ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФАУНЫ 6
1.1 Физико-географические положение Средней Сибири 7
1.2 Аннотированный список видов животных региона 17
Глава II. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ (7 КЛАСС) 36
2.1 Анализ дидактических материалов по курсу школьной биологии (7 класс) 44
2.2 Методика проведения занятий с дидактическим материалом для углубленного изучения зоологии 50
Глава III. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «ANIMAL И Я. МНОГООБРАЗИЕ ФАУНЫ СРЕДНЕЙ СИБИРИ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 56
3.1 Содержание рабочей тетради 58
3.2 Формирование УУД при использовании рабочей тетради на уроках и во внеурочное время 69
ВЫВОДЫ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
В последнее время в организации учебного процесса на уроках биологии прослеживается заметная тенденция к использованию дидактических материалов - с целью создания наглядности, заинтересованности обучающихся. Эта тенденция связана с новыми нестандартными подходами к расширению кругозора и высоким уровнем владением материала.
Современного обучающегося, довольно трудно мотивировать изучать новый материал на традиционных уроках в школе, и задача педагога вовлечь везде и всюду в учебную и творческую деятельность.
Дидактические материалы предусматривают самостоятельную работу. Успешность в формировании самостоятельности во многом зависит от методов и средств обучения (дидактических средств), используемых учителем в учебном процессе. Являясь частью педагогической системы, средства обучения выполняют в ней определенные функции, способствующие достижению поставленных целей обучения [3].
Общедидактический подход к средствам обучения рассматривается в исследованиях В. В. Краевского, М. Н. Скаткина, С. Г Шаповаленко и др. Даются определения средствам и методам обучения, приводятся их классификации, рассматриваются принципы создания систем средств обучения [9; 50; 51].
Разработкой различных дидактических и использованием их в процессе обучения занимались такие ученные, как Л. П. Анастасова, Н. М. Верзилин, И. Д. Зверев, Т. С. Назаровой, В. В. Пасечника, Е. С. Полат, Н. А. Пугал, Д. И. Трайтака и др. [31,32,3,35,37].
В работах И. Д. Зверева [20] рассматривались вопросы отбора и сочетания дидактических средств обучения биологии.
В работах Л. П. Анастасовой [32], Т. С. Назаровой, Е. С. Полат [31-32] раскрываются проблемы создания и использования дидактических материалов для образовательного процесса.
Л. В. Нироева, Н. А. Пугал , А. М. Розенштейн , Т. М. Ярославцева в своих работах уделяли особое внимание проблем создания и использования комплексов средств обучения по различным разделам школьной биологии. Комплексное использование современных технических средств обучения исследовал С. В. Суматохин [9,11,31-32]
В. В. Пасечник исследовал роль компьютерной техники в организации самостоятельной познавательной деятельности [35].
Дидактические материалы как разновидность организации образовательного процесса заслужили внимания среди педагогов и обучающихся и хороши тем, что при такой занимательной нагрузки, в рамках которой обучающиеся в занимательной игровой форме усваивают информацию гораздо лучше.
Такая деятельность дозирована и прицельна, дидактические материалы могут быть использованы не только на уроках, но и во внеурочное время.
Дидактические игры - полноценные игры, которые предполагают самостоятельный поиск ответов на разнообразные вопросы. Участники получают возможность освоить материал с занятными загадками и головоломками, взглянуть на себя по-новому и получить бесценный опыт. [56]. В такой игровой форме участники не успевают устать и за короткое время получают новые знания.
Дидактические материалы на уроках биологии необходимы для усвоения новых знаний.
На уроках биологии в курсе зоологии (7 класс) обучающимся необходимо в течении года познакомиться с многообразием фауны, с классификацией животных, с внешним и внутренним строением. Зачастую, школьникам бывает трудно понять материал и выполнять задания, которые задает учитель.
Как следствие, плохие результаты усвоения и низкая мотивация на получения новых знаний....
Данная работа была посвящена использованию дидактических материалов для углубленного изучения биологии (7 класс) на уроках и во внеурочное время.
Исследование по проблемной теме доказало, что дидактические материалы для углубленного изучения биологии необходимы. В соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы:
1. Определен региональный зоологический материал, рассмотрены виды, живущие на территории региона, их особенности, связанные с физико - географическим положением Средней Сибири.
2. Проанализированы дидактические материалы, их структура, виды, также методические рекомендации проведения занятий с углубленным изучением биологии на уроках и во внеурочное время.
3. Составлена рабочая тетрадь Animal и Я. Многообразие фауны.
Средней Сибири» с комплектом дидактических материалов для обучающихся 7 класса. Дидактические материалы разделены на три раздела «Беспозвоночные», «Позвоночные», «Животные Красной книги».
В рабочей тетради первый раздел «Беспозвоночные животные» помогает более подробно изучить представителей таких типов как: «Амебозои», «Инфузории», «Эвгленозои», «Жгутиконосцы», «Губки», «Плоские черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви», «Моллюски», «Членистоногие». В каждой теме по 3-6 заданий, направленные на развитие компетенций у обучающегося. Некоторые темы объединены. Это связано с тем, что есть типы животных на территории нашего региона, которые не отличаются видовым разнообразием.
Второй раздел «Позвоночные животные» включает в себя изучение всех классов тип Хордовые: «надкласс Рыбы», «класс Земноводные», «класс Пресмыкающиеся», «класс Птицы», «класс Млекопитающие». В каждой теме по 6-10 заданий.
Раздел «Животные Красной книги» в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану и воспроизводство.
Задания направлены на темы: охрана животных; виды ООПТ и их функции; категории редкости видов. Обучающиеся выполняют задания с помощью Красных книг Красноярского края, Республики Тыва и Российской федерации.
При занятиях с рабочей тетрадью «Animal и Я. Многообразие фауны Средней Сибири» на уроках или во внеурочное время возможно сформировать перечисленные выше компетенции и стать обучающему успешным в курсе зоологии.
Дидактические материалы апробированы с обучающимися 7 класса МАОУ Гимназия №11 А.Н. Кулакова.
1. Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 104-107
2. Асмолов А.Г. и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010.
3. Большая советская энциклопедия / гл. редактор А.М. Прохоров, М.: Изд - во Советская энциклопедия, 1978. С. 12 - 31.
4. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания. М.: ИКЦ МарТ, 2005. С. 51-55.
5. Верзилин Н. М., Корсунская В. М., Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. 3-е изд. М.: Просвещение, 1978. 384 с.
6. Владышевский Д. В., Ким Т. А. Птицы Южной части Красноярского края. Красноярск: Изд-во Красноярского Университета, 1988. 223 с.
7. Воробьева И.А. Ушакова И.В. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
8. Гаврилов И.К. Зоологический музей Красноярского пединститута: путеводитель. Красноярск.: Знак Почета ГПИ,1991.80 с.
9. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/В. В. Краевский, И.Я Лернер, M.I 1. Скаткин и др.; Под ред. М. Н. Скат-кина. 2-е издание дополненное и переработанное. -М.: Просвещение, 1982. -319 с.
10. Дятлова, К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля [Текст] / К.Д. Дятлова // Школьные технологии. - 2014. -№ 4. - С. 150-163.
11. Егорова, Л.М. Формирования универсальных учебных действий на уроках биологии и экологии [Текст] /Л.М. Егорова // Методист. - 2014. - № 9. - С.40- 47.
12. Ефросинина, Л. А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий [Текст] /Л. А. Ефросинина // Вестник образования. - 2012. № 2. - С. 49-57.
13. Ильичев, И.Ф.Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред.
14. И.Ф. Ильичев - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840с.
15. Как помочь ребенку войти в современный мир [Текст] / Под ред. В. М...(67)