Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения подростковой лжи 6
1.1. Отечественные и зарубежные теории и речевого обмана 6
1.2. Возрастные особенности детской лжи 10
1.3 Феномен подростковой лжи 14
1.4. Причины формирования склонности ко лжи у подростков 18
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных характеристик подростков склонных и не склонных ко лжи 26
2.1. Описание процедуры исследования, характеристика методик, группы
испытуемых 26
2.2. Анализ результатов исследования 30
2.3. Определение различий в личностных характеристиках подростков
склонных и не склонных ко лжи с помощью методов математической статистики 40
Вывод по 2 главе 44
Заключение 48
Список литературы 51
Приложение 1 54
Приложение 2 55
Приложение 3 56
Приложение 4
Ложь - это умышленная передача фактической и эмоциональной информации (вербально или невербальное) с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине. В повседневном мире ложь окружает нас повсюду. Ложь стала серьезной проблемой в нашем мире. Люди врут, и этим причиняет боль, как окружающим, так и себе.
С детства мы окружены множеством условностей, сопровождающих наше общение с окружающими. Каждый человек понимает это все, и навряд ли кто-то считает себя обязанным говорить только правду. Мы постоянно что-то приписываем своим утверждениям, о чем-то умалчиваем, преподносим даже истинные факты в выгодном для нас свете.
В современное время, наверное, каждый человек может быть подвержен лжи и обману, а самое главное он подвергается этому, чуть ли не ежедневно. Будь то ложь как скрывание истины для сокрытия «темных» дел других людей, или как сокрытие фактов, но во благо. Все это окружает нас, и, казалось бы, люди должны стремиться предостеречь себя от этого, или хотя бы уменьшить количество обманов в свою сторону.
Понятие лжи является предметом исследования во многих гуманитарных науках, но пока это мало способствует выявлению ее специфики в разных областях практической и теоретической деятельности. В частности, не определены отличительные признаки категории лжи в психологии: если ограничиться характеристикой лжи только как оценкой суждений, в которых неверно представлены факты, то эти признаки становятся неразличимыми.
Актуальность данного исследования состоит в том, что в последнее время в российской психологии отмечается нарастание интереса к проблеме лжи. Важность этой проблемы заключается в том, что различные проявления лжи, обмана, неправды (манипуляции, мошенничество) постоянно обнаруживаются в ситуациях межличностного общения, в социальных и межгрупповых отношениях. Это может привести к усилению тенденций взаимной недоверчивости в среде, в обществе. Мало уделяется внимания разграничению разных видов лжи, мало затронута проблема соотношения лжи с различными свойствами личности, хотя именно они влияют на то или иное проявления вида лжи.
Цель исследования: исследовать личностные характеристики подростков склонных и не склонных ко лжи для использования результатов в консультировании родителей и педагогов.
Объект исследования: личностные характеристики подростков склонных и не склонных ко лжи.
Предмет исследования: ложь как личностная характеристика подростков.
Гипотеза: Подростки, склонные ко лжи в отличие от своих сверстников, не склонных ко лжи, характеризуются интернальным локусом контроля, настойчивостью, беспечностью и самоуверенностью.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературных источников:
- изучить такое понятие, как «ложь» и дать ему психологическую характеристику;
- исследовать различия в личностных характеристиках подростков склонных и не склонных ко лжи;
- исследовать искренность у подростков;
-исследовать личностные характеристики подростков.
2. Выбрать методы, подобрать методики, провести эмпирическое исследование;
3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:
- психодиагностические методы;
- анкетирование;
- опрос;
- наблюдение.
- методы математической обработки данных (критерий Стьюдента и критерий Фишера).
Методики исследования:
1. Опросник «Честность» (разработчик лаборатория azps.ru, электронный ресурс- [http://azps.ru/tests/kit/kit1011.html])
2. Опросник «Виды лжи» (разработан И.П. Шкуратовой)
3. Опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК). (разработан Е. Ф. Бажин,Е. А. Голынкина и А. М. Эткинд)
4. Методика «Многофакторный опросник личности» Р. Кеттелла.
Методологическая база:
Методологической и теоретической основами данного исследования являются научные наработки зарубежных и отечественных психологов, рассматривающих понятие «лжи» и ее проявления. В качестве теоретической основы выступает теория лжи, изученная в работах американского психолога П. Экмана. Исследования отечественных психологов И.О. Вагина, который рассматривал проблемы обмана и лжи в современной России, и В.В Зеньковского, изучавшего феномен подростковой лжи и ее структурные компоненты, такие как причины, виды и формы.
Организаторская база: эмпирическое исследование проводилось на базе учебной организации МБОУ «Лицей № 55» г. Пензы. Для исследования было отобрано 40 испытуемых, учащихся11 -х классов, в количестве 22-х девочек и 18-и мальчиков, в возраст 16-17лет.
Ложь - это умышленная передача фактической и эмоциональной информации (вербально или невербальное) с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине. В повседневном мире ложь окружает нас повсюду. Ложь стала серьезной проблемой в нашем мире. Люди врут, и этим причиняет боль, как окружающим, так и себе.
С детства мы окружены множеством условностей, сопровождающих наше общение с окружающими. Каждый человек понимает это все, и навряд ли кто-то считает себя обязанным говорить только правду. Мы постоянно что-то приписываем своим утверждениям, о чем-то умалчиваем, преподносим даже истинные факты в выгодном для нас свете.
В современное время, наверное, каждый человек может быть подвержен лжи и обману, а самое главное он подвергается этому, чуть ли не ежедневно. Будь то ложь как скрывание истины для сокрытия «темных» дел других людей, или как сокрытие фактов, но во благо. Все это окружает нас, и, казалось бы, люди должны стремиться предостеречь себя от этого, или хотя бы уменьшить количество обманов в свою сторону.
Понятие лжи является предметом исследования во многих гуманитарных науках, но пока это мало способствует выявлению ее специфики в разных областях практической и теоретической деятельности. В частности, не определены отличительные признаки категории лжи в психологии: если ограничиться характеристикой лжи только как оценкой суждений, в которых неверно представлены факты, то эти признаки становятся неразличимыми.
Актуальность данного исследования состоит в том, что в последнее время в российской психологии отмечается нарастание интереса к проблеме лжи. Важность этой проблемы заключается в том, что различные проявления лжи, обмана, неправды (манипуляции, мошенничество) постоянно обнаруживаются в ситуациях межличностного общения, в социальных и межгрупповых отношениях. Это может привести к усилению тенденций взаимной недоверчивости в среде, в обществе. Мало уделяется внимания разграничению разных видов лжи, мало затронута проблема соотношения лжи с различными свойствами личности, хотя именно они влияют на то или иное проявления вида лжи.
Было проведено исследование по выявлению различий в личностных характеристиках подростков склонных и не склонных ко лжи. Были использованы следующие методики опросник «Честность», опросник «Виды лжи» (разработан И.П. Шкуратовой), «Уровень субъективного контроля» (УСК) и методика «многофакторный опросник личности Р. Кетелла»
Таким образом, обобщая полученные с помощью методов математической статистики данные, можно отметить, что существуют значимые различия между подростками склонными и не склонными ко лжи. В отличие от своих сверстников подростки склонные ко лжи, характеризуются интернальным локусом контроля, настойчивостью, беспечностью и самоуверенностью.
Общие рекомендации, соблюдение которых позволит предотвратить или снизить частоту проявлений лживого поведения подростков: - родителями: давать детям больше самостоятельности; демонстрировать принятие их взрослости; проявлять деликатность; избегать прямых вопросов относительно общения со сверстниками; контролировать выбор художественной литературы для чтения, вовлекать в обсуждение прочитанного; всячески подчеркивать уважение к их занятиям, делам, увлечениям; избегать демонстрации тревоги, страхов за детей, не опекать излишне; - педагогами: создавать больше возможностей для того, чтобы подростки могли проявить себя, свои способности в коллективной деятельности, причем на максимально самостоятельном уровне; не ставить в условия, когда они вынуждены характеризовать своих товарищей, их поступки; проводить в классе мероприятия на сплочение коллектива учащихся (классные часы, совместные походы и экскурсии, беседы и т.д.).