Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка технологии получения трехслойного титано-алюминиевого композиционного материала с промежуточным перфорированным слоем

Работа №158559

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

материаловедение

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Области применения титано-алюминиевых композиционных материалов 7
2 Структура и свойства исходных компонентов. Взаимодействие титана и
алюминия 9
2.1 Структура и свойства титана 9
2.2 Структура и свойства алюминия 10
2.2.1 Атомно-эмиссионный анализ алюминиевого слоя композиционного материала 11
2.3 Диаграмма состояния «титан - алюминий» 13
2.4 Свойства интерметаллидов на основе титана и алюминия 15
3 Способы получения титано-алюминиевых композитов 18
3.1 Прокатка 18
3.2 Диффузионная сварка 20
3.3 Сварка взрывом 22
3.4 Самопроизвольная пропитка 24
4 Проведение патентного поиска 27
5 Исследование влияния параметров сварки взрывом на структуру и свойства
композита 33
5.1 Параметры получения слоистого композиционного материала с про-межуточным перфорированным слоем 33
5.2 Исследование микроструктуры композиционного материала 35
5.3 Измерение микротвердости композиционного материала 40
5.4 Оценка механических свойств композиционного материала 41
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А 56
Приложение Б 59
Приложение В 61
Приложение Г 63
Приложение Д 65


В настоящее время наблюдается ускорение темпов научно-технического прогресса, и, как следствие, темпов роста промышленного производства. В связи с этим, к конструкционным материалам предъявляются все более высокие эксплуатационные требования. Многие традиционные материалы - металлы и сплавы - зачастую не соответствуют этим требованиям. Поэтому в настоящее время во многих отраслях промышленности растет спрос на относительно новый класс конструкционных материалов - композиционные материалы. По сравнению с традиционными материалами, композиты обладают существенным преимуществом - они сочетают в себе только достоинства составляющих их компонентов, при этом их недостатки в композите не проявляются. Кроме того, применение этих материалов позволяет снизить массу летательных аппаратов, автомобилей, судов, увеличить КПД двигателей, а также создать новые конструкции, обладающие высокой работоспособностью и надежностью [1, 2].
Особое внимание специалисты обращают на слоистые композиционные материалы (далее - СКМ). Их применение позволяет не только повысить надежность и долговечность деталей и оборудования, но и существенно сократить расход высоколегированных сталей, снизить энергоемкость и металлоемкость, расходы на техническое обслуживание, производство запчастей и ремонт оборудования. СКМ применяют в строительстве, машиностроении, авиастроении, приборостроении, химической и нефтехимической промышленности и ряде других отраслей промышленности. Их используют в качестве несущих конструкций, переходников, приспособлений и деталей, обладающих специальными свойствами [3].
В частности, благодаря своим уникальным физическим и механическим свойствам, широкое применение в промышленности находят композиционные материалы на основе титана. Основные его достоинства - относительно высокая прочность (по этому показателю титан не уступает большинству легированных сталей), хладостойкость, коррозионная стойкость (титан, в частности, стоек в таком сильном окислителе, как азотная кислота). Кроме того, титан имеет сравнительно небольшую плотность р = 4,71 г/см3, за счет чего возможно уменьшение массы деталей, изготовленных из данного металла. В связи с указанными преимуществами, титановые сплавы используются в машиностроении (в частности, в автомобилестроении), ракето- и авиастроении, космической технике, судостроении, химической, криогенной и пищевой промышленности, нефтегазовой отрасли, медицине и других областях [1, 4-7]. Недостатком самого титана считается низкий модуль упругости, т.е. он непригоден для изготовления жестких конструкций...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе выполнения выпускной квалификационной работы решалась проблема исследования технологии получения слоистого композиционного материала системы «титан - алюминий». По итогам работы можно сделать следующие основные выводы:
а) Проведен аналитический обзор структуры и свойств титана ВТ1-0 и алюминия АД1, описано взаимодействие исследуемых материалов. Определены возможные типы интерметаллидов, которые могут быть образованы на границе раздела титана и алюминия (TiAl, Ti3Al, TiAl2, TiAl3, Ti9Al23).
б) Проведен обзор методов получения титано-алюминиевых слоистых композиционных материалов. Показано, что наиболее рациональным является применен сварки взрывом.
в) Осуществлены патентные исследования по разнородным, в том числе ти- тано-алюминиевым, композиционным материалам, полученным по технологии сварки взрывом. Были выявлены 10 патентов по улучшению прочности, жесткости, жаростойкости, износостойкости композиционных материалов, полученных сваркой взрывом.
г) Изучена микроструктура полученного слоистого композиционного материала с промежуточным перфорированным слоем. На образце, вырезанном в направлении, совпадающим с направлением прохождения точки контакта, выявлена волнообразная конфигурация границы раздела, характерная для соединений, полученных сваркой взрывом. Также была обнаружена интерметаллическая прослойка на границе раздела исходных металлов, что подтвердило предположение об образовании химических соединений при использовании форсированных режимов сварки взрывом...


1. Арзамасов, Б.Н. Материаловедение [Текст]: учеб. для вузов / Б.Н. Арза- масов, В. И. Макарова, Г. Г. Мухин. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. - 648 с.
2. Карабасов, Ю.С. Новые материалы [Текст]: учебник / Ю.С. Карабасов [и др.]. - М.: МИСИС, 2002. - 736 с.
3. Ковтунов, А.И. Слоистые композиционные материалы [Текст]: учебное пособие / А.И. Ковтунов, С.В. Мямин, Т.В. Семистенова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. - 75 с.
4. Афонин, В.К. Металлы и сплавы [Текст]: справочник / В.К. Афонин [и др.]. - СПб.: АНО НПО Профессионал, 2003. - 1090 с.
5. Зубков, Л.Б. Космический металл: все о титане [Текст]: учебник / Л.Б. Зубков. - М.: Наука, 1987. - 128 с.
6. Чечулин, Б.Б. Титановые сплавы в машиностроении [Текст]: учебное пособие / Б.Б. Чечулин. - Л.: Машиностроение, 1977. - 248 с.
7. Абковиц, С. Титан в промышленности [Текст]: пер. с англ. / С. Абковиц, Дж. Бурке, Р. Хильц. - М.: Оборонгиз, 1957. - 145 с.
8. Говоркян, Н.А. Получение металлокерамического титана и его свойства [Текст] / Н.А. Говоркян, Б.С. Раковский // Порошковая металлургия. - 1968. - С. 227-232.
9. Анциферов, Б.Н. Спеченные сплавы на основе титана [Текст]: учебник / Б.Н. Анциферов, Б.С. Устинов, Г.Г. Олесов. - М.: Металлургия, 1984. - 168 с.
10. Петрунько, А.Н. Титан в новой технике [Текст]: учебник / А.Н. Пет- рунько, Ю.Г. Олесов, В.А. Дрозденко. - М.: Металлургия, 1979. - 160 с.
11. Cao, R. On the mechanism of crack propagation resistance of fully lamellar Ti-Al alloy [Текст] / R. Cao [et al.] // Materials Science and Engineering, 2006. - V. A420. - P. 122-134.
12. Zheng, R.T. The relationship between fracture toughness and microstructure of fully lamellar Ti-Al alloy [Текст] / R.T. Zheng [et al.} // J. Mater. Sci. - 2007. - V. 42.
- P. 1251-1260.
13. Xiao, Lv. Thermal stability of in situ synthesized high temperature titanium matrix composites [Текст] / Lv Xiao [et al.] // Journal of Alloys and Compounds. - 2009.
- V. 467. - P. 135-141.
14. Adharapuraru, R.R. Effects of ductile laminate thickness, volume fraction, and orientation on fatigue-crack propagation in Ti-AhTi metal-intermetallic laminate composites [Текст] / R.R. Adharapuraru, K.S. Vecchio, F. Jiang, A. Rohatgi // Metallurgical and materials transactions: A. - 2005. - V. 6. - Р. 1595-1608.
15. Евич, Я.И. Температурная зависимость предела текучести сплавов на основе триалюминида титана с L12-решеткой [Текст] / Я.И. Евич [и др.] // Электронная микроскопия и прочность материалов: сб. науч. тр. - 2009. - № 16. - С. 98-103...75


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ