Реферат
Введение 8
Глава 1. Теоретические аспекты формирования функциональной грамотности на основе использования контекста повседневной жизни в процессе обучения математике 13
1.1. Функциональная грамотность как образовательный результат 13
1.2. Дидактические условия формирования функциональной грамотности в
процессе обучения математике 20
1.3. Контекст повседневной жизни и его дидактический потенциал для формирования функциональной грамотности в процессе обучения математике 25
Глава 2. Организация обучения математике с использованием контекста повседневной жизни, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся 33
2.1. Программа и содержание курса внеурочной деятельности “Математика
в жизни” 33
2.2. Фрагменты занятий курса «Математика в жизни» 61
2.3. Описание и результаты опытно -экспериментальной работы 79
Заключение 90
Библиографический список 93
Приложение 1 98
Приложение 2 99
Приложение 3 100
Приложение А 108
Приложение Б 109
Приложение В 111Введение 8
Глава 1. Теоретические аспекты формирования функциональной грамотности на основе использования контекста повседневной жизни в процессе обучения математике 13
1.1. Функциональная грамотность как образовательный результат 13
1.2. Дидактические условия формирования функциональной грамотности в
процессе обучения математике 20
1.3. Контекст повседневной жизни и его дидактический потенциал для формирования функциональной грамотности в процессе обучения математике 25
Глава 2. Организация обучения математике с использованием контекста повседневной жизни, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся 33
2.1. Программа и содержание курса внеурочной деятельности “Математика
в жизни” 33
2.2. Фрагменты занятий курса «Математика в жизни» 61
2.3. Описание и результаты опытно -экспериментальной работы 79
Заключение 90
Библиографический список 93
Приложение 1 98
Приложение 2 99
Приложение 3 100
Приложение А 108
Приложение Б 109
Приложение В 111
Современный мир невозможно представить без цифровых технологий, которые пронизывают все сферы человеческой деятельности, в частности, образование. Широкое использование различных гаджетов в образовании уже приводит к значительному снижению интереса к изучению математических дисциплин в образовательных учреждениях, что, в свою очередь, отрицательно влияет на качество усвоения знаний. Современные подростки относятся к поколению Z, и нуждаются не только в визуальном сопровождении учебного материала, но и его практическом применении.
Между тем, решение многих жизненно важных проблем приводит к необходимости использования на уроках математики задач, содержащих контекст повседневной жизни. В школьном курсе математики, начиная с начальной школы, содержательная основа строится на основе счета предметов и измерения величин. Числовая линия продолжается и в средней школе, так, например, в 5 классе мы изучаем обыкновенные и десятичные дроби, в 6 классе - рациональные числа. Задания из этих разделов математики включены в контрольно-измерительные материалы государственного экзамена. Не стоит забывать, что числовая линия тесно переплетается с другими содержательно - методическими линиями и в старшей школе.
Одним из возможных решений проблемы качественного обучения и повышения энтузиазма и заинтересованности обучающихся является формирование функциональной грамотности. Основой функциональной грамотности в образовании является рациональное сочетание фундаментального образования и подготовки обучающегося к жизни вне учебного заведения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, «раскрытие математических законов в живой природе, демонстрация взаимосвязей между математикой и повседневностью, практическими сферами деятельности является одной из основных задач формирования функциональной грамотности у школьников на уроках математики».
По результатам международных исследований PISA и TIMSS, формирование функциональной грамотности эффективно влияет на успеваемость по математике среди школьников. С меняющимися потребностями современного рынка труда, государства и общества в целом произошли изменения в образовательной парадигме, что привело к глобальным преобразованиям в сфере обучения. Каждый ученик должен научиться быстро адаптироваться к реальному рабочему процессу в будущем. Поэтому учителям в работе со школьниками необходимо использовать практический подход. То есть основная задача педагога заключается не в передаче определённого количества знаний и навыков, а подготовить ученика таким образом, чтобы он мог применить полученные теоретические знания в контексте повседневной жизни.
В настоящее время умение обучающихся использовать школьные знания в повседневной жизни является важным и необходимым требованием образовательных результатов. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-деловой деятельности, а также бытовой сфере.
По большей части, в существующих школьных учебниках математики представлены задания практического характера, нацеленные на отработку предметных навыков обучающихся, запоминание и применение алгоритмов решения различных заданий. Также в учебниках можно найти и практико- ориентированные задачи, многие из них на сегодняшний день являются типичными и неинтересными, а больше того они никаким образом не содержат в себе личностно значимой информации для школьников. Такие задачи не всегда способствуют повышению мотивации у обучающихся к изучению математики, а также формированию функциональной грамотности. Контекст повседневной жизни в этом смысле имеет достаточной существенный дидактический потенциал, который недостаточно реализован в практике обучения математике.
В работах П.Р. Атутовой, Н.Ф. Виноградовой, В. Мацкевичча и С. Круника, И. Кирша и Дж. Гутри, D. Mallows рассматриваются проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся. Авторы Л.О. Рослова и Н.А. Терёшин описывают технологии формирования математической грамотности обучающихся. Есть сборники заданий для формирования функциональной грамотности и различных ее компонентов [35, 45, 50].
В работах Г.С. Лариной исследуется эффективность использования контекста повседневной жизни в процессе обучения математике, полученные автором результаты имеют большое значение для повышения качества математического образования. Однако методические рекомендации для педагогов, сделанные в данных исследованиях, не доведены использования в массовой образовательной практике.
Несмотря, на имеющиеся результаты, можно констатировать, что на современном этапе недостаточно методических разработок, которые бы позволили учителю математики эффективно формировать функциональную грамотность в процессе изучения предмета. Есть определённые методические затруднения, связанные с выстраиванием стратегии формирования функциональной грамотности в процессе обучения математике. Таким образом, наблюдается нарастающее противоречие между значимостью в современной школе такого образовательного результата как функциональная грамотность и отсутствие методических материалов, направленных на формирование данного качества у обучающихся.
Проблема исследования заключается в поиске результативных методических решений формирования и развития функциональной грамотности обучающихся на основе использования контекста повседневной жизни.
В соответствие с данной проблемой сформулирована тема исследования: «Формирование функциональной грамотности обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике на основе использования контекста повседневной жизни».
Объектом исследования является процесс обучения математике в 5-6 классах.
Предмет исследования: методическое обеспечение для формирования функциональной грамотности на уроках математики в 5-6 классах на основе использования контекста повседневной жизни.
Цель: описать теоретические и методические аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся 5-6 классов на основе использования контекста повседневной жизни.
Гипотеза: если в процессе обучения математике в 5-6 классах
использовать комбинации различных методов и приемов организации учебной деятельности, комплекс заданий на основе использования контекста повседневной жизни, то это позволит повысить уровень функциональной грамотности обучающихся и их мотивацию к обучению.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать содержание обучения математике на современном этапе и выявить дидактические условия формирования функциональной грамотности.
2. На основе анализа научно-методической литературы описать общее понятие контекста повседневной жизни и его дидактический потенциал для формирования функциональной грамотности в процессе обучения математике.
3. Разработать методическое обеспечение для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-6 классов, включающее комплекс математических задач.
4. Проверить в ходе экспериментальной работы эффективность применения способов и приёмов формирования функциональной грамотности у обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике на занятиях курса.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно
методической и учебной литературы по проблеме исследования, моделирование); эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, измерение, педагогический эксперимент).
Научная новизна исследования: обоснована возможность применения специальных способов и приёмов при обучении математике на основе использования контекста повседневной жизни, при помощи которых формируется функциональная грамотность обучающихся 5-6 классов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации в образовательной практике авторских заданий по математике с применением различных способов и приёмов формирования функциональной грамотности на основе использования контекста повседневной жизни.
Опытно-экспериментальная база: МАОУ Гимназия № 13 "Академ" г. Красноярска. Апробация результатов исследования: обсуждались на школьном методическом объединении учителей математики гимназии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка. В первой главе описаны основные подходы к изучению понятия «функциональная грамотность», выделены дидактические условия формирования функциональной грамотности в процессе обучения. Дано описание контекста повседневной жизни и его дидактический потенциал для формирования функциональной грамотности.
Во второй главе представлено методическое обеспечение для формирования функциональной грамотности, выделены основные методы и приемы ее формирования, а также составлен комплекс заданий на основе использования контекста повседневной жизни, представлены технологические карты уроков математики в 5-6 классах, а также результаты опытно - экспериментальной работы. В работе приведены таблицы, рисунки и приложения.
На основе исследования научно -методической и психологопедагогической литературы была рассмотрена трактовка определений «функциональная грамотность» и «контекст повседневной жизни», а также дидактический потенциал их реализации в качестве эффективного средства мотивации в обучении математике в 5-6 классах.
Контекст повседневной жизни рассматривается в рамках концепции ситуативного обучения, в то время как под функциональной грамотностью понимают способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Данные понятия направлены на формирование личности, обладающей таким набором компетенций как: коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и др.
В работе были выделены следующие условия, которые необходимо учитывать педагогу при формировании функциональной грамотности:
1. Создание благоприятной обстановки для формирования функциональной грамотности;
2. Включение в учебный процесс наглядных материалов (диаграммы, схемы, таблицы и др.);
3. Создание условий для сотрудничества и взаимодействие учитель- ученик, ученик-ученик;
4. Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Вышеперечисленные дидактические условия обеспечивают
максимальную эффективность в развитии функциональной грамотности обучающихся 5-6 классов в процессе изучения математики на основе использования контекста повседневной жизни.
В работе содержатся разнообразные способы и приемы организации учебной деятельности, направленной на формирование функциональной грамотности. Также разработаны технологические карты уроков с использованием методов формирования ФГ на основе использования контекста
повседневной жизни для обучающихся 5-6. В ходе экспериментальной работы была подтверждена их эффективность. Исследование проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения Гимназии №13 в 6 «Г» классе - экспериментальная группа и 6 «З» класс - контрольная группа. На момент экспериментальной работы в данных классах находилось по 28 человек. В процессе проведения исследования тенденция повышения заинтересованности обучающихся 6 «Г» класса за счет включения в
образовательный процесс нового элемента - задач с использованием контекста повседневной жизни. Обучающиеся по-новому взглянули на изучение математики в школе. Ребята увидели взаимосвязь не только с другими предметами, но и наблюдали практическую значимость и важность математики в их повседневной жизни. Первоначальный уровень мотивации обучающихся был недостаточно высок для успешного основания предметных знаний, однако к концу исследования он повысился - это доказывают результаты повторной самостоятельной работы. В 6 «З» классе значительных изменений не
произошло, следовательно, можно сделать вывод, что по сравнению с разработанными нами, типичные задания, используемые при традиционном обучении, не оказывают значительного влияния на формирование функциональной грамотности обучающихся.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что в настоящее время контекст повседневной жизни является одним из основных инструментов обучения. Его можно охарактеризовать как особую сферу жизни человека, главным фактором которого является обыденная деятельность. Практико-ориентированные задачи в свою очередь помогают учителю реализовать контекст повседневной жизни на уроках, в частности на уроках математики. Следует отметить, что включение в учебную деятельность уроков, формирующих функциональную грамотность требуют значительной подготовительной работы учителя. Но тем не менее, от этого зависит результат обучения.
Итак, цель работы была достигнута, а все задачи выполнены. Гипотеза получила частичное подтверждение, для более детального ее подтверждения необходимо продолжать опытно-экспериментальную работу.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении актуальной на сегодняшней темы, улучшении уровня развитости функциональной грамотности, а также поиск новых методов и образовательных технологий, направленных на формирование отдельных компонентов функциональной грамотности.
1. Robert G. & Patricia M. Erickson Contextual Teaching and Learning: Preparing Students for the New Economy // The Highlight Zone. - 2001. - №5. - С. 2-3.
2. Baranauskiene I., Tomeniene L. Creation of the Methodology of the Development of Functional Mathematical Literacy in the 8 form of Mainstream School // Rezeknes Augstskola 2015. №3 vol. 54
3. Kirsch I., Guthrie J. T. The concept and measurement of functional literacy // Reading Research Quarterly. 1977. No. 13. Р. 485-507.
4. Mallows, D. (2017). Functional Literacy and Early School Leaving. EPALE. URL: https://epale.ec.europa.eu/en/blog/functional-literacy-and-early-school-leaving (date of application 17.05.2023)
5. Mesesan, N., & Albulescu, I. (2019). The Cultivation Of Functional Literacy By Holistic Education Literature Review. In V. Chis, & I. Albulescu (Eds.), Education, Reflection, Development - ERD 2018, vol 63. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 192-202). Future Academy. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.06.25.
6. Rosa H. Leading a life: Five key elements in the hidden curriculum of our schools. - 2013. - №2. - С. 97-100.
7. Zulpukarova D., Features of competence-oriented task use at mathematics lessons // Bulletin of Science and Practice. - 2020. - №6. - С. 289-291
8. PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/pisa (дата обращения 26.04.2024).
9. Scribner S., Cole M. The psychology of literacy. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1981. 336 p.
10. TIMSS (Международное исследование качества математического и естественно-научного образования) [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/timss (дата обращения 07.03.2021)
11. Аликина В.А. Применение в процессе обучения математике технологий, ориентированных на формирование функциональной грамотности обучающихся / Материалы Международной научно-практической конференции 27-28 сентября 2023 г. - Псков: Псковский государственный университет, 2023.
• 8-13.
12. Атутов П.Р. Политехническое образование и рынок труда // Учащаяся молодежь и рынок: сб. материалов Междунар. науч. -практ. конф. (г. Брест, 2729 окт. 1992 г.). М.: НИИ трудовой подготовки и профориентации, 1992. С. 2628.
13. Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика // Математика в школе. 1982. № 2. С. 40-43.
14. Большой энциклопедический словарь : официальный сайт. - Академик. 2000-2024. URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf7enc3p/ (дата обращения 12.05.2024)
15. Борисова Е.Б., Бородина Е.А. Практико-ориентированные задачи по анализу в школьном курсе математики //Студенческая наука и XXI век. - 2018.
• №. 1-2. - С. 49-51....50