Изучение гендерной типизации и гендерных установок у юношей - представителей разных молодежных субкультур
|
Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Полоролевые стереотипы и их исследования 8
1.2. Этапы гендерной социализации 17
1.3. Гендерные отношения в молодежной среде и факторы их
формирования 24
1.4. Молодежные субкультуры, их виды и характеристики. Российская
специфика молодежной субкультуры 29
Глава 2. Изучение различий в показателях гендерной типизации и гендерных установок у представителей разных молодежных субкультур
2.1. Описание выборки, процедуры и методов исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 47
Выводы 60
Заключение 62
Список используемых источников 63
Приложение 1 68
Приложение 2 71
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Полоролевые стереотипы и их исследования 8
1.2. Этапы гендерной социализации 17
1.3. Гендерные отношения в молодежной среде и факторы их
формирования 24
1.4. Молодежные субкультуры, их виды и характеристики. Российская
специфика молодежной субкультуры 29
Глава 2. Изучение различий в показателях гендерной типизации и гендерных установок у представителей разных молодежных субкультур
2.1. Описание выборки, процедуры и методов исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 47
Выводы 60
Заключение 62
Список используемых источников 63
Приложение 1 68
Приложение 2 71
В последние десятилетия гендерная тематика приобрела большое распространение и отражена в научных разработках междисциплинарной исследовательской практики. Сегодня гендерные проблемы уже не рассматриваются лишь как психологические различия между представителями мужского и женского пола. Проводимые в настоящее время исследования в большей мере посвящены интерпретации выявленных психологических различий между полами, особое внимание уделяется влиянию полоролевых стереотипов на процесс гендерной идентификации и конструированию гендера в процессе социализации.
Вместе с тем, стереотипы мужского и женского чаще рассматривают применительно к семье и к профессиональной сфере. В отечественной психологии большее число работ посвящено гендерной социализации детей на ранних этапах онтогенеза. Проблема формирования полоролевых образов и гендерной идентичности юношества только обозначена, ее можно отнести к недостаточно разработанным в психологии темам, несмотря на реальный практический запрос.
Подростковый возраст и юность - наиболее динамичные периоды становления гендерной идентичности личности. По мнению Э. Эриксона, именно в этом возрасте, происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию в результате отказа от одних и принятия других [46]. Изменяются интересы, мотивы деятельности, их содержание, идентификационные образы, значимость различных сфер жизни, способы преодоления трудностей.
Формируемые в этом возрасте гендерная принадлежность и полоролевая идентичность играют важную роль в процессе социализации в меняющемся для человека социокультурном пространстве, в процессе адаптации к новым для него условиям жизни. Полоролевая идентичность - одна из базовых структур самосознания и саморегуляции. Если в самосознании юноши имеется несогласованность, то оно вызывает эмоциональные реакции отвержения или неприятия своего или другого пола. Это может вызвать гендерный конфликт, влияющий на самооценку, самоуважение, коммуникативную компетентность и социальную эффективность.
В период юности формирование гендерной идентичности практически завершается. В дальнейшем возможны какие-то изменения, но сложившиеся паттерны остаются устойчивыми.
Общепринятым является мнение о том, что гендерные стереотипы усваиваются в процессе социализации, начиная с момента рождения, и особую роль в этом процессе занимает семья. Поэтому проблемы психосексуального развития подрастающего поколения принято связывать с ростом числа неполных и неблагополучных семей, с недостаточной информированностью родителей и педагогов о половозрастных психологических изменениях и необходимости соответствующих перестроек как родительского поведения, так и взаимоотношений в системе обучения и воспитания.
Однако отметим, что в юности развитие человека уже в большей степени зависит от него самого. То, что дала ему семья, он применяет в своей жизни по собственному выбору, а то, что не додала, компенсирует имеющимися у него способами. И если говорить о недостаточной сформированности представлений о способах ролевого поведения в межличностном общении, то в юности это скорее связано с отсутствием собственного устойчивого опыта ролевого взаимодействия. В подростковом возрасте и юности эффективность воздействия наблюдаемых извне моделей снижается.
Как отмечал И.С. Кон, «ребенок - не пассивный объект гендерной социализации. Опираясь на рассогласованность действий своих воспитателей, взрослых и сверстников, и собственный жизненный опыт, он выбирает из предлагаемых ему образцов что-то свое» [25].
В процессе гендерной социализации участвуют не только родители. Информация о гендерно-ролевом поведении передаётся через литературу, разговорный язык, средства массовой информации, досуговую деятельность и взаимодействие с разными социальными и возрастными группами людей. Для периода ранней юности особое значение имеет общение в рамках симметричных отношений. Принятие и усвоение сверстниками определенной половой роли запускает механизмы сравнения, подражания и заражения. Именно с референтной группой юноша соотносит себя, свои качества, свойства, свое поведение и на основе этого делает выбор.
Вопрос гендерных отношений в молодежной среде можно отнести к глобальным, поскольку молодежь можно рассматривать в качестве глобального сегмента [14]. Молодежь в большей мере, по отношению к людям других возрастных категорий включена в медиа-пространство, она легко пользуется и легко усваивает продукцию, поставляемую через интернет-источники. Кроме того, прерогативой юности и молодости являются эксперименты в разных сферах жизни. В этом возрасте к закономерностям развития относится смена увлечений, желание попробовать себя в разных ролях, примерить разные образы. В юности и молодости больше простора для экспериментов, больше возможностей для вступления в какие-то поисковые ситуации.
Целью исследования стало изучение гендерной типизации и гендерных установок у юношей - представителей разных молодежных субкультур для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике психолога при работе с лицами юношеского возраста...
Вместе с тем, стереотипы мужского и женского чаще рассматривают применительно к семье и к профессиональной сфере. В отечественной психологии большее число работ посвящено гендерной социализации детей на ранних этапах онтогенеза. Проблема формирования полоролевых образов и гендерной идентичности юношества только обозначена, ее можно отнести к недостаточно разработанным в психологии темам, несмотря на реальный практический запрос.
Подростковый возраст и юность - наиболее динамичные периоды становления гендерной идентичности личности. По мнению Э. Эриксона, именно в этом возрасте, происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию в результате отказа от одних и принятия других [46]. Изменяются интересы, мотивы деятельности, их содержание, идентификационные образы, значимость различных сфер жизни, способы преодоления трудностей.
Формируемые в этом возрасте гендерная принадлежность и полоролевая идентичность играют важную роль в процессе социализации в меняющемся для человека социокультурном пространстве, в процессе адаптации к новым для него условиям жизни. Полоролевая идентичность - одна из базовых структур самосознания и саморегуляции. Если в самосознании юноши имеется несогласованность, то оно вызывает эмоциональные реакции отвержения или неприятия своего или другого пола. Это может вызвать гендерный конфликт, влияющий на самооценку, самоуважение, коммуникативную компетентность и социальную эффективность.
В период юности формирование гендерной идентичности практически завершается. В дальнейшем возможны какие-то изменения, но сложившиеся паттерны остаются устойчивыми.
Общепринятым является мнение о том, что гендерные стереотипы усваиваются в процессе социализации, начиная с момента рождения, и особую роль в этом процессе занимает семья. Поэтому проблемы психосексуального развития подрастающего поколения принято связывать с ростом числа неполных и неблагополучных семей, с недостаточной информированностью родителей и педагогов о половозрастных психологических изменениях и необходимости соответствующих перестроек как родительского поведения, так и взаимоотношений в системе обучения и воспитания.
Однако отметим, что в юности развитие человека уже в большей степени зависит от него самого. То, что дала ему семья, он применяет в своей жизни по собственному выбору, а то, что не додала, компенсирует имеющимися у него способами. И если говорить о недостаточной сформированности представлений о способах ролевого поведения в межличностном общении, то в юности это скорее связано с отсутствием собственного устойчивого опыта ролевого взаимодействия. В подростковом возрасте и юности эффективность воздействия наблюдаемых извне моделей снижается.
Как отмечал И.С. Кон, «ребенок - не пассивный объект гендерной социализации. Опираясь на рассогласованность действий своих воспитателей, взрослых и сверстников, и собственный жизненный опыт, он выбирает из предлагаемых ему образцов что-то свое» [25].
В процессе гендерной социализации участвуют не только родители. Информация о гендерно-ролевом поведении передаётся через литературу, разговорный язык, средства массовой информации, досуговую деятельность и взаимодействие с разными социальными и возрастными группами людей. Для периода ранней юности особое значение имеет общение в рамках симметричных отношений. Принятие и усвоение сверстниками определенной половой роли запускает механизмы сравнения, подражания и заражения. Именно с референтной группой юноша соотносит себя, свои качества, свойства, свое поведение и на основе этого делает выбор.
Вопрос гендерных отношений в молодежной среде можно отнести к глобальным, поскольку молодежь можно рассматривать в качестве глобального сегмента [14]. Молодежь в большей мере, по отношению к людям других возрастных категорий включена в медиа-пространство, она легко пользуется и легко усваивает продукцию, поставляемую через интернет-источники. Кроме того, прерогативой юности и молодости являются эксперименты в разных сферах жизни. В этом возрасте к закономерностям развития относится смена увлечений, желание попробовать себя в разных ролях, примерить разные образы. В юности и молодости больше простора для экспериментов, больше возможностей для вступления в какие-то поисковые ситуации.
Целью исследования стало изучение гендерной типизации и гендерных установок у юношей - представителей разных молодежных субкультур для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике психолога при работе с лицами юношеского возраста...
Особенность социализации современной молодежи заключается в том, что она не может воспользоваться жизненным опытом предшествующего поколения. Социализация детей и отцов происходит в разных обществах, что привело к разным подходам к достижению социальных статусов и выполнению социальных ролей.
Молодежные субкультуры являются одним из факторов гендерной социализации. В них происходит освоение навыков социального и гендерного поведения, формируются специфические для юношеского возраста ценностные представления. Субкультура создает набор стандартов, по которым оценивают себя молодые люди.
Стереотипы гендерного поведения в молодежных субкультурах отличаются от общепринятых. Зачастую в них происходит полное переформатирование гендерных ролей. Маскулинные и феминные роли зачастую сливаются. Члены определенной субкультуры часто маркируются в атрибутивном плане.
Молодежные субкультуры - это социокультурное поле гендерных отношений, где часто гендерные роли маркируются иначе, нежели это принято в обществе. Происходит бессознательная, реже сознательная ассимиляция в доминирующую гендерную роль в той или иной субкультуре.
Важность изучения гендерной типизации и гендерных установок у юношей - представителей разных молодежных субкультур определяется тем, что в период юности формирование гендерной идентичности практически завершается. В дальнейшем возможны какие-то изменения, но сложившиеся паттерны остаются устойчивыми.
Полученные в проведенном исследовании результаты могут быть использованы в диагностической, консультативной и коррекционной практике психолога при работе с лицами юношеского возраста.
Молодежные субкультуры являются одним из факторов гендерной социализации. В них происходит освоение навыков социального и гендерного поведения, формируются специфические для юношеского возраста ценностные представления. Субкультура создает набор стандартов, по которым оценивают себя молодые люди.
Стереотипы гендерного поведения в молодежных субкультурах отличаются от общепринятых. Зачастую в них происходит полное переформатирование гендерных ролей. Маскулинные и феминные роли зачастую сливаются. Члены определенной субкультуры часто маркируются в атрибутивном плане.
Молодежные субкультуры - это социокультурное поле гендерных отношений, где часто гендерные роли маркируются иначе, нежели это принято в обществе. Происходит бессознательная, реже сознательная ассимиляция в доминирующую гендерную роль в той или иной субкультуре.
Важность изучения гендерной типизации и гендерных установок у юношей - представителей разных молодежных субкультур определяется тем, что в период юности формирование гендерной идентичности практически завершается. В дальнейшем возможны какие-то изменения, но сложившиеся паттерны остаются устойчивыми.
Полученные в проведенном исследовании результаты могут быть использованы в диагностической, консультативной и коррекционной практике психолога при работе с лицами юношеского возраста.



