Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование читательской грамотности обучающихся многонациональных классов в процессе обучения математике в основной школе

Работа №158574

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования читательской грамотности обучающихся многонациональных классов 9
1.1. Современные подходы к формированию читательской грамотности
обучающихся 9
1.2. Специфика организации образовательного процесса в
многонациональных классах 21
1.3. Дидактические возможности формирования читательской грамотности
обучающихся в условиях многонационального коллектива 30
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Организация обучения математике в 5-7 классах, направленного на формирование читательской грамотности в условиях многонационального коллектива 40
2.1. Целевой и содержательный компонент методики формирования
читательской грамотности обучающихся в условиях многонационального коллектива 40
2.2. Технологический компонент методики формирования читательской
грамотности обучающихся в условиях многонационального коллектива 52
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
читательской грамотности обучающихся 60
Выводы по второй главе 71
Заключение 72
Список литературы 74
Приложение А 81
Приложение Б.1 82
Приложение Б.2 83
Приложение В 85
Приложение Г.1 87
Приложение Г.2 88
Приложение Д.1 89
Приложение Д. 2 90
Приложение Е.1 91
Приложение Е.2 92
Приложение Ж.1 93
Приложение Ж.2 94
Приложение 3 95

Формирование читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности является одним из важных образовательных результатов в современной школе. Читательская грамотность является одним из важнейших навыков для успешной жизни, ее необходимо формировать комплексно, развивая навыки смыслового чтения в процессе изучения каждого учебного предмета, в том числе математики. Требования к развитию читательской грамотности и навыков смыслового чтения в процессе обучения зафиксированы также и в федеральных образовательных стандартах.
Исследования по изучению навыков смыслового чтения и формированию читательской грамотности стали предметом изучения в работах А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, М.П. Воюшиной, А.А. Леонтьева, Л.А. Мосуновой, Т.Д. Полозовой, Г.А. Цукерман и др. Чаще всего исследователи обращались к проблемам формирования, а также последующего развития навыков смыслового чтения.
В зарубежной литературе опыт поддержки и привлечения к чтению разных слоев населения чрезвычайно обширен и разнообразен. Вопросами формирования читательской грамотности, её структурными компонентами и инструментами развития занимаются следующие исследователи: B.L. Becker, K.K. Frankel, A.K. Garcia, P.D. Pearson, M.W. Rowe, K.T. Szabo, P.L. Thomas и др. В мировом образовательном сообществе ежегодно проводится масштабный мониторинг массового чтения. Практика международных сравнительных исследований получает все большее распространение. В последние годы они сосредоточились на изучении чтения как для взрослых, так и для молодого поколения в новых форматах, включая чтение с экрана, и влиянии новых информационных технологий на процесс чтения. В последние десятилетия чтение взрослых изучалось с точки зрения функциональной грамотности (или неграмотности), то есть набора навыков, необходимых для эффективной жизни в современном обществе. В настоящее время существует ряд исследований, направленных на изучение методических и дидактических особенностей формирования читательской грамотности в процессе обучения математике. Данными вопросами активно занимались методисты О.В. Баталова, О.С. Таизова, были созданы измерительные материалы для учащихся 5-9 классов по оценке читательской грамотности под редакцией Г.С. Ковалевой. Е.Э. Кочурова в своей работе в качестве средства формирования смыслового чтения использует текстовые задачи и тексты различного типа: информационно-содержательный, инструктивный, справочный и текст-обращение.
В последние годы учителя современной общеобразовательной школы сталкиваются с реалиями обучения детей-билингвов и детей-инофонов, для которых русский язык не является родным. Однако, вместе с тем, в отборе методик обучения он не может квалифицироваться как иностранный по причине того, что в программе общеобразовательной школы имеет статус основного государственного. В реальности же обучение осуществляется в смешанных языковых коллективах, представленных детьми, для которых русский язык является родным и единственным, детей-инофонов, которые осваивают русский язык практически с нуля, не имея практики общения на нём даже в семейной среде, и детей-билингвов, для которых русский язык не является родным, но может быть частично (в различной степени) освоенным в ходе бытовой коммуникации.
На сегодняшний день многие учителя сталкиваются с нехваткой методических и дидактических материалов для формирования читательской грамотности в условиях многонационального класса, в том числе и на уроках математики.
В связи с этим в теории и методике обучения математике существует проблема формирования читательской грамотности в процессе обучения математике, которая заключается в отсутствии адекватного методического обеспечения и конкретных методических рекомендаций для учителя в условиях поликультурной школы. Поэтому разработка методических материалов для учителя в контексте данной проблемы является актуальной для современной школы.
Таким образом, тема исследования была сформулирована следующим образом: «Формирование читательской грамотности обучающихся
многонациональных классов в процессе обучения математике в основной школе».
Проблема исследования состоит в поиске ответа на следующий вопрос: как реализовать процесс обучения математике в 5-7 классах, чтобы результативно формировать читательскую грамотность обучающихся многонациональных классов?
Для ответа на данный вопрос нами будет разработан ряд уроков, занятий и комплекс заданий по математике в 5-7 классах для урочной и внеурочной деятельности обучающихся с различным уровнем владения русским языком. К заданиям будут предложены методические рекомендации, которые позволят применить методику другим преподавателям.
Объектом данного исследования является процесс обучения математике обучающихся 5-7 многонациональных классов.
Предмет исследования - методика формирования читательской грамотности в процессе обучения математике в основной школе в условиях многонационально класса.
Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной методики формирования читательской грамотности у обучающихся многонациональных классов в процессе обучения математике в основной школе.
Гипотеза исследования: процесс обучения математике будет
способствовать формированию читательской грамотности обучающихся в условиях многонационального класса, если:
- выявлены основные приёмы и методы в обучении математике, направленные на формирование читательской грамотности и соответствующие требованиям современного образования;
- определены, разработаны и используются специальные задания, направленные на формирование читательской грамотности, способствующие повышению мотивации обучающихся многонациональных классов при изучении математики.
Для достижения планируемой цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать современные подходы к определению и формированию читательской грамотности, представленные в зарубежной и отечественной литературе.
2. Выделить организационно-дидактические условия обучения математике обучающихся многонационального класса в аспекте требований федерального стандарта.
3. Разработать комплекс заданий, направленных на формирование читательской грамотности в процессе обучения математике в 5-7 классах, и методические рекомендации к ним.
4. Проверить эффективность разработанной методики формирования читательской грамотности в процессе обучения математике в ходе экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы, как анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование школьников, организация и проведение педагогического эксперимента.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Определения читательской грамотности менялись с течением времени, отражая изменения в обществе, экономике, культуре и технологиях. Чтение больше не считается способностью, приобретенной только в детстве, в первые годы обучения в школе. Вместо этого читательская грамотность рассматривается как расширяющийся набор метапредметных знаний, навыков и стратегий, которые люди развивают на протяжении всей жизни в различных контекстах, посредством взаимодействия с окружающим миром.
Несмотря на множество исследований по формированию и оценке читательской грамотности обучающихся, нельзя не заметить низкие показатели российских школьников в различных диагностических работах, как международных, так и региональных исследованиях.
Ситуация с показателями образовательных результатов усугубляется с ростом числа иностранных граждан в стране. Многие учителя не готовы к подобным изменениям из-за нехватки методических и дидактических разработок в данной области. Необходимо оказать должную поддержку обучающимся-иммигрантам для более эффективной интеграции в образовательный процесс. Необходим комплексный подход в решении данной проблемы: важно учитывать потребности обучающихся, особенности культуры и языка, а также сотрудничать с родителями и другими специалистами для достижения наилучших результатов.
В ходе работы нами были выполнены поставленные задачи. На основе анализа нормативно-правовых документов, психолого-педагогической и научно-методической литературы было определено понятие читательской грамотности, выделены основные читательские умения, уровни сформированности читательской грамотности и критерии к ним.
Также нами были выделены основные особенности организации образовательного процесса в многонациональном классе и основные подходы к формированию читательской грамотности у обучающихся- иммигрантов. Основными методами и приёмами развития читательских умений обучающихся поликультурного коллектива являются дифференцированный подход, работа со словарём, развитие лексики и до.
Также нами был разработан курс внеурочных занятий, направленный на формирование читательской грамотности у обучающихся с разным уровнем владения русским языком. Приведены примеры заданий, развивающих читательские навыки и предложены рекомендации по их применению.
На базе четырёх классов, обучающихся в МАОУ СШ № 150 им. Героя Советского Союза В.С. Молокова г. Красноярска, была проведена опытно­экспериментальная работа. А также апробирован комплекс заданий, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся на уроках математики.
В ходе работы была замечена положительная тенденция формируемости читательской грамотности обучающихся 5-7 классов с помощью разработанной методики и текстовых заданий. В условиях поликультурного коллектива хотелось бы отметить особую значимость потенциала внеурочной деятельности. Обучающимся контрольной группы достичь заметных изменений уровня читательской грамотности не удалось.
Таким образом, задачи, поставленные нами в данной работе, были реализованы в ходе исследования, а выдвинутая гипотеза частично подтверждена. Для более полного подтверждения необходимо продолжить экспериментальную работу. Проводить интегрированные уроки по математике необходимо и целесообразно.
Перспективы дальнейшего исследования данной проблемы видятся в дальнейшей разработке методического обеспечения уроков, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся в условиях многонациональных классов, в том числе с использованием цифровых образовательных ресурсов и компьютерных сред.


1. Becoming a nation of readers: The report of the commission on reading / Anderson R. C. [et al]. Washington, 1985. 147 p.
2. Brunello G., Rocco L. The effect of immigration on the School Performance of Natives: Cross Country Evidence Using PISA Test Scores. // Discussion Paper Series. 2011. No. 5479. pp. 1-25.
3. Cattaneo, M.A., Wolter, S.C. Better migrants, better PISA results: Findings from a natural experiment. // IZA J Migration. 2015. No 4. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1186/s40176-015-0042-y (дата обращения: 13.08.2023)
4. Soziale integration und leistungsforderung. Thematischer bericht der erhebung PISA / Coradi V. M. [et al]. Neuenburg, 2003. 243 p.
5. Entorf H., Tatsi E. Migrants at school: educational inequality and social interaction in the UK and Germany. // Discussion Paper Series. 2009. No. 4175. pp 1-31.
6. From «What Is Reading?» To «What Is Literacy?» / Frankel, K.K. [et al] // The Journal of Education, 2016. No. 3. pp. 7-17.
7. International Association for the Evaluation of Educational Achievement [Электронный ресурс] URL: https://www.iea.nl/ (дата обращения: 13.03.2023)
8. Jensen P., Wurtz R.A. The effect of immigrant concentration in schools on native and immigrant children’s reading and math skills. // Econ Educ Rev. 2011. No. 30(6). pp. 1503-1515.
9. OECD. (2013b). PISA 2015: Draft questionnaire framework. Paris,
France: OECD Publishing. [Электронный ресурс] URL:
http://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/PISA-2015-draft-questionnaire- framework.pdf (дата обращения: 25.05.2023)
10. Ohinata A. How immigrant children affect the academic achievement of native Dutch children. // Econ J. 2013. No. 123(570). pp. 308-331.
11. PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста) [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/pirls (дата обращения 05.02.2023)
12. PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/pisa (дата обращения 05.02.2023).
13. PISA 2022 Insights and Interpretations [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/PISA%202022%20Insights%20and%20Interpretations. pdf (дата обращения: 25.05.2023)
14. Rangvid B.S. Sources of immigrants’ underachievement. // Educ Econ. 2007. No.15(3). pp. 293-326.
15. Sund K. Estimating peer effects in Swedish high school using school, teacher and student fixed effects. // Econ Educ Rev. 2009. No. 28 pp. 329-336...52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ
Loading...