Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЛЕТНЕМ ПРИШКОЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Работа №158572

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
ВЕДЕНИЕ 10
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ 13
1.1. Сущность и содержание понятия экологической культуры 13
1.2. Возможности пришкольного лагеря экологической направленности при
формировании экологической культуры 18
1.3. Современное состояние проблемы формирования экологической
культуры обучающихся 28
II. РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННСТИ ДЛЯ ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ МАОУ СОШ №8 Г.
ШАРЫПОВО 36
2.1. Опыт работы пришкольных лагерей в г. Шарыпово 36
2.2. Природно-ресурсный потенциал Шарыповского района 40
2.3. Образовательная программа экологической направленности для
пришкольного лагеря МАОУ СОШ №8 г. Шарыпово 43
III. АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
«ДЕТИ МИРА» В УСЛОВИЯХ ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ 55
3.1. Организация и ход педагогического эксперимента 55
3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 76

Напряженная экологическая обстановка в мире является прямым показателем низкой экологической образованности людей. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" гласит, что один из основных принципов охраны окружающей среды - это организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры [2]. Школа в этом плане являться одной из основных площадок для решения данного вопроса.
Экологизация школ в России проходит медленно. В настоящее время экология в средних школах, в основном, изучается в рамках естественнонаучных предметов и отсутствует как самостоятельный предмет. Из этого вытекает, что знания в вопросах экологии обучающихся будут частичными и поверхностными, что маловероятно приведет к формированию целостной картины мира и восприятию себя как его части.
Главным для экологического образования являются знания о взаимодействии социума и окружающей среды, нужные любому представителю человечества вне зависимости от его серы деятельности и дальнейшей профессии [36]. Важность формирования экологической культуры как результата образования можно увидеть в концепции федеральных государственных образовательных стандартах [3]. Значимость формирования такой культуры личности школьника является одной из целей биологического образования (И.Н. Пономарева, В.В. Пасечник, Н.З. Смирнова и др.).
Педагог должен создать условия, в которых экологическая культура будет формироваться комфортно и гармонично для обучающегося. Фундаментом для формирования такой культуры, в обязательном порядке, должны служить экологические и биологические знания.
Такая научная проблема, как формирование экологической культуры уже исследовалась ученными (С.А. Карпеев, Т.В. Кузнецова, Е.В. Яковлева и др.), но теоретическая и практическая сторона этого вопроса поныне противоречивы, поэтому нуждаются в опытно-экспериментальном исследовании. Из школьного естественнонаучного цикла обучающиеся шестых классов уже имеют необходимый минимум теоретических знаний, опираясь на который можно развивать экологическую культуру личности. Представители этого возраста нуждаются в возложении на них ответственности. Обучающиеся нового поколения высоко ценят свой физический и психологический комфорт, а также тонко чувствуют свою связь с окружающей средой. Именно это поколение может вывести страну из экологического кризиса, если дать им верное направление.
Тенденции развития экологического образования протекают медленно, но новое поколение, воспитанное с глубоким пониманием духовно­нравственных проблем экологии и ориентированных на устойчивое развитие, поспособствует скорейшей экологизации школьного образования.
Несмотря на то, что экологические способности, формирующиеся на уроках биологии, являются ограниченными, их можно восполнить, организовав на территории школы экологический лагерь, что позволит дополнить школьные занятия, которые по большей степени являются теоретическими, насыщенной практической деятельностью.
Все выше сказанное определяет выбор темы нашего исследования.
Объект: Формирование экологической культуры современных
школьников.
Предмет: Образовательная среда пришкольного экологического
лагеря, способствующая формированию экологической культуры обучающихся.
Гипотеза: формирование экологической культуры обучающихся будет происходит успешно, если будет организован пришкольный лагерь и разработана образовательная программа экологической направленности с учетом особенностей района ее проведения.
Цель исследования: Выявить влияние образовательной среды пришкольного лагеря с экологической направленностью на формирование экологической культуры современных школьников.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы формирования экологической культуры обучающихся в условиях пришкольного лагеря с экологической направленностью в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Разработать образовательную программу экологической направленности для пришкольного лагеря МАОУ СОШ №8 г. Шарыпово.
3. Экспериментально проверить разработанную программу в условиях пришкольного лагеря с обучающимися шестых классов.
Для выполнения выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования:
• Теоретические: обобщение опыта, анализ и синтез (сравнительно- сопоставительный, моделирование); обобщение опыта.
• Эмпирические: опрос (заочный); наблюдение; тестирование; эксперимент; контент-анализ (изучение результатов деятельности обучающихся).
• Статистические: количественная и качественная обработка результатов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В психолого-педагогической и методической литературе проблема формирования экологической культуры школьников изучена достаточно основательно: обоснована сущность понятия «экологическая культура», рассмотрены особенности методики формирования экологической культуры в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, разработаны разнообразные средства воспитания экологической культуры и др. Анализ состояния формирования экологической культуры в практике работы учителей позволил определить ряд дефицитов, одним из которых является ограниченность практической деятельности школьников в области экологии.
2. Восполнить дефициты в формировании экологической культуры обучающихся возможно при использовании образовательной среды пришкольного лагеря экологической направленности.
При разработке программы пришкольного лагеря экологической направленности особое внимание было уделено природному образовательному потенциалу Шарыповского района, отбору эффективных методов работы с обучающимися, основой которых стала практическая деятельность школьников.
3. Апробация разработанной программы в условиях пришкольного лагеря экологической направленности показала свою эффективность в формировании экологической культуры шестиклассников. Отобранные формы и методы практической деятельности успешно использовались нами в ходе формирующего эксперимента. Совокупность всех этих факторов дала возможность получить высокий результат.
Таким образом, задачи решены, цель работы достигнута и гипотеза исследования подтверждена.
Материалы диссертации апробировались нами на следующих конференциях:
• IX Всероссийская (с международным участием) научно­методическая конференция «Инновации в естественнонаучном образовании», Красноярск, 2017
• Биологическое и экологическое образование: Проблемы, состояние и перспективы развития, Махачкала, 2018
• X Всероссийская (с международным участием) научно­методическая конференция «Инновации в естественнонаучном образовании» в рамках VII Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», г. Красноярск, 2018
• XVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы», г. Красноярск, 2019


1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 72 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413. г. Москва.
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
5. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления» от 13 июля 2017 г. № 656, г. Москва.
7. СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» // Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от. - 2010. - Т.
29.
8. Типовое положение «О детском оздоровительном лагере» утв. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. № 18-2/10/1-7164.
9. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии / Под ред. Андреевой Н.Д. (1-е изд.) учебник. - М.: Академия, 2009. - 208 с.
10. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. - 2010. - №10. - 22 с.
11. Белова Е.Н. Разработка программ для учреждения дополнительного образования детей. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2010. - 172 с.
12. Богданова Р.У. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования // Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. - СПб.: 1995. С. 37-41.
13. Буданов В.И. Природные ресурсы России. Территориальная локализация, экономические оценки. - Новосибирск: Сибирское отделение РАН, 2007. - 459 с.
14. Васильева П.Д. Обучение химии. - СПб.: КАРО, 2003. - 128 с.
15. Вербицкий А.А., Нечаев Н.Н. Концептуальные основы непрерывного образования. - М., 1989. - 149 с....70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ