Введение 2
Глава 1. Теоретические основы использования интерактивных методик обучения иностранным языкам в средней школе 4
1.1. Сущностные характеристики понятия «интерактивный метод» 4
1.2. Технология проведения урока в интерактивном режиме 16
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Практические основы использования интерактивных
методов обучения иностранным языкам в средней школе 22
2.1 Виды интерактивных методов обучения иностранным языкам 22
2.2 Использование метода проектов при обучении английскому языку 31
в средней школе
Выводы по второй главе 53
Заключение 54
Список литературы 56
Задачи, стоящие перед современным образованием, требуют разностороннего рассмотрения существующих подходов к обучению для повышения качества у оптимизации образовательного процесса. В определении решающих факторов при внедрении тех или иных методик в образовательный процесс большую роль играют задачи, поставленные перед системой образования на определенный период развития общества.
В свою очередь, интерактивное взаимодействие предполагает, что ученик становится и является полноправным участником учебного процесса, его личностный творческий опыт служит основным способом и источником учебного познания. Педагог не сообщает готовых знаний, но целенаправленно побуждает участников к их самостоятельному поиску и переработке. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для становления их инициативы. При интерактивном обучении происходит осознание ценности других людей, формируется потребность, в том числе, оказывать поддержку другим людям в ходе совместной деятельности.
В данной работе считаем возможным утверждать, что использование интерактивных методов оптимизирует обучение иностранным языкам в средней школе. Наиболее эффективным методом, на наш взгляд, является метод проектов.
Выявленные обстоятельства подтверждают актуальность проведённого исследования.
Цель исследования - изучение теоретических основ использования интерактивных методов и методик обучения иностранным языкам в средней школе.
Задачи исследования:
- выявить сущностные характеристики понятия «интерактивный метод»;
- выявить и описать особенности организации урока иностранного языка в интерактивном режиме;
- охарактеризовать виды интерактивных методов, применяемых при обучении иностранным языкам;
- разработать и описать проект по теме «The health resort» для учащихся 8 класса.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в средней школе.
Предмет исследования - организация урока иностранного языка с использованием интерактивных методов.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, синтез, систематизация); эмпирические (изучение и обобщение передового педагогического опыта обучения иностранным языкам с использованием интерактивных методов).
Практическая значимость исследования заключаются в разработке и описании проекта по теме «The health resort» для учащихся 8 класса.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Материал данной бакалаврской работы прошёл апробацию в школе №12 в ЗАТО Шиханы, в 2017-2018 учебном году.
Проведённый анализ теоретике-методических основ использования интерактивных методов в отечественной науке позволил сделать следующие основные выводы и заключения.
Интерактивная методика - это способ целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития. Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнёр по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Технология проведения урока или занятия в интерактивном режиме представляет собой комплекс и последовательность реализации в рамках урока или занятия разнообразных интерактивных методов, организации взаимодействия педагога и учащихся через реализацию совокупности интерактивных методов в целях более оптимального развития участников педагогического процесса
Структурно учебное занятие в интерактивной форме включает в себя следующие элементы: постановку целей и задач групповой или коллективной работы, построенных на непосредственном опыте или интересе присутствующих на занятии студентов; организация учебного пространства; формирование подгрупп; знакомство студентов с правилами сотрудничества; выработка и оптимизация системы оценок совместной учебной деятельности; создание специальных ситуаций, побуждающих студентов к интеграции усилий для решения поставленной задачи; определение методов, средств активизации познавательной деятельности и отработки студентами межличностных навыков анализа и самоанализа деятельности.
Интерактивное обучение иностранному языку одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач; обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, способствует обмену ценностными установками.
К интерактивным методикам могут быть отнесены следующие: дискуссия, «мозговой штурм», ролевые и деловые игры, кейс-метод, групповая работа, метод проектов и т. д.
Метод проектов можно рассматривать как интерактивную технологию, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск.
В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно¬управленческие, рефлексивные, умения и навыки работы в команде.
1. Арутюнов Ю. С. О классификации методов активного обучения / Ю. С. Арутюнов, И. В. Борисова, С. Г. Колесниченко, И. В. Бражников, А. А. Соловьева // Применение активных методов обучения в учебном процессе. - Рига, 1983. - С. 36-39.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.
- М.: Изд-во «Педагогика», 1995. - 192 с.
3. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку: учебное пособие для студентов пед. вузов - М.: Просвещение, 1988. - 255 с.
4. Бондаренко Н. Ю. Интерактивный подход в методике преподавания иностранных языков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 12. - С. 180-184.
5. Быхун Н. С. Интерактивные технологии в современной системе образования // Наука и современность. - 2015. - № 38. - С. 81-86.
6. Гасанова П. М. Интерактивные методы формирования лингвистической компетенции при обучении русскому языку нерусских студентов не филологов // Известия. - 2013. - № 1. - Т.6. - С.165-170.
7. Гузиекова С. М. Инновационные подходы в методике
преподавания иностранных языков // Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013.
- № 2. - С. 4.
8. Еферова А. Р. Современные интерактивные методы обучения английскому языку при формировании критического мышления // Educatio.
- 2015. - №9. - С. 33-35.
9. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 224 с.
10. Кашлев С. С. Технология развития субъектности педагога в профессиональном образовании // Педагогическое образование и наука. — 2005. - № 4. - С. 20-27.
11. Махотин Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология / Д.А. Махотин // Вестник РМАТ. - 2014. - № 1 (10). - С. 94-95.
12. Машура Е. А., Семчук Н. М. Классификация интерактивных методик обучения биологии // Ярославский педагогический вестник - 2012. - № 1 - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 73
13. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
14. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
15. Подымова Л. С. Интерактивные методы в обучении и воспитании школьников. Методическое пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 32 с.
16. Розмари С. Групповая работа с детьми и подростками. - М.: ГЕНЕЗИС, 2000. - 268 с.
17. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах. Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
18. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
19. Сосипатров Н. Е. Сазе-метод как способ интерактивного обучения гражданскому праву // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 3 (4). - С. 196-199.
20. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учеб.-метод. пособие. - Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.
21. Чечет В. В., Захарова С. Н. Активные методы обучения в педагогическом образовании: учеб.-метод. пособие. - Минск: БГУ, 2015. - 127 с.