Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме изучения различий в параметрах сформированности личностной идентичности представителей разных этнических групп 10
1.1. Понятие идентичности в отечественной и зарубежной
психологии 10
1.2. Основные параметры личностной идентичности, их
формирование 14
1.3. Личностная идентичность представителей разных этнических
групп 22
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в параметрах сформированности личностной идентичности представителей разных этнических групп 31
2.1. Описание процедуры и методов исследования 31
2.2. Анализ результатов диагностики личностной идентичности и ее
параметров у представителей разных этнических групп 34
2.3. Результаты исследования различий и связей в параметрах
сформированности личностной идентичности представителей разных этнических групп 42
2.4. Содержательные характеристики личностной идентичности
представителей разных этнических групп 52
Выводы 56
Заключение 65
Список используемых источников 67
Приложение 71
Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме изучения различий в параметрах сформированности личностной идентичности представителей разных этнических групп 10
1.1. Понятие идентичности в отечественной и зарубежной
психологии 10
1.2. Основные параметры личностной идентичности, их
формирование 14
1.3. Личностная идентичность представителей разных этнических
групп 22
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в параметрах сформированности личностной идентичности представителей разных этнических групп 31
2.1. Описание процедуры и методов исследования 31
2.2. Анализ результатов диагностики личностной идентичности и ее
параметров у представителей разных этнических групп 34
2.3. Результаты исследования различий и связей в параметрах
сформированности личностной идентичности представителей разных этнических групп 42
2.4. Содержательные характеристики личностной идентичности
представителей разных этнических групп 52
Выводы 56
Заключение 65
Список используемых источников 67
Приложение 71
Актуальность исследования личностной идентичности представителей разных этнических групп обусловлена многими причинами. На сегодняшний день особо значимыми становятся вопросы, связанные с изучением проблем благополучия, самосознания и идентичности личности.
В настоящее время происходят динамичные и глубинные преобразования, затрагивающие различные сферы жизнедеятельности общества.
Идентичность выступает базовым психологическим конструктом, выражающим сущность человека.
В отношении проблемы социальной идентичности в России употребляется термин «кризис», так же, как и по отношению к экономической и политической ситуации [20].
Затруднения с определением идентичности затрагивает все население, но особо остро этот кризис переживают определенные социальные группы общества, к которым, прежде всего, относится молодежь.
Период формирования личностной идентичности молодежи характеризуется поиском «своего пути», стремлением к самореализации, формированием профессиональных компетентностей, необходимых для успешного функционирования личности.
В проблеме идентичности важен тот факт, с какой группой личность себя отождествляет, а не то, к какой социальной группе она принадлежит. В связи с этим кризис идентичности может быть также определен, как утрата положительных представлений о своей группе, а не только как трудность в обозначении своего места в обществе.
В отечественной психологии термин «идентичность» часто заменяется понятием «самосознание» и рассматривается, как многомерная структура, включающая в себя самоотношение, самосознание и самоопределение.
Степень научной разработанности проблемы. Изучением проблемы идентичности занимались многие зарубежные и отечественные авторы.
Так, исследованию проблемы идентичности в зарубежной психологии посвящены работы Э. Берна, Дж. Марсиа, Дж. Г. Мида, М. Розенберга, Ч. Кули, Э. Эриксона и др.; рассмотрением данной проблемы в рамках когнитивного подхода занимались Дж. Тернер, Г. Тэшфел и др; в рамках социологического направления - П. Бергер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, М. Хайдеггер и др.
Отечественные концепции изучения идентичности и ее отдельных компонентов: профессия, этнос, семья и т.д. отражены в трудах Г.М. Андреевой, В.В. Гриценко, И.С. Клециной, И.С. Кона, Г.У. Солдатовой,
B. Ф. Соколовой, Т.Г. Стефаненко, В.А. Ядова и др. [17, 18, 42].
Различными аспектами проблемы формирования личностной идентичности у молодежи занимались такие ученые, как Л.С. Выготский,
C. Р. Пантелеев, В.В. Столин, З. Фрейд, Л.Б. Шнейдер, Э. Эриксон и др. Общей тенденцией в исследованиях формирования личностной идентичности у молодежи является указание на ее соотношение с самопознанием, самосознанием и «Я-концепцией» [32, 38, 39].
В связи с этим важной диагностической задачей является установление связей между различными компонентами личностной идентичности, включая самоотношение, самосознание и смысложизненные ориентации.
Проблему исследования составило противоречие между достаточно тщательной изученностью различных сторон идентичности, таких как гендерная, этническая, социальная, и недостатком комплексных психологических исследований, посвященных изучению структуры личностной идентичности и параметров ее сформированности.
Цель исследования: изучение различий в параметрах сформированности личностной идентичности представителей разных этнических групп для использования диагностических данных педагогом- психологом в работе с молодежью по проблеме формирования позитивной идентичности, а также в процессе планирования и проведения социально-психологических тренингов с целью повышения личностного статуса и коррекции целеполагания в молодежной среде...
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования различий в параметрах сформированности личностной идентичности представителей разных этнических групп, было установлено, что идентичность личности является динамическим процессом, который отражает субъективно-личностные, социально-групповые знания о себе и группе.
Проблему исследования составило противоречие между достаточно тщательной изученностью различных сторон идентичности, таких как гендерная, этническая, социальная, и недостатком комплексных психологических исследований, посвященных изучению структуры личностной идентичности и параметров ее сформированности.
Рассматриваемая проблема формирования личностной идентичности молодежи до сих пор не получила комплексного изучения. Целостное исследование социально-психологических характеристик идентичности личности учащейся молодежи практически отсутствует.
В связи с этим важной диагностической задачей является установление связей между различными компонентами личностной идентичности, включая самоотношение, самосознание и смысложизненные ориентации.
Научная новизна работы состоит в том, что была выявлена связь между такими параметрами личностной идентичности, как смысложизненные ориентации, самоотношение, статус личностной идентичности, а также установлены качественные различия в параметрах сформированности личностной идентичности у представителей разных национальностей, на основе чего дано описание содержательных характеристик личностной идентичности представителей русской и татарской этнических групп.
В магистерской диссертации обоснована практическая значимость проведенного исследования, заключающаяся в том, что полученные данные могут быть использованы в таких направлениях психологии, как социальная психология, этническая психология, психология смысла и др. Результаты исследования применяются в рамках курса «Этнопсихология» при подготовке бакалавров по направлениям «Психология» и «Психолого¬педагогическое образование» на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», а также могут быть использованы в процессе планирования и проведения социально-психологических тренингов с целью повышения личностного статуса, а также коррекции целеполагания в молодежной среде.
Основные положения магистерской диссертации могут расширить представление о содержании понятия «личностная идентичность», а также осмыслить структурные компоненты личностной идентичности, рассмотренные через специфику их проявления в разных этнических группах.
Результаты проведенного анализа позволят осуществить подход к решению проблемы формирования идентичности с учетом этнической принадлежности, степени согласованности структурной организации личностной идентичности, а также смысложизненных ориентаций и самоотношения.
Представленные данные будут способствовать повышению теоретического уровня подготовки педагогов-психологов в профилактической работе с молодежью.
В магистерской диссертации дано описание содержательных характеристик личностной идентичности представителей русской и татарской этнических групп.
1. Абрамова О.В. Этническая идентичность современной мордвы (по данным этносоциологических исследований 2005-2007 гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т.12. - № 2. - 2010.
2. Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Марциновская Т.Д. / под ред. Асмолова А.Г. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монографии в 2 ч. / - М., 2011. - Ч. 2 - 339 с.
3. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности // Психология самосознания: хрестоматия / И.В. Антонова. - Самара: Бахрах-М, 2009.
4. Арутюнова Е.М. Российская идентичность в представлениях московских студентов // Социологические исследования. 2007. № 8. С. 77-85.
5. Бочарова Е. Е. Этническая и гражданская идентичность личности представителей разных этногрупп // Изв. Сарат. Ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т.3, вып.3 (11).
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: т. 4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2008.
7. Гузельбаева Г.Я. Исламская идентичность молодых татар в республике Татарстан (по материалам социологических исследований 2008¬2012 гг.) // Ученые записки Казанского университета. 2012. Том 154, кн.6.
8. Добрынина В.И. Ментальные, социокультурные и возрастные факторы отклоняющегося поведения. Социокультурная среда молодежного экстремизма и ксенофобии: сб. материалов Междунар. науч.- практ.конф. - Белгород: Константа, 2008. С. 83-87.
9. Дробижева Л. М. Национально-гражданская идентичность в Центре и регионах России / Л. М. Дробижева // Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: пути взаимодействия» / ИС РАН, ИСПИ РАН. - М., 2008.
10. Доссэ Т. Г. Идентичность как объект исследования социальных наук / Т. Г. Доссэ, Т. В. Бугайчук // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2.
11. Дымов Э.М. Идентичность молодежи России в контексте современных социокультурных процессов. Дис. канд. филос. наук: 09.00.11 Нальчик, 2006.
12. Заковоротная М.В. Идентичность человека: социально¬философские аспекты / М.В. Заковоротная. - Ростов-на-Дону, 2009.
13. Захарова О.В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб. - метод. пособие /- Иркутск: Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2010.
14. Злоказов К.В. Вопросы развития идентичности в работах последователей Эриксона // Педагогическое образование в России. 2015. №9.
15. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. М.: Изд-во СГУ, 2009...44