Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование эмоциональной отзывчивости подростков в процессе освоения творчества Э. Грига

Работа №158588

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2024
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Э. ГРИГА 7
1.1. Эмоциональная отзывчивость школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Психологические и эмоциональные сферы подростка в свете
различных концепций 12
1.3. Особенности эмоционального воздействия музыкальных
произведений Э. Грига на психологическое развитие подростков 23
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Э. ГРИГА 33
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию
эмоциональной отзывчивости подростков в процессе освоения творчества Э. Грига 33
2.2. Ход и содержание опытно-экспериментальной работы по проблеме
исследования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60


Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах, выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Она стремится воплотить этико-эстетический идеал - в этом особенность ее содержания, особенности ее воздействия на человека. Специфика действия музыки на нравственность человека связана прежде всего с развитием эмоциональной отзывчивости. Это важное социальное качество личности, определяющее ее альтруистический, гуманный облик. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также радостью за другого.
Проблеме эмоционального развития личности подростков, изучению роли эмоций в формировании личности уделяется большое внимание в отечественной и зарубежной науке, в контексте новой парадигмы педагогики вопросу формирования эмоциональной отзывчивости школьников, а также качественному улучшению эмоционального воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения подростков к миру художественной и музыкальной культуры. Искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы, формирования ценностного отношения к окружающему миру личности. Познание окружающего мира не может быть беспристрастным, равнодушным его объяснением и пониманием, оно немыслимо без высокой эмоциональной культуры. В подростковом возрасте единство эмоционального и эстетического воспитания приобретает особое значение. Качественно новая ступень мышления способствует тому, что подросток познает, охватывает мыслью и чувствами уже не только вещи, факты, явления, но и идеи, принципы. Чем ярче личное эмоционально-эстетическое отношение к социальной, общественной идее, тем глубже моральные чувства. Формирование эмоциональной отзывчивости подростков начинается с развития культуры ощущений и восприятия. Чем тоньше ощущения и восприятия, чем больше видит и слышит подросток в окружающем мире оттенков, тонов и полутонов, чем глубже выражается личная эмоциональная оценка фактов, предметов, явлений, событий, тем шире эмоциональный диапазон, который характеризует духовную культуру школьника.
Подростковый возраст занимает исключительно важное место в процессе формирования личности. В этом возрасте роль эмоций в психо¬эмоциональном развитии личности подростка очень важна. Исследованиями в области психологии занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А., Изард К.Э., Павлов И.П., Сеченов И.М., Селье Г., Фрейд З., Юнг К., и др.).
Таким образом, по проблематике данного исследования на сегодняшний день существует достаточно обширная литература. Тем не менее, несмотря на актуальность данной проблемы и активную исследовательскую работу психологов и педагогов, некоторые ее аспекты все еще не достаточно хорошо изучены и разработаны.
Учитывая вышеизложенные факты, целесообразно говорить об актуальности и важности на сегодняшний день рассмотрения данной темы.
В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то, что эмоции, вызванные воздействием музыкальных произведений Э. Грига содействуют более совершенному отношению человека к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.
Актуальность проблемы позволила сформулировать тему данного дипломного исследования: «Формирование эмоциональной отзывчивости подростков в процессе освоения творчества Э. Грига».
Цель исследования: определить педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости школьников в процессе освоения творчества Э. Грига.
Объект исследования - процесс формирования эмоциональной отзывчивости школьников на уроках музыки.
Предмет исследования - педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости подростков в процессе освоения творчества Э. Грига.
Гипотеза исследования: эффективность музыкального воздействия на эмоциональную отзывчивость подростков повысится, если в организации психологической работы реализовать следующие педагогические условия:
- создания положительной обстановки и настроя для проявления эмоциональной отзывчивости подростков в процессе восприятия музыки;
- активного использования разнообразных приемов и методов для развития эмоциональной отзывчивости подростков в процессе восприятия музыки;
- обогащения, имеющихся у подростков знаний об эмоциях и чувствах.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, нами были поставлены следующие задачи дипломного исследования:
1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме изучения психологических особенностей эмоциональной сферы подростков.
2. Провести анализ теоретических основ проблемы изучения психологических особенностей эмоциональной сферы подростков.
3. Эмпирическим путем выявить психологические особенности эмоциональной сферы подростков.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для возможной коррекции, управления и контроля психологических особенностей эмоциональной сферы подростков.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и музыкально-методической литературы; психодиагностические методы: методика «Эмоциональная отзывчивость подростка», методика «Изучение высших чувств», методика «Цветодиагностика эмоциональных состояний», обобщение музыкально-педагогического опыта; наблюдение; методы сбора данных (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа); педагогический эксперимент; метод статистической обработки данных.
Методологическая основа исследования: Общие психолого-педагогические основы проблемы разработаны П.К. Анохиным, А.Н. Леонтьевым, А.Г. Маклаковым, А.В. Петровским, Д.Б. Элькониным и другими.
База исследования: МБОУ СОШ №18 г. Пензы.
Структура: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одна из ценностей подросткового возраста - повышенная эмоциональность. Наша работа была ориентирована на формирование эмоциональной отзывчивости подростков в процессе освоения творчества Э. Грига. В связи с поставленной целью в первой части нашей работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития эмоциональной сферы подростков и изучены пути формирования их эмоциональной отзывчивости, рассмотрены проблемы развития эмоций в психологических исследованиях в деятельностном, поведенческом и личностном направлениях.
Анализ педагогических исследований позволил определить важность и значимость эмоций в жизни подростка. Анализ теоретических положений и методических выводов первой части исследования позволил провести опытно-экспериментальную работу, которая состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В процессе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами была проведена диагностика выявления уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у подростков. Результаты диагностики показали, что на начало опытно-экспериментальной работы учащиеся не умели адекватно осознавать свои эмоции, передавать характер музыки в мимических, двигательных реакциях, не проявили эмоциональную активность в процессе слушания музыкальных произведений Э. Грига.
Исходя из данных констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, нами была организована и проведена работа по развитию эмоциональной сферы подростков экспериментальной группы посредством освоения творчества Э. Грига.
Анализ результатов контрольного этапа исследования показал, что у учащихся экспериментальной группы произошли позитивные изменения в эмоциях, наиболее ярко выразившиеся в эмоционально-эстетической окрашенности речевых проявлений, в экспрессии и разнообразии при использовании цвето-ритмических и музыкальных средств выразительности. Исчезла дисгармония между мимикой лица, движением рук, оценкой воспринимаемых произведений и выражением собственных эмоциональных отношений.
Исследование позволило установить динамику развития проявления эмоциональной отзывчивости у подростков экспериментальной группы от эмоционального интереса, выразившегося в любопытстве, любознательности, к эстетическому сопереживанию и наслаждению, к активному проявлению эстетических оценок и суждений, к свободному и творческому самовыражению своего эмоционального состояния через музыкальную импровизацию.
Таким образом, проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной психологической ситуации. Опытно-экспериментальная работы подтвердила, что значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами восприятия музыки.
Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для формирования эмоциональной отзывчивости подростков учителя музыки должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта учащихся в процессе изучения и восприятия музыки.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, задачи исследования выполнены, цель достигнута.



1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. Учебное пособие. М.: Прометей, 1990. - 214 с.
2. Абдуллин Э.Б, Николаева Е.В. Теория музыкального образования. АКАДЕМА. М., 2004. - 432 с.
3. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. М.: МПГУ, 2001. - 268 с.
4. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. - 432 с.
5. Алиев Ю.Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству // Современные проблемы образования. Тула, 1997. - 334 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968. - 78 с.
7. Ананьев Б.Г. «Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение / Вопросы науки о поведении ребёнка и взрослого». Владикавказ, 1982. - 230 с.
8. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций: Тексты. М., 1984. - 312 с.
9. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. М., 1985. - 256 с.
10. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. М. 2002. - 312 с.
11. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.- Л., 1965. - 478 с.
12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: АКАДЕМА, 2002. - 370 с.
13. Беляева-Экземплярская С.Н. «Заметки о психологии восприятия времени в музыке» // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. - 174 с.
14. Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 2006 г. - 432 с.
15. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997. - 450 с.
16. Бочкарев Л.Л. Проблема адекватности восприятия музыки // Музыкальная психология и психотерапия. М., 2007. №3.
17. Бернштейн Н.А. Мир звуков как объект восприятия и мысли. М., 1996. - 280 с.
18. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. Восприятие музыки. М., 1980. - 376 с.
19. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Искусство, 1986 г. - 370 с.
20. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух. Теоретические основы и методические принципы развития. Чувство ритма и его развитие. В кн.: Музыкально - педагогическая подготовка учителя. М., 1970. - 310 с.
21. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. - 780 с.
22. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. Просвещение, М., 1989. - 420 с.
23. Друскин М.С. История зарубежной музыки. 4-е изд. М., 1976. - 400 с.
24. Жарыкбаев Ж. Психология. Алматы: Бшм 1997 г. - 130 с.
25. Жукова Т.В. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в процессе внеурочной музыкальной деятельности. Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2000. - 275 с.
26. Иванов-Борецкий М. Материалы и документы по истории музыки. Т.1. М., 1934. - 247 с.
27. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999 г. - 217 с.
28. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1980. - 363 с.
29. Киселёв М.Ю. Арттерапия: проблемы и перспективы. //Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. Сборник научных трудов НИИ культуры. М. 1990. - 218 с.
30. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студ. вузов. М.: ТЦ Сфера, 2003. - 215 с.
31. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арттерапии //Дидакт. № 1 (34). 2000.
32. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000. - 324 с.
33. Маклаков А.Г. Общая психология. П., 2010. - 360 с.
34. Маклаков А.Г. Психологический словарь. М.: Прогресс, 1996. - 500 с.
35. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. - 212 с.
36. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. - 345 с.
37. Мельников А.Х., Веневцева Ю.Л., Самсонова Г.О. Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки. Системный анализ, управление и обработка информации в биологии и медицине / Под ред. А.А. Хадарцева. Тула, 2002.Ч. III., С.171-189.
38. Милнер П.Ф. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973. - 320 с.
39. Морозов В.М. Биофизические основы вокальной речи. Л., 1977. - 420 с.
40. Музыкальное образование в школе. Под ред. Л.В. Школяр. АКАДЕМА, М., 2001. - 325 с.
41. Музыка в начальной школе: Методическое пособие для учителей / Под ред. Д.Б. Кабалевского. М., 1980. - 350 с.
42. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов. М.: Академия, 2000. - 502 с.
43. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 21-е издание, перераб. и доп. 70000 слов. М.: Рус. яз., 1989. - 800 с.
44. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ«Сфера», 2000. - 450 с.
45. Петровский А.В. Беседы о психологии. М., 2000. - 270 с.
46. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1999. - 360 с.
47. Психология: Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 650 с.
48. Ражников В. Г. Партитурная транскрипция // Вопросы психологии 1980. № 1.
49. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. - 412 с.
50. Тажибаев Т. Психология. Алматы: Рауан, 1998. - 280 с.
51. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.,1961. - 357 с.
52. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. - 365 с.
53. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. М.-Л., 1947, Вып.11. - 400 с.
54. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. - 430 с.
55. Ушакова Е. Музыкальная терапия // Директор школы. 1998. № 7.
56. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: Антидор, 1998. - 363 с.
57. Эльконин Д.Б. Возрастная периодизация. М., 1971. - 512 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ