у
женщин 6
1.2. Психологические особенности женщин, переживших развод 17
1.3. Арт-терапия как метод коррекции переживаний кризиса зрелости у
женщин 30
Выводы по I главе 36
Глава II. Эмпирическое исследование депрессивных состояний и жизненной удовлетворенности у замужних и разведенных женщин в период
кризиса зрелости 38
2.1. Описание этапов и методов исследования 38
2.2. Анализ результатов первичной диагностики 43
2.3. Описание коррекционной программы 46
2.4. Сравнительный анализ результатов до и после реализации
коррекционной программы 56
Выводы 64
Заключение 66
Список используемых источников 68
Приложение 1 72
Приложение 2 79
Приложение 3 80
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в последние десятилетия в обществе и науке активно обсуждается и исследуется вопрос кризиса семьи и даже возможного распада этого института. Чаще всего в качестве аргументов такого распада приводятся статистические данные о росте числа разводов. Развод в современном обществе является причиной потери культурных и семейных ценностей и в первую очередь, отражается на эмоционально-ценностном отношении личности к себе. Этот факт в социуме является традиционной психологической проблемой, так как отражает взаимосвязь с уровнем формирования и развития других личностных качеств и нравственных ценностей. Развод в жизни женщины - это одно из самых сильных эмоциональных потрясений, которое впоследствии оказывает влияние на многие аспекты ее жизни.
У разведенных женщин формируется двойственное отношение к этому процессу. С одной стороны, развод служит самоутверждением женщины в равноправии выбора своего жизненного пути, стимулом для дальнейшего самоутверждения в семейных отношениях и дальнейшего усовершенствования профессиональных навыков. С другой стороны, развод приводит к проблеме последующего выбора партнера для супружества. Чаще всего, женщины, пережившие неадекватно развод, либо никогда не выходят замуж, либо живут в гражданском браке. В этом случае наблюдается снижение требовательности к выбору партнера [9]. При разводе утрачивается привычная, устоявшаяся роль жены. Социальная активность, поиск новых партнеров, появление чувства ненависти или жалости (в зависимости от ситуации) к своему бывшему мужу - все это отражает изменение отношения к себе как личности.
Кризис (от греч. «krineo») буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой - «возможность». Таким образом, слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент [11].
Цель исследования: изучение различий в показателях кризиса зрелости у замужних и разведенных женщин и проведение арт-терапии с переживающими кризис для подтверждения ее эффективности.
Объект исследования: показатели кризиса зрелости у разведенных и неразведенных женщин.
Предмет исследования: различия в показателях кризиса зрелости у разведенных и неразведенных женщин.
Гипотезы:
• депрессивные состояния и снижение жизненной удовлетворенности как основные маркеры кризиса зрелости более выражены у разведенных женщин;
• проведение коррекционной работы с использованием методов арт- терапии способствует снижению уровня депрессивных состояний и повышению удовлетворенности жизнью у женщин в период кризиса зрелости.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
2) подобрать методики и провести диагностическое исследование проявлений кризиса зрелости у женщин;
3) проанализировать эмпирические данные о депрессивных состояниях и уровне жизненной удовлетворенности у замужних и разведенных женщин в период кризиса зрелости;
4) провести коррекцию с использованием методов арт-терапии по снижению уровня депрессивных состояний и повышению удовлетворенности жизнью у женщин.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Диагностический эксперимент с использованием следующих методик:
• Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров).
• Тест «индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ), в адаптации Н.В. Паниной.
3. Методы обработки данных:
• непараметрический критерий Мана-Уитни.
Организационная база исследования.
Исследование проводилось в индивидуальном порядке среди лиц женского пола, состоящих в браке и разведенных, в возрасте от 35 до 45 лет в количестве 30 человек.
Научная новизна исследования состоит в том, что: определены некоторые специфические характеристики переживания кризиса зрелости у замужних и разведенных женщин; выявлены показатели депрессивных состояний и уровня жизненной удовлетворенности у замужних и разведенных женщин в период кризиса зрелости; показана эффективность применения арт-терапии в коррекционной работе с женщинами в период кризиса зрелости.
Практическая значимость исследования заключается в получении диагностических данных о показателях депрессивных состояний и уровня жизненной удовлетворенности у замужних и разведенных женщин в период кризиса зрелости, которые должны и могут быть использованы в консультативной и коррекционной практике практического психолога.
В последние десятилетия широко обсуждается и исследуется вопрос феномена распространения разводов. В современном обществе это явление является традиционной психологической проблемой, так как отражает взаимосвязь с уровнем формирования и развития других личностных качеств и нравственных ценностей.
Среди кризисов взрослого возраста принято выделять и кризис 35-45 лет. В работе было проведено эмпирическое исследование психологического состояния замужних и разведенных женщин в возрасте 35-45 лет.
Целью исследования явилось изучение динамики показателей депрессивных состояний и жизненной удовлетворенности у замужних и разведенных женщин в период кризиса зрелости для подтверждения эффективности коррекционной программы с использованием арт-терапии.
Мы предполагали, что депрессивные состояния и снижение жизненной удовлетворенности как основные маркеры кризиса зрелости более выражены у разведенных женщин.
В результате проведения первичной диагностики выявлено, что различия в уровне депрессии в период кризиса у замужних и разведённых женщин незначимы, хотя в среднегрупповых значениях депрессивные состояния более выражены у разведенных женщин; различия в жизненной удовлетворенности у замужних и разведенных женщин находятся также в зоне незначимости, однако на уровне средних показатели у замужних женщин ниже, чем у разведенных.
Для проведения формирующего эксперимента нами были отобраны респонденты с высоким уровнем депрессии и низким уровнем жизненной удовлетворенности, их количество составило 17 человек.
По завершении коррекционной программы с использованием арт- терапевтических методов выяснилось, что среди замужних женщин уменьшилось количество тех, кто испытывает умеренный и легкий уровень депрессии, увеличилось количество испытуемых с минимальным уровнем депрессии; в группе разведенных женщин снизилось количество респондентов с выраженным и умеренным уровнем депрессии, увеличилось количество испытуемых с легкой депрессией; количество замужних женщин с низким уровнем жизненной удовлетворенности после коррекции уменьшилось, со средним и высоким уровнем увеличилось. У женщин, находящихся в разводе, показатели жизненной удовлетворенности увеличились незначительно.
Полученные данные свидетельствуют о том, что коррекционная программа с использованием арт-терапии, подтвердила свою эффективность.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в исследовании, подтверждена в большей ее части, все исследовательские задачи решены.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический проект, 2000. - 624 с.
2. Авдеев А.А. Браки и разводы в России: устойчивость и изменчивость : Доклад, представленный на российско-французском семинаре «Браки, разводы и семья в XX веке» (2-4 февраля 2004 г.). - М., 2005. - С. 15-18.
3. Аксенов М.М., Авдеенок Л.Н. Психология развития личности и поведения детей в семьях разводящихся родителей // Вестник ТГПУ. - 2009.
• С. 124-128.
4. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - Л., 1969. - 211 с.
5. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
6. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. [и др.]. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Ред. Е.Г. Силяева. - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 136 с.
7. Баранова Е.В. Современная семья: психологическая помощь в кризисе // Семейная психология и семейная терапия. - 2012. - № 3. - С. 3-12.
8. Белозуб Г.И. Кризис сорока: Советы психолога современной женщине. - М.: Пресс, 2013. - 100 с.
9. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности. - М., 2006.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М, Просвещение, 1968. - 32 с.
11. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. - М., 2008.
• 311 с.
12. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо [и др.]. - М., 2007.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 2005.
14. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2007. - 240 с.
15. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973. - 166 с....45