Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогический аспект формирования функциональной грамотности обучающихся 8 классов на уроках геометрии 6
1.1 Функциональная грамотность обучающихся как актуальный
образовательный результат 6
1.2 Потенциал предметной области геометрия для формирования
функциональной грамотности обучающихся 12
1.3 Условия формирования функциональной грамотности обучающихся 8
класса на уроках геометрии 16
Вывод по первой главе 20
Г лава 2 Методический аспект 21
2.1 Содержание обучения, ориентированного на формирование
функциональной грамотности обучающихся 8 класса на уроках геометрии
21
2.2 Организация обучения, обеспечивающего формирование
функциональной грамотности обучающихся 29
2.3 Описание и результаты опытно-экспериментальной работы 37
Вывод по второй главе 50
Заключение 51
Приложения 54
Приложение А 54
Приложение Б 57
Приложение В 59
Приложение Г 62
Приложение Д 72
Приложение Е 73
Библиографический список 84
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в
социально-экономической жизни России, объективно влекут за собой и изменения в сфере образования. Современному миру требуются функционально грамотные личности, способные к определенным социально значимым достижениям, умеющие работать на результат, применяя освоенные знания и умения. Поэтому в настоящее время процесс обучения должен быть направлен на формирование и развитие у выпускников общеобразовательных школ способности применять знания для решения любых практических проблем, как с профессиональной сфере, так и на бытовом уровне. Данное обстоятельство ориентирует всю систему школьного образования на формирование функциональной грамотности обучающихся как актуального образовательного результата.
«Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (Леонтьев А.А,).
Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе обучения требует новых методов и современных подходов для повышения результативности этого процесса.
Исследования в области формирования функциональной грамотности в нашей стране только набирают обороты, в отличие от европейского образования. Основные положения развития функциональной грамотности представлены в исследованиях: И.Ю. Алексашина, С.Г. Афанасьева, О.Ю. Ерофеева, Л.Ю. Панарина, О.В. Тумашева. Геометрия как средство формирования функциональной грамотности рассматривается в работах: С.Г. Афанасьева, Е.М. Боброва, Р.А. Казаковой, Е.Н. Калинкиной, С.А. Корсиковой, Л.В. Мартыненко, С.Н. Хохлова, Д.Н. Чурило.
Не смотря на всю теоретическую значимость данных работ, следует отметить, что в них недостаточно уделено внимания именно предметной области «Геометрия» как инструменту для формирования функциональной грамотности. На основании чего можно сформулировать следующую проблему.
Проблема исследования заключается в поиске результативных методических решений по формированию функциональной грамотности в процессе обучения геометрии обучающихся 8-х классов.
В соответствии с данной проблемой сформулирована тема исследования «Формирование функциональной грамотности на уроках геометрии в 8 классе».
Объект исследования: процесс обучения геометрии.
Предмет исследования: методика формирования функциональной грамотности.
Цель исследования: разработать методику формированию
функциональной грамотности у обучающихся при изучении геометрии в 8 классе.
Гипотеза: формирование функциональной грамотности в процессе обучения геометрии в 8 классе будет результативным, если применять специальную методику.
Задачи:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть понятие функциональной грамотности; определить потенциал геометрии для формирования функциональной грамотности; выделить условия формирования функциональной грамотности.
2. Разработать рекомендации по проектированию содержания обучения геометрии в 8 классе, ориентированного на формирование функциональной грамотности.
3. Разработать рекомендации по организации обучения геометрии в 8 классе, обеспечивающего формирование функциональной грамотности.
4. Проверить эффективность разработанных рекомендаций в ходе экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная база: МБОУ СШ №155 им. Д.Д. Мартынова г.
Красноярска, 8 «в» класс.
Апробация результатов исследования: обсуждались на школьном
методическом объединении учителей математики школы №7155 города Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка. В работе приведены таблицы, рисунки и приложения.
Внедрение в систему обучения функциональной грамотности только набирает обороты. По результатам мониторингов международного исследования PIS А, целью которого является оценка подготовки 15-летних школьников по шести направлениям, были выявлены и проанализированы дефициты обученности. Именно это исследование помогает учителям не повторять ошибки и изменить подход обучения для того, чтобы современные выпускники были способны использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы было раскрыто понятие функциональной грамотности: функциональная грамотность - это совокупность таких навыков, умений и знаний человека, которые помогают ему полноценно функционировать в различных сферах жизнедеятельности людей в обществе.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы был определен потенциал геометрии для формирования функциональной грамотности: так как геометрия является прикладной наукой, ориентированной на практическое применение знаний, полученных в процессе школьного обучения, можно сказать, что предметная область «Геометрия» способствует результативному формированию функциональной грамотности.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы были выделены условия формирования функциональной грамотности: деятельностный метод обучения в
организации учебного процесса, учебная программа должна соответствовать интересам обучающихся и их потребностям в развитии, учащиеся должны принимать активное участие в изучении нового
материала, в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы.
Также, были сформулированы требования к содержательному компоненту, на основе которых разработаны рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся при изучении геометрии в 8 классе: учащимся предлагается не просто задача, а проблемная ситуация; для выполнения заданий требуется органичное применение математики; должно быть введение в проблему, которое представляет собой небольшой вступительный текст побуждающего характера, который не содержит лишней информации, не связанной с заданием или не имеющей большой важности для ответа на поставленные далее вопросы; информация может быть представлена в разных видах: числовой, графической, текстовой, может быть структурирована или представлена в виде таблицы; в большинстве заданий не содержится прямых указаний на правило, метод или алгоритм решения.
Определены требования к организации обучения геометрии в 8 классе, обеспечивающего формирование функциональной грамотности: использование метода проблемного обучения, интерактивного метода обучения, мнемотехники.
На основе выявленных требований были отобраны следующие организационные формы и методы, а также методические рекомендации обучения геометрии, эффективность, которых проверили в ходе экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная часть исследования проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя школа №155» Центрального района г. Красноярска (8 «В» класс). На момент проведения опытно-экспериментальной работы в классе обучалось 30 человек. На первом, констатирующем, этапе опытноэкспериментальной работы обучающимся была предложена контрольная работа по геометрии за предыдущий год обучения для проверки предметных 52
результатов, для определения уровня сформированности функциональной грамотности была предложена диагностическая работа. На втором, этапе эксперимента была проведена серия уроков по геометрии в 8 «В» классе, организованных с включением соответствующего содержания и применением различных организационных методов, форм и технологий направленных на формирование функциональной грамотности. На третьем, контролирующем, этапе эксперимента вновь были предложены контрольная и диагностическая работы, определяющие уровни предметных результатов и функциональной грамотности. В связи с этим считаем, что все цели исследования достигнуты.
Таким образом, все поставленные задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута. Практическая значимость данной работы заключается в разработанных рекомендациях, которые можно использовать при проектировании уроков математики в основной и старшей школе в классах с поликультурным составом обучающихся.
1. OECD Governing Board PISA 2021 Mathematics Framework (First Draft), April 2018 [For Official Use], p. 8, 21-22
2. Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселев Ю. П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебнометодическое пособие / науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с.
3. Баньшина Зоя. Статья. Формирование функциональной
грамотности школьника. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://repit.online/ - (дата обращения: 12.04.2022 )
4. Василенко А.В. Развитие пространственного мышления учащихся в процессе обучения геометрии: психологический аспект // ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XXI ВЕК - 2010 - № 2-1 - с. 170-174
5. Винокурова Элина. PIRLS, TIMSS, PISA: что это
за исследования, в которых участвуют школьники из России... и даже в некоторых из них побеждают! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mel.fm/ucheba/fakultativ/9058732-all tests - (дата обращения:
19.02.2022)
6. Казакова, Р.А. Развитие функциональной грамотности на уроках
математики [Текст]: учебно-методическое пособие/ Р.А.Казакова,
О.И.Кравцова; науч.ред.С.Ф.Хлебунова.-Ростов н/Д: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО,2017.
7. Калинкина Е.Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов. 2019. - 22 с.
8. Кейв М.А., Дудинцова А. А. Формирование читательской грамотности школьников средствами предметной области "Математика". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.kspu.ru/document/25712 - (дата обращения: 6.04.2022)
9. Корсикова С.А. Развитие функциональной грамотности на уроках математики через новые подходы в обучении: методическая разработка. [Электронный ресурс] - Режим доступа: ЬйрзТ/^^^.ргоб1епка.ог2/ - (Дата обращения: 5.03.2022 )
10. Лебедев О.Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат /Лебедев, О.Е. //Образовательные результаты/ Под ред. О.Е. Лебедева. - СПб., 1999. - С.45
11. Ляхова Л.А. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: ЬйрзТ/^^^ргоШепкаогд/ - (Дата обращения: 21.04.2022 )
12. Мартыненко Л.В. Сборник задач по математике (в рамках
международного исследования Р!8А).[Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://ipk74.ru/ - (дата обращения: 3.05.2022 )
13. Никифорова С.Ю. Статья. Виды функциональной грамотности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nspогtаl.гu/nаchаlnаyа- shkоlа/mаteгiаly-mо/2021/10/27/stаtyа-vidy-funktsiоnаlnоy-gгаmоtnоsti - (дата обращения: 12.02.2022)
14. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла. Методическое пособие. - Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. - 48 с.
15. Пооль В.В. Формирование математической грамотности при изучении темы «Обыкновенные дроби» ....31